Перейти к основному содержанию

Назарбаев призвал контролировать каждый тенге

И предрек глобальный кризис

Фото: elbasy.kz

24 апреля экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил на заседании Совета безопасности и призвал к максимальной экономии финансовых средств.

Заседание прошло в режиме видеоконференцсвязи. Совбез рассмотрел стратегические вопросы борьбы с эпидемией коронавируса, восстановление экономики и посткризисное развитие страны.

Елбасы подчеркнул, что ситуация вокруг глобальных угроз развивается по очень тревожному сценарию.

– Последствия коронавируса влияют на жизненно важные системы мировой экономики. Эксперты МВФ говорят о «Великом карантине», сравнивая его с Великой депрессией. По их данным, доход на душу населения сократится в 170 странах. Слабые экономики пострадают больше всего. В этом квартале эксперты прогнозируют одновременно пик пандемии и экономического кризиса. Ожидается, что это будет самый глубокий спад промышленного производства со времен Второй мировой войны.

Назарбаев отметил, что в ближайшее время все государства мира будут сталкиваться с непростыми испытаниями, и Казахстан не является исключением.

– 20 апреля, впервые в истории, цена на нефть ушла в минус. Мировые рынки разбалансированы. Прогнозируется, что за пандемией и всеобщим спадом производства последует глобальный финансовый кризис. Следующим этапом может стать мировой продовольственный кризис. Это вызовет напряженность и конфликты.

Глава Совбеза подчеркнул: чтобы успешно преодолеть сложный период, надо действовать своевременно. Казахстан свои шаги делает уже сейчас.

– Главой государства и премьер-министром приняты все необходимые антикризисные решения. В стране введено чрезвычайное положение, действует режим карантина. Я призываю граждан страны выполнять все предписанные требования в условиях чрезвычайного положения. В нашей истории кризисы случались неоднократно. Но этот – особенный. Мы делаем все возможное, чтобы государственную поддержку ощутил каждый казахстанец. Вместе с тем, уже сейчас нужно смотреть на несколько шагов дальше. Мир уже не будет прежним.

Елбасы описал изменения, которые ожидаются во всех сферах государства и общества.

– Во-первых, все страны пересматривают свои экономические стратегии. Приоритетом будет самодостаточность, расчет на собственные ресурсы, надежность производственных и финансовых цепочек. Во-вторых, сформируются новые отраслевые приоритеты. Неэффективные секторы просто исчезнут. Но другие окажутся лидерами, будут двигать экономику и давать работу людям. В-третьих, все масштабные кризисы связаны с циклической сменой технологического и экономического миропорядка. И сейчас происходит слом старой модели.

По заверению Назарбаева, Казахстан обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы преодолеть глобальные вызовы.

– Предыдущие годы мы вели серьезную работу, чтобы снизить зависимость от сырьевых ресурсов. Поэтому были разработаны все основные программы развития – индустриализации, малого и среднего бизнеса, инфраструктуры, агропромышленного комплекса, социальные программы. Под них выделялись большие ресурсы. Мы накопили значительный объем средств в Национальном фонде. Он сейчас спасает страну в период кризиса, и не в первый раз. Но он не беспредельный, надо его использовать экономно и в крайних случаях.

Елбасы считает важным применять неординарный подход к социально-экономическому развитию.

– В первую очередь, следует реализовать комплекс антикризисных мер. Нужно проконтролировать каждый тенге, чтобы вся поддержка оперативно дошла до бизнеса и населения. Уже сейчас необходимо запускать программу восстановления экономики и посткризисного развития. Определить направления для наших базовых отраслей, экономики будущего, развития городов и сел, социальной сферы, финансовой системы.

Экс-президент указал на необходимость обеспечения эффективной работы на всех уровнях государственного управления для реализации антикризисных мер.

– Настала пора посмотреть на Казахстан, как на эффективную корпорацию, которая должна управляться из единого центра по четкому плану, как стратегическому, так и операционному.  Всем госуправленцам, от сельского акима до члена Правительства, нужно перестроить свою работу, добиваться конкретных результатов. Стране требуются решительные менеджеры, готовые принимать необходимые меры, чтобы обеспечить восстановление экономики, снижение безработицы, снабжение населения продовольствием и всем необходимым.

Председатель Совбеза подчеркнул, что своевременное формирование нового видения развития страны после кризиса 2020 года позволит не только выжить, но и получить преимущества и выгоды для всего государства.

