2013 просмотров

Коронавирус изменит потребительские предпочтения землян

Но ненадолго

Иллюстрация: Shutterstock

Коронавирус изменит поведенческие привычки покупателей – доходы домашних хозяйств снизятся на 3,7%. Это приведет к отрицательной динамике продаж одежды, обуви, предметов роскоши, аксессуаров. Рост покажут только продовольственные расходы. К такому выводу пришли эксперты международной компании по исследованию рынков Euromonitor International.

Пандемия и карантин могут повлиять на структуру потребительского спроса в среднесрочной перспективе. Поведение покупателей может быть продиктовано опытом накапливания продовольственных запасов в изоляции. По мнению аналитиков Euromonitor, в 2020 году еда и безалкогольные напитки станут единственной категорией, в которой прогнозируется рост. Остальные отрасли будут переживать последствия экономической рецессии. Так, если сфера транспорта в прошлом году имела прирост 1,9%, то в этом году показатели упадут до -9%. Динамика продаж одежды и обуви также покажет отрицательные значения (-5%).

Наибольший спад ожидается в сфере продаж предметов роскоши. Аналитики компании по исследованию рынков Euromonitor предполагают, что рынок люксовых вещей упадет на 18%. Это обусловлено в первую очередь географией покупателей. Наибольший спрос на дорогостоящие товары был в Китае и США. В связи с тем, что на экономику этих стран сильно повлиял кризис COVID-19, падение покупательского спроса на предметы роскоши в этих государствах будет заметнее. 

«Поскольку COVID-19 должен привести к глобальному экономическому спаду, совокупный располагаемый доход в 2020 году снизится на 3,7% в реальном выражении (в сравнении с 2019 годом). Это связано с потерей рабочих мест и снижением прибыли компаний», – говорится в отчете Euromonitor.

Согласно экспертным оценкам, в постпандемический период потребители будут более осторожны и избирательны в своих решениях о покупке чего-либо. Многие будут вести более экономный и самодостаточный образ жизни. Электронная коммерция получит новый импульс для развития.

Коронавирус нового типа был обнаружен в китайском городе Ухань в конце 2019 года. Болезнь начала распространяться сначала по стране, а затем по всему миру. 11 марта ВОЗ официально признала коронавирус новой пандемией. На данный момент общее число зараженных по всему миру составляет 5 686 543 человека, из которых выздоровели 2 433 002, умерли 353 864 пациента. Самое большое количество инфицированных – в США (более 1,7 млн, более 100 тыс. погибших), Бразилии (394 тыс. зараженных, 24 тыс. умерших) и в России (362 тыс. зараженных, более 3 тыс. скончались). 

В Казахстане COVID-19 появился 13 марта 2020 года, а 16 марта в стране был объявлен режим ЧП, который был снят 11 мая. С 19 марта в Алматы и Нур-Султане объявлен карантин. На данный момент в стране 9 304 случая заражения, из которых вылечились 4 613, умерли 37 человек.

Пандемия нанесла значительный удар мировой экономике. В феврале 2020 года из-за COVID-19 индексы Dow Jones Industrial Average, S&P 500 и NASDAQ-100 вошли в коррекцию во время одной из худших торговых недель со времён финансового кризиса 2007-2008 годов. 9 марта большинство рынков заявили о сокращениях из-за пандемии и войны между Россией и Саудовской Аравией из-за цен на нефть. Тогда цена на нефть марки Brent 9 марта 2020 года резко снизилась в результате недостижения договоренностей участниками заседания ОПЕК+ об условиях сделки по сокращению добычи нефти. Ее котировки находились на уровне 31-36,5 долл. США за баррель с максимальным снижением в течение дня более 30%. Это повлияло на курсы валют во всем мире. Цена за доллар в казахстанских обменниках перевалила за 400 тенге, что являлось сильнейшим ослаблением нацвалюты с 2015 года.

Пандемия COVID-19 привела к закрытию предприятий в странах с высоким процентом заболевших, вводу строгого карантина, резкому возрастанию спроса на продукты повседневного спроса и спекуляциям на рынке товаров первой необходимости в период карантина: противовирусных препаратов, санитарных масок, дезинфицирующих средств. С середины марта 2020 года многие страны ЕС ограничили или полностью запретили пересечение своих границ. Похожие меры приняли другие страны, в том числе Казахстан. Ограничения на въезд в страну вступили в силу с 15 марта 2020 года и действуют до сих пор.

