Перейти к основному содержанию

«Небольшая девальвация в условиях кризиса – вещь полезная» 

Экономист ЕБРР Эрик Ливни ответил на вопросы «Курсива»

Фото: Shutterstock

У Казахстана есть подушка экономической безопасности, а целевые меры, принятые правительством в поддержку бизнеса, дадут позитивный результат даже в том случае, если не все из них окажутся эффективными. Как эксперты Европейского банка реконструкции и развития видят ситуацию в республике – в интервью ассоциированного директора, ведущего экономиста по региону Центральной Азии Эрика Ливни.  

- Казахстан оказался в вилке двух кризисов - нефтяного (и связанной с ним очередной девальвацией в стране), и кризиса, связанного с мерами по сдерживанию эпидемии. Есть ли у республики запас прочности? 

- Запас, безусловно, есть. В соседних странах власти с большим опасением относятся к введению жестких мер по сдерживанию эпидемии именно из-за отсутствия каких-либо запасов. Казахстан за последние годы сумел создать очень серьезные подушки безопасности - совокупные валютные резервы центрального банка и активы Национального фонда составляют примерно 50% ВВП. Это дает возможность бороться с эпидемией, сохранить жизни людей, и одновременно хотя бы отчасти компенсировать потери бизнеса, в первую очередь малого, и продержать наплаву наиболее уязвимые слои населения. Казахстану помогает и то, что нефтяная труба не перестает работать и приносить валютные доходы даже во время жесточайшего кризиса, вызванного пандемией.  Конечно, нужно надеяться, что пик эпидемии пройдет достаточно быстро, в течение нескольких месяцев. Никаких резервов не хватит, если бизнес не сможет более или менее нормально работать годами. Но, слава богу, об этом речь не идет.  

- Меры по сдерживанию эпидемии одновременно оказывают фатальное влияние на бизнес, особенно МСБ. Как оцениваете принятые правительством РК меры по поддержке бизнеса? 

- В целом, очень положительно. Во-первых, удалось предотвратить панику на рынках. Курс тенге опустился, пока на 15%, но благодаря энергичному вмешательству правительства и центрального банка спрос на валюту удалось удержать на разумном уровне. Небольшая девальвация в условиях кризиса – вещь полезная. Выручка экспортеров в тенге вырастет на те же 15%, что поможет всем – и самим компаниям, и их сотрудникам, и бюджету. Импорт подорожает, что хорошо для платежного баланса. Во-вторых, очень важную роль сыграют целевые меры правительства, направленные на поддержку МСБ. Это отсрочка налоговых и коммунальных платежей, арендной платы, возможность реструктурировать банковскую задолженность, заключение форвардных контрактов по закупке сельхозпродуктов. Это насыщение банковской системы дешевыми тенге для кредитования МСБ, создание специальных программ по сохранению занятости. Возможно, не все заявленные меры окажутся эффективными. Но нужно понимать, как сложно осуществлять целевые программы в условиях цейтнота – нет времени уточнять критерии поддержки той или иной категории бизнеса, например, в тех сферах, по которым кризис ударил особо сильно. Приходится, как говорят на западе, распылять деньги с вертолета.  

- Болевая точка РК во время кризисов - банковский сектор. Каким видите его состояние сейчас? 

Вопрос надежности банковской системы – ключевой в условиях кризиса. Надо радоваться, что страна извлекла важные уроки из экономических катаклизмов предыдущих лет. Банковская система страны прошла непростой период оздоровления и консолидации. В 2017 г. банки были докапитализированы и на сегодняшний день имеют достаточный запас ликвидности, что, в частности, было подтверждено в ходе недавно проведенной оценкой качества активов 14 казахстанских банков. Таким образом, исходя из разумных предположений о длительности и глубине кризиса, можно сказать, что серьезных причин для беспокойства вкладчиков на текущий момент нет.

- За чей счет, на ваш взгляд, будет идти восстановление экономики (банки и до кризиса не слишком охотно кредитовали как производство, так и МСБ)? 

- Вы абсолютно правы, банки и до кризиса затруднялись наращивать свои кредитные портфели (отсюда и запас ликвидности). Но я бы не обвинял в этом сами банки. Несмотря на стремление к диверсификации казахской экономики, страна по-прежнему прирастает своими недрами. Именно в добычу углеводородов, других полезных ископаемых и идут прямые иностранные инвестиции. Пищевая промышленность, сектор услуг, конечно, тоже развиваются, но в этих сферах не приходится ожидать каких-то революций, технологических прорывов. Инвестиции в импортозамещающие производства стимулируются государственными программами субсидирования («экономика простых вещей» и т.п.), но эта модель роста, в конце концов, исчерпает себя, что выразится в падении спроса на инвестиции и заемные средства. Емкость местного рынка имеет свои ограничения. Да, можно заместить весь пищевой импорт, но чтобы расти и дальше необходимо производить товары и услуги на экспорт. А для этого нужно научиться осваивать новые технологии, производить более конкурентные товары (в том числе, и с точки зрения себестоимости) или делать что-то свое, создавать собственные бренды и уникальные продукты. Надеюсь, что мы к этому придем. 

- Произойдет ли усиление роли государства в экономике РК? И если да, то что это фактически будет значить для ближайшего будущего республики? 

- Я думаю, что роль государства в экономике надо качественно менять. Государство не должно владеть и управлять основными производственными активами страны. Частные инвесторы, как правило, лучше ориентируются в рыночных реалиях, лучше стимулируют менеджеров, контролируют их деятельность. Задачи государства состоят в том, чтобы, во-первых, обеспечить честное соблюдение правил игры, законов. Во-вторых, производить те блага и услуги, за которые частный сектор не возьмётся достаточно оперативно или возьмётся в ущерб общественным интересам. Тут и борьба с эпидемиями, и создание тех самых подушек экономической безопасности, и постепенное освоение зеленых технологий и возобновляемых источников энергии, и обеспечение качественного (и доступного) образования и медицинского обслуживания в малых городах и отдаленных аулах. В-третьих, государство должно играть координирующую роль в поиске новых моделей развития для страны, содействовать возникновению новых направлений в экономике, новых, как модно говорить, промышленных кластеров. Подобная задача, как правило, не под силу отдельным рыночным игрокам, солистам. Тут нужно работать вместе, как хорошо слаженный оркестр, а для этого необходим дирижер.  

banner_wsj.gif

Үкімет 2025 жылға дейінгі даму жоспарына өзгеріс енгізеді

Сонымен қатар министрлер кабинеті 2020 жылға арналған экономикалық өсуді қалпына келтіру жоспарын қабылдады

Фото: shutterstock.com

Бүгін Үкіметтің селекторлық отырысында министрлер кабинеті 2020 жылдың соңына дейін экономикалық өсімді қалпына келтіру жөніндегі кешенді жоспарды бірауыздан  қабылданды. Бұл жоспар іскерлік белсенділікті ынталандыру, жұмыспен қамтуды қолдау және халықтың табысын арттыру жөніндегі кешенді және салалық шараларды қамтиды. Сонымен қатар  жақын арада 2025 жылға дейінгі стратегиялық даму жоспары жаңа редакцияда әзірленбек. Бұл туралы бүгін Үкімет отырысында премьер-министр Асқар Мамин мәлімдеді. 

«Мемлекет басшысының тапсырмасы бойынша әлемдік және ұлттық экономикадағы жағдайдың күрт өзгеруіне байланысты 2025 жылға дейінгі стратегиялық даму жоспары жаңа редакцияда әзірленеді. Ол институционалдық және құрылымдық реформаларды жүргізуді қамтитын елдің орта мерзімді кезеңге арналған жаңа экономикалық бағытының негізгі бағыттарын айқындайды», — деді А. Мамин.

Стратегиялық жоспардың басты міндеті — бәсекеге қабілетті шикізаттық емес секторға басымдық бере отырып, сапалы инвестиция мен қосылған құнның өңірлік және жаһандық тізбектеріне кірістіруге негізделген экономиканың жаңа құрылымын құру.

"Ұлттық экономика министрлігіне осы жылдың 1 шілдесіне дейін құжаттың жаңа редакциядағы жобасын әзірлеуді тапсырамын", - деді премьер-министр. 

Сонымен қатар премьер-министр 2020 жылға арналған кешенді жоспарды іске асыру сыртқы орта тигізетін келеңсіз әсерді барынша азайтуға, аса маңызды салалардың бәрін және отандық бизнес қызметін жандандыру бойынша практикалық іс-шараларды қамтуы тиіс деп атап өтті.

Ұсынылып отырған шаралар қаржыландыру және жеңілдікті несие беру тетіктерін, оның ішінде микробизнес тетіктерін едәуір кеңейтуді, экспорттық шығындарды кепілдендіру және өтеу құралдарын белсенді түрде қолдануды көздейді.

Форвардтық және ұзақ мерзімді оффтейк-келісімшарттар жасасу практикасы енгізіледі. Жүктеме азаяды және салықтық әкімшілендіру жеңілдетіледі, салықтар мен қарыздар бойынша преференциялар мен төлемді кейінге қалдыру қолданылады, жекелеген айыппұлдар мен алымдар алынып тасталады, әкімшілік кедергілер азайтылады.

Тұрғын үй құрылысы нарығында сұранысты ынталандырудың, отандық өндірісті және қызмет көрсету саласын қолдаудың жаңа тәсілдері енгізіледі.

«Жалпы, Кешенді жоспарда көзделген шаралар бірқатар салалардың белсенділігін қалпына келтіруге мүмкіндік береді. Бұл салаларда 6 млн-нан аса адам жұмыспен қамтылған», — деді А. Мамин.

Үкімет басшысы мемлекеттік органдардың бірінші басшыларына, өңірлер әкімдеріне Жоспардың іс-шараларын белгіленген мерзімде сапалы түрде іске асыруды қамтамасыз етуді тапсырды.

 2020 жылға арналған экономикалық өсуді қалпына келтіру жөніндегі кешенді жоспардың жобасын таныстырған Ұлттық экономика министрі Руслан Дәленов өнеркәсіпті қолдау қоры құрылып, ол өңдеуші кәсіпорындарға жылдық мөлшерлемесі 3 пайыз несие берумен айналысатынын айтып өткен еді. 

 

 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png