Перейти к основному содержанию
1523 просмотра

Токаев предложил отложить обязательную маркировку товаров в ЕАЭС

Он считает это решение затратным для бизнеса в нынешних условиях

Фото: Shutterstock

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 19 мая предложил отложить введение системы обязательной электронной маркировки товаров в Евразийском экономическом союзе.

«Во всем мире из-за пандемии снижается покупательский спрос, закрываются предприятия, сегодня бизнес в наших странах находится в очень сложной ситуации: нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов Союза не является разумной мерой, во всяком случае, на данном этапе развития нашей организации – к таким решениям, возможно, относятся планы по введению обязательной маркировки», – заявил Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета, который проходил во вторник, 19 мая, в формате видеоконференции.

Глава Казахстана отметил, что вопрос о возможности переноса введения систем маркировок должны рассмотреть правительства участников Союза в рамках работы евразийской комиссии. При этом он подчеркнул, что в нынешних условиях важно максимально способствовать наращиванию объемов взаимной торговли, диверсификации ее номенклатуры и баланса.

Также президент Казахстана предложил разработать план поэтапного снятия всех ограничений и барьеров, которые возникли во время пандемии, на практике обеспечив движение товаров внутри ЕАЭС без барьеров и ограничений. Токаев также предложил отложить принятие стратегии развития Евразийского экономического союза до 2025 года, одобрение которой главами государств было анонсировано накануне видеконференции.

«В целом, поддерживая принятие документа, полагаем, что есть вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения и проработки. Учитывая особую важность данного документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять его в ходе очной встречи: рано или поздно мы ведь увидимся друг с другом», – сказал Токаев, обращаясь к президентам остальных четырех участников ЕАЭС: России, Беларуси, Кыргызстана и Армении.

В частности, глава Казахстана считает, что интеграционная работа должна учитывать особенности национальных правовых систем и исходить из принципа необходимой достаточности при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств. Поэтому предлагаемая в стратегии гармонизация и унификация в части правовой ответственности, административной и уголовной, в таможенном деле, в вопросах технического регулирования и в сфере защите прав потребителей, по мнению Токаева, не отвечает принципу разумной достаточности.

В свою очередь, это приведет к отторжению стратегии национальным общественным мнением, поскольку стратегия ограничит суверенные права правительств и парламентов, продолжил он. И напомнил, что принятие этого документа анонсировали представители евразийской экономической комиссии.

«Я думаю, что это неуместное забегание вперед. Президентам надо дать возможность обсудить и самим самостоятельно принять решение: будем ли мы принимать стратегию или нет. Ну, бывают такие случаи, когда проявляется чрезмерное честолюбие некоторых представителей ЕЭК – дескать, мы подготовили документ, а дело президентов принять. Но я думаю, что мы должны воспользоваться правом глав государств и все же обсудить этот документ дополнительно, чтобы не допустить впредь ошибок и, следовательно, избежать критики со стороны общественного мнения», – заметил Токаев.

Вместе с тем, по его словам, правительства евразийской «пятерки» могли бы начать разработку плана по реализации стратегии вместе с евразийской комиссией.

В марте 2019 года вступило в силу соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанное главами правительств стран Союза в Алматы 2 февраля 2018 года. Согласно ему, участники ЕАЭС могут инициировать процесс нанесения на любой вид продукции электронных меток, которые будут считываться специальными устройствами и позволят отследить путь товара от производителя до конечного покупателя.

Соответственно, немаркированная продукция подпадает в разряд контрафактной, но при этом, прежде чем ввести маркировку на своей территории, участник ЕАЭС должен внести предложение в отношении того или иного товара на рассмотрение всех стран Союза. Если решение не принимается консенсусом, то две и более страны могут ввести обязательную маркировку на своих территориях, остальные страны могут присоединиться к ним по мере готовности.

На введении таких систем настаивает Россия, где уже маркируются изделия из натурального меха, алкогольная и табачная продукция, в 2020 году начнется маркировка обуви и лекарств, кроме того, планируется ввести маркировку духов и туалетной воды, автомобильных шин и покрышек, одежды, постельного белья, фотоаппаратов, ювелирных изделий и молочной продукции.

Казахстанский бизнес при этом неоднократно подчеркивал, что введение систем маркировки на целый ряд товаров народного потребления в соседнем государстве до 2024 года закроет его рынок для производителей РК, построение же аналогичной системы в Казахстане требует большего времени и значительных капитальных затрат.

banner_wsj.gif

300 просмотров

Как система здравоохранения финансируется в условиях кризиса

Режим ЧС и карантин привели к снижению потребления медицинских услуг

Фото: Shutterstock

На внеочередном заседании общественного совета при Фонде социального медстрахования глава фонда Айбатыр Жумагулов рассказал о том, какая дополнительная нагрузка легла на ОСМС во время эпидемии коронавирусной инфекции и как в этих условиях расходуются средства Фонда медицинского страхования. 

