В Казахстане хотят объединить закупки квазигоссектора одним законом

Опубликовано (обновлено )
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
В минфине считают, что это повысит прозрачность

Мажилис рассматривает поправки в законодательство о закупках квази­госсектора. Главная цель нового документа – объединить правила закупок субъектов квазигоссектора, например группы компаний «Самрук-Казына», национальных холдингов «Байтерек», «Зерде» и других нацкомпаний.

Сейчас эти процедуры регулируются разными законами. К примеру, закупки группы компаний «Самрук-Казына» проходят в соответствии с законом «О Фонде национального благосостояния» и правилами закупок, которые утверждает совет директоров самого фонда. А закупки национальных компаний, таких как «Байтерек», «Зерде» и др., – законом «О государственном имуществе» и правилами Министерства финансов.

Для понимания масштабов: в 2019 году общий объем закупок группы компаний «Самрук-Казына», как сообщили в холдинге, составил 3,6 трлн тенге, а по итогам 2020-го – 3 трлн.

На уровне закона, по аналогии с государственными закупками, внедряются механизмы предварительного обсуждения тендерной документации, предварительного протокола допуска, возможность подачи участниками тендера своих замечаний до утверждения тендерной документации, а также приостановление заключения договора в период обжалования.

Кроме того, в числе способов проведения закупок появится инструмент «Электронный магазин», который будет интегрирован с действующими на казахстанском рынке электронными магазинами. Там нацкомпании смогут закупать товары в небольших объемах, например канцелярские товары, по критерию наименьшей цены. В Минфине отмечают, что это повысит прозрачность таких малых закупок, при этом давая доступ заказчикам к качественным товарам.

В нынешнем виде проект закона состоит из 17 статей, которые описывают лишь общий порядок проведения закупок. Вице-министр финансов Канат Баедилов, презентуя депутатам мажилиса проект закона, сообщил, что «закон носит рамочный характер и предусматривает базовые принципы и положения закупок».

Как конкретно изменятся закупки квазигоссектора, станет известно из подзаконных актов, которые пропишут уже после подписания закона президентом страны.

Рамочный характер закона обусловлен особенностями работы нацкомпаний. Они в отличие от государственных органов работают на рынке, где методы госзакупок неэффективны. Много исключений делается, например, для группы компаний «Самрук-Казына» – утверждение правил закупок так и останется в ведении самого фонда. Это связано, как подчеркивается в документе, со «спецификой деятельности фонда и его статуса» и необходимостью сохранить инвестиционную привлекательность компаний фонда при проведении IPO и других форм приватизации.

В «Самрук-Казына» отметили, что текущая редакция законопроекта дает «возможность оперативно принимать необходимые решения (за два-три дня) при должном уровне контроля со стороны государства».

Закупки нацкомпаний, напомним, вывели из-под действия закона «О государственных закупках» еще в 2008 году. «Самрук-Казына» после создания в соответствии с собственным законом начал сам определять правила закупок.

Напомним, за январь 2021 года в Казахстане установлены финансовые нарушения в государственных закупках на 17 млрд тенге. Об этом на заседании правительства рассказал министр финансов Ерулан Жамаубаев. По его словам, камеральным контролем охвачено более 71,5 тыс. процедур государственных закупок на сумму 1,1 трлн тенге. По итогам проверок предупреждены нарушения на сумму 38 млрд тенге. Аудитом охвачено 120 млрд тенге бюджетных средств.

Читайте также