По мнению МВФ, мировая экономика погрузилась в рецессию. В конце марта глава фонда Кристалина Георгиева предсказывала спад, схожий с временами глобального кризиса 2008-2009 годов, а восстановление мировой экономики в 2021 году возможно только при условии, что распространение COVID-19 удастся сдержать.

banner_wsj.gif

Какие активы способны стать защитой от инфляции

Как показывают данные, акции и облигации проявляют себя не так уж и хорошо

Фото: Johannes Eisele/Agence France-Presse/Getty Images

В последние несколько месяцев Конгресс и ФРС активно сотрудничали с целью вливания в экономику США более $2 миллиардов через закон о борьбе с коронавирусом (Cares Act) и предоставление ликвидности со стороны ФРС.

У некоторых инвесторов это вызвало обеспокоенность по поводу роста инфляции и заставило задаться вопросом, какие именно инвестиции способны обеспечить лучшую защиту от роста цен.

Наиболее эффективный способ узнать ответ на этот вопрос – взглянуть на корреляцию между доходностью актива и уровнем инфляции. Все просто: чем ближе доходность актива следует за курсом инфляции, тем лучше актив играет роль «тихой гавани». Если конкретизировать эту мысль, то чем ближе коэффициент корреляции актива к 1, тем более высокий уровень защиты он предлагает. На другом конце спектра коэффициент от 0 до –1 означает, что доходность актива стремится в обратном от инфляции направлении.

 

куда повернуть.jpg

Физические активы оправдывают себя 

Изучение доходности различных активов за последние 50 лет, как и их корреляции с уровнем инфляции за тот же период времени, показывает, что активы, где корреляция с инфляцией является наибольшей, – это металлы, недвижимость и сырье, то есть так называемые физические, или осязаемые, активы. Наибольший коэффициент корреляции у золота и нефти с показателем 0,35. Следом идут серебро и недвижимость, показатель – 0,25.

Впрочем, несмотря на то что долгое время эти активы считались надежной защитой от инфляции, стоит отметить, что лучшее, что они могут предложить, – это коэффициент 0,35. Это означает, что только 35% изменений в уровне инфляции могут быть покрыты или застрахованы за счет золота и нефти в течение многих лет. От остальной части долгосрочных инфляционных изменений эти активы не защитят.
В самом конце спектра инструментов хеджирования находятся акции и облигации.

За последние 50 лет доходность индекса S&P 500 и среднесрочных облигаций имела показатель корреляции –0,12 и –0,14 соответственно. Это означает, что, когда уровень инфляции постепенно растет, доходность ценных бумаг и облигаций снижается. И если вы ожидаете, что рынок акций или рынок облигаций защитит вас от инфляции, то вам может не повезти.

Доказанные результаты

Так как же именно это работает в периоды наибольшей инфляции? Если взглянуть на среднюю доходность различных типов активов в течение десяти наихудших с точки зрения инфляции лет за вторую половину прошлого века (1970, ’73, ’74, ’75, ’77, ’78, ’79, ’80, ’81, ’90), то видно, что средний показатель годовой инфляции составлял 10%. Нефть при этом обеспечивала среднюю годовую доходность на уровне 28,4%, золото – 20,9%, серебро – 17,5%, недвижимость – 7,7%.

Средняя доходность индекса S&P 500 за эти десять лет составила всего 3,4%. Аналогичный показатель для облигаций – 3,2%.

Пока неизвестно, какой инфляция будет в дальнейшем, однако на фоне различных налоговых стимулов, а также программы ФРС по выкупу облигаций (и конца сроку действия этой программы не видно) инвесторы могут захотеть защитить себя, используя ценные бумаги, которые предлагают больше, чем облигации Казначейства США с защитой от инфляции (TIPS) с почти нулевой доходностью. Для тех, кто решит это сделать, урок последних 50 лет очевиден: такие осязаемые активы, как нефть, недвижимость и металлы, могут оказаться гораздо выгоднее, чем ценные бумаги вроде акций и облигаций.

Дерек Хорстмейер – доцент бизнес-школы при Университете Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, Вирджиния.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg