Фонд развития промышленности в Казахстане сформируют в июле

Опубликовано
Правительство предполагает выдавать через него кредиты под 3% годовых

Работа по формированию фонда развития промышленности в Казахстане должна быть завершена к 1 июля текущего года, сообщил 19 июня премьер-министр страны Аскар Мамин.

На заключительном заседании госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения в Казахстане 11 мая текущего года президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил, что для поддержки обрабатывающих секторов экономики необходимо будет создать фонд развития промышленности.

Глава государства тогда предположил, что источником средств для этого фонда можно сделать средства, собираемые в рамках расширенных обязательств производителей. Новая структура, по его словам, могла бы обеспечивать доступным кредитованием «прорывных обрабатывающих предприятий» по ставке не более 3% годовых.

В пятницу, 19 июня, на заседании правительства рассматривался вопрос развития машиностроения, предприятия которого входят в число потенциальных получателей кредитов из этого фонда. В связи с чем премьер-министр потребовал от министерства индустрии и инфраструктурного развития завершить работу по формированию новой структуры в течение 11 дней.

«Поручаю министерству индустрии до 1 июля обеспечить создание фонда развития промышленности», — сказал Мамин.

По его словам, деятельность фонда будет сфокусирована на модернизации действующих предприятий, организации новых производств и обеспечении импортозамещения. При этом глава правительства, ссылаясь на данные МИИР, заметил, что по итогам января-мая 2020 года в отрасли машиностроения объем производства составил 535 млрд тенге, превысив на 18,5% показатели аналогичного периода прошлого года.

Тем не менее, льготные кредиты могут быть направлены предприятиями машиностроения на дальнейшее развитие, продолжил премьер: по его словам, на сегодняшний день уровень локализации производства в различных секторах машиностроения колеблется от 35% до 95%. Мамин считает, что эти показатели нужно наращивать, стремясь к «максимальному уровню локализации».

В связи с этим он напомнил, что, согласно решению Высшего Евразийского экономического совета, необходимо обеспечить достижение уровня локализации производства моторных транспортных средств не менее 50%. Первоначально это требование должно было стать обязательным с 1 июля 2018 года, однако казахстанская сторона предлагала отодвинуть вступление в силу этого требования на 2022 год.

«В этой связи необходимо взять на контроль исполнение автопроизводителями взятых обязательств», — подчеркнул премьер-министр.

Также получателями льготных кредитов из нового фонда могут стать предприятия отрасли сельхозмашиностроения: Мамин заявил о необходимости увеличения локализации в этой отрасли и наращивании объемов ее производства, поскольку на данный момент в Казахстане изношено 70% парка сельхозтехники.

По данным министра индустрии и инфраструктурного развития страны Бейбута Атамкулова, на сегодня в Казахстане зарегистрированы порядка 153 тыс. тракторов и 42 тыс. комбайнов, 65% тракторов и 46% комбайнов, по его словам, эксплуатируются более 17 лет, что является критичным износом для этой техники. За 5 месяцев 2020 года в Казахстане произведено сельскохозяйственной техники на сумму 12 млрд. 46 млн. тенге, в том числе 825 тракторов и 139 комбайнов.

В частности, комбайны производятся Казахстанской Агро-Инновационной Корпорацией и предприятием «Агромашхолдинг», трактора – этими же предприятиями, а также компаниями «СемАЗ», Костанайским тракторным заводом и «Композит Групп Казахстан». Средний уровень локализации на этих производствах, по данным МИИР, составляет 37%.

«С учетом становления Казахстана как продуктового хаба, модернизация парка сельхозтехники является очень важной задачей. Для этого в страну необходимо привлекать инвестиции и партнеров для создания новых перспективных производств, поручаю министерствам сельского хозяйства, индустрии и инфраструктурного развития в месячный срок выработать конкретные предложения по обновлению парка сельхозтехники», — сказал Мамин. 

Он также отметил большой потенциал в нефтегазовом машиностроении страны и напомнил, что государство оказывает содействие в продвижении экспорта конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на новые рынки сбыта через компенсацию до 80% расходов при экспортных поставках. Однако, по его мнению, в текущих реалиях возникла необходимость дополнительных мер стимулирования экспорта. В связи с чем министерствам торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития поручено проработать возможность оказания новых мер поддержки для казахстанских экспортеров.

Читайте также