Казахстанцы стали тратить на треть меньше на одежду и обувь

Опубликовано (обновлено )
В 2020 году

Расходы казахстанцев на питание вне дома сократились на 33% в 2020 году по сравнению с 2019-м. Также жители страны стали на 30% меньше тратить на одежду, обувь и непродовольственные товары. Об этом рассказала директор аналитического департамента АО «Сентрас Секьюритиз» Маржан Меланич на Kazakhstan Marketing Conference, которая прошла 28 января 2021 года.

Больше всего в 2020 году казахстанцы тратили на продукты питания. Они занимают 94% от всех товаров. Соответственно за год производство продуктов питания выросло на 18,4%, а безалкогольных напитков – на 8%.

«Мы видим, что казахстанские потребители в целом, как и во всем мире, переориентируют свои расходы в пользу товаров первой необходимости. Соответственно обороты других товаров стали уменьшаться. Большинство стали отдавать предпочтение товарам со скидкой или перешли на более дешевые бренды», – отметила Маржан Меланич.

Кроме того, в 2020 году вырос спрос на покупки интернете. 45% потребителей стали чаще использовать для этого мобильные телефоны, а 38% — готовы доплачивать за доставку, если она займет меньше двух часов.

«Мы ожидаем, что в 2021 году спрос на продовольственные товары останется на уровне 2020 года, а непродовольственные товары – начнет потихоньку восстанавливаться. Обороты онлайн-торговли сохранятся на уровне 2020 года и будут только наращиваться», – сказала Меланич.

Также директор аналитического департамента АО «Сентрас Секьюритиз» рассказала, о рэнкинге С500, цель которого – выявить компании, оказывающие влияние на экономический рост страны. Впервые его составили в 2019 году. В рэнкинг вошли 500 из 1 800 компаний. За год их выручка составила около 48%. Доля потребительского сектора в рэнкинге С500 составляет 3%.

Портрет потребительского сектора выглядит так: его рост в 2019 году составил 20%, что опережает рост самого рэнкинга, который составил 6%; общая выручка – 929,7 млрд тенге.  Общее количество компаний в секторе – 39 ед. – за год к ним добавились еще три компании. Ну и в среднем кол-во сотрудников составляет 896 человек.

Пищевая промышленность в рэнкинге С500 занимает 74%. 26% приходится на розничную торговлю и прочую продукцию. В основном пищевая промышленность представлена производством продуктов питания (59%), напитков (23%) и табачной продукции (18%).

Основными лидерами пищевой промышленности стали три компании. Это JTI, которая продала табачную продукцию на 123 млрд тенге. Ее рост за год составил 25%. Отмечается, что ценовым драйвером стал рост цен на табачную продукцию на 11% в 2019 году.

На втором месте RG Brands, которая производит напитки. Выручка компании за год составила 66,3 млрд тенге, увеличившись на 25%. Такие показатели сложились за счет роста стоимости напитков на 8,8%.

Еще одна компания, вошедшая в топ-3 лидеров – Eurasian foods, производящей масложировую продукцию. Ее выручка за 2019 год составила 65,6 млрд, увеличившись на 9%. Ценовым драйвером стал рост цен на масло, маргарин, майонез на 8,6%.

Аутсайдерами в рэнкинге С500 стали компании производящие алкогольную продукцию. Это Айдагузский спиртной завод с выручкой в 1,1 млрд тенге, «Голд продукт» с выручкой в 1,6 млрд тенге и Caspian Beverage Holding с выручкой в 5,5 млрд тенге. Эксперты считают, что причиной такой низкой выручки стали недостатки в корпоративном управлении и вопросы, связанные с логистикой.

Ранее «Курсив» писал, что казахстанцы чаще всего покупают в интернете и сколько тратят на это.

Читайте также