  Я уверен, мы победим и этот кризис. Акимы, министры несут персональную ответственность. Правительство должно обеспечить контроль за эффективной реализацией всех госпрограмм и антикризисных мероприятий. Обращаюсь ко всему нашему народу – поддержать принимаемые меры, проявить единство, сплоченность и дисциплину. Все, что делается, делается во благо казахстанцев.

banner_wsj.gif

620 просмотров

Казахстан предложил отложить принятие стратегии евразийской интеграции до осени 2020 года

Какие противоречия есть у участников ЕАЭС?

Фото: пресс-служба Кремля

Принятие документа под названием «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» должно было стать главным итогом заседания Высшего Евразийского экономического совета. Однако обсуждение проекта выявило серьезные противоречия в позициях участников ЕАЭС.

Заседание Высшего Евразийского экономического совета на прошлой неделе вызвало достаточно бурную реакцию и оживленную дискуссию в казахстанском сегменте социальных сетей. Некоторые эксперты даже сделали выводы о резком изменении позиции Казахстана под руководством Касым-Жомарта Токаева по отношению как к самому Союзу, так и к идее евразийской интеграции. Однако для тех наблюдателей, которые внимательно следят за ходом проекта, ничего неожиданного не произошло.

Во многом такой реакции публики поспособствовал формат мероприятия. До этого, за исключением апрельской встречи глав государств ЕАЭС, саммиты традиционно проходили очно и состояли из двух частей. Одна – открытая для прессы встреча в узком кругу, на которой руководители государств обменивались традиционными приветствиями и говорили о важности поднимаемых на саммите вопросов. Вторая – встреча в расширенном формате, где эти вопросы и проблемы обсуждались по существу. Вторая часть, как правило, была закрытой. В этот раз из-за того, что мероприятие проходило в режиме онлайн, обе части решили совместить и сделать открытыми. Соответственно, все разговоры и оценки, звучавшие раньше за закрытыми дверями, стали достоянием общественности.

Концептуальные различия

Следует напомнить, что принцип, по которому развивается евразийская интеграция, можно охарактеризовать как путь от простого к сложному. При создании ЕАЭС стороны изначально договорились начать интеграцию с тех секторов и отраслей экономики, где существовало наименьшее количество проблемных и спорных, а также чувствительных для той или иной страны вопросов.

На этот этап отводились первые пять лет. На вторую пятилетку, 2020–2025 годы, были запланированы вопросы создания единого финансового рынка, единого рынка энергоносителей и так далее.

Однако уже в процессе первого этапа, помимо появления взаимных претензий и упреков, выявились два разных по идеологии подхода к процессу. Один условно можно назвать белорусским, второй – казахстанским. Позиция и подход России были плавающими, по каким-то вопросам она поддерживала Беларусь, по каким-то – Казахстан.

Если белорусский подход предполагает максимально жесткую интеграцию, чуть ли не создание наднационального Госплана, то казахстанский подход подразумевает скорее либеральный вариант, при котором наднациональным структурам передается максимально умеренный набор полномочий. Эту позицию, которая нашла отражение в выступлении Касым-Жомарта Токаева на прошедшем заседании, казахстанская сторона высказывала и ранее.

Еще осенью прошлого года вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова прямо заявляла: «Документ должен учитывать интересы всех стран ЕАЭС, и главным условием является сохранение экономической составляющей евразийской интеграции. В этой связи казахстанская сторона продолжит обеспечение сохранения статуса Союза как международной организации, нацеленной только на экономическую интеграцию».

Токаев, выступая в прошлом году на аналогичном саммите в Ереване, заявил: «Мы создали необходимую нормативную базу для свободной торговли. Но на практике желание защитить позиции своих товаропроизводителей на национальных рынках в отдельных случаях превалирует над целями и задачами интеграции. Вводятся различные экспертизы, дополнительные требования на региональном уровне, негласные распоряжения. Усугубляет ситуацию то, что введение таких ограничений подробно освещается в средствах массовой информации государств-членов. Тем самым вызывая недоверие к интеграции и, может быть, ее дискредитацию».

Учитывая разность концептуальных подходов и накопившийся объем взаимных обид, крайне малой представлялась вероятность, что стороны сумеют выработать устраивающие всех без исключения решения за столь короткий срок. Особенно если вспомнить опыт разработки союзного договора.

Что предложила ЕЭК

Сам по себе подготовленный Евразийской экономической комиссией документ состоит из 326 мер и механизмов, уточняющих и расширяющих положения Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС 2018 года.

Документ условно можно поделить на три части. Одна из них касается мероприятий по устранению уже существующих ограничений, присутствующих на внутреннем рынке Союза. Имеются в виду различные барьеры и изъятия. Устранять ограничения предлагается за счет утверждения соответствующих дорожных