Заседание общественного совета при Фонде медицинского страхования (ФМС) прошло, как и многие мероприятия сейчас, онлайн. В плановом режиме здесь стали бы обсуждать стратегию ФМС на 2020–2025 годы, например, среди целей стратегии появилась весьма актуальная – «защита прав пациента». Но в текущей действительности более важными оказались вопросы, сохранится ли финансирование здравоохранения в полном объеме и кому услуги ОСМС будут доступны. 

фсмс-03.jpg

Сколько стоят льготы 

Льготный период по ОСМС для всех граждан продлен до 1 июля 2020 года. Это значит, что вне зависимости от статуса застрахованности медуслуги в рамках пакета обязательного медицинского страхования будут доступны всем без исключения. Кроме того, определен перечень субъектов малого и среднего бизнеса, которые освобождены от оплаты за ОСМС до 1 октября 2020 года, а некоторые субъекты крупного бизнеса – до 1 июля 2020 года. Субъекты бизнеса, которые не вошли в этот перечень, получили отсрочку уплаты взносов и отчислений за ОСМС до 1 июня 2020 года. Сотрудники тех предприятий МСБ, кто освобожден от оплаты за ОСМС до 1 октября, считаются застрахованными.

«Механизм учета этих граждан сейчас отрабатывается. Министерство национальной экономики определяет сектора и организации, которые попадают под льготы; Комитет госдоходов будет вести их учет, все данные будут приходить к нам, и все сотрудники, которые на сегодняшний день являются сотрудниками предприятий МСБ, считаются застрахованными и в полной мере будут получать помощь», – пояснил Айбатыр Жумагулов. 

Налоговые льготы вводятся, чтобы уменьшить нагрузку на бизнес в тот период, когда он возобновляет полноценную деятельность, но в то же время эти меры автоматически означают значительное снижение поступлений в ФМС.  

В Фонде социального медицинского страхования подсчитали, что поступление взносов в 2020 году сократится более чем на 85 млрд тенге, и уже откорректировали прогноз по итогам года – теперь в ФМС рассчитывают не на 560 млрд тенге годовых поступлений, а на 474 млрд.

«Эти меры несут определенную нагрузку на деятельность фонда, несмотря на это фонд осуществляет антикризисные меры для стабильного финансирования медорганизаций и получения гражданами медуслуг», – подчеркнул глава фонда во время общественного совета. 

Как финансируются медучреждения 

В ФМС отметили, что режим ЧС и карантин привели к снижению потребления медицинских услуг гражданами Казахстана. За первый квартал сокращение составило 30–40%, в апреле – до 50%, прогнозное значение для мая – снижение на 30–40%. Казахстанцы меньше обращались за плановой медпомощью – это стационарная и стационарозамещающая медпомощь, в том числе высокотехнологичные медицинские услуги, консультативно-диагностическая помощь, медицинская реабилитация и восстановление. Во втором полугодии, рассчитывает ФМС, объемы потребления медуслуг вернутся на запланированные уровни. 

«На сегодняшний день фонд заключил договоры на 1,5 трлн тенге, из которых 474 млрд тенге уже оплачено медицинским организациям. Если учесть, что прошла оплата за первые четыре месяца года, то закономерно, что треть средств доведена до медицинских организаций. И это говорит о том, что темп оплаты идет в рамках планов», – сообщил Жумагулов.

В то же время он подчеркнул, что текущая ситуация требует иного подхода к механизмам финансирования и гибкого реагирования на те или иные изменения. Поэтому фонд провел анализ финансовой устойчивости медорганизаций, и на основе этого анализа всех поставщиков медицинских услуг условно разделили на четыре группы. В первую попали те медорганизации, которые работают на принципах подушевого финансирования и не зависят от объема выполненных услуг. Например, поликлиники финансируются в зависимости от количества прикрепленного к ней населения. Финансирование, основанное на численности, получают 80% поставщиков медуслуг – их положение из-за сокращения потребления таких услуг в Казахстане не изменилось. Вторая – это медицинские организации, задействованные в проведении противоэпидемических мероприятий по COVID-19, и, соответственно, имеющие минимальные риски недостаточного финансирования.

«Тут снижены плановые объемы, но с этими организациями заключены отдельные договоры в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией, и мы их финансируем в рамках этих договоров», – отметил глава фонда, добавив, что финансовое положение этих организаций фонд тоже анализирует, но существенных проблем не видит. 

«И третья группа, которая имеет наибольший риск недофинансирования, – это медорганизации, которые из-за карантина ощущают снижение объемов оказываемых услуг, в том числе плановой госпитализации. Здесь мы выработали несколько мероприятий: провели дополнительное авансирование, изменили график удержания аванса, а также перераспределяем объемы финансирования, которые не будут исполнены во втором квартале, на второе полугодие 2020 года. Таким образом, медицинские организации смогут выполнить свои годовые объемы. Плюс увеличим тарифы для оплаты оказанных медуслуг во втором полугодии для компенсации расходов, связанных с девальвацией», – сказал Айбатыр Жумагулов. 

К четвертой группе относятся соисполнители консультативно-диагностических услуг – это небольшие медорганизации, они тоже получат поддержку, аналогичную третьей группе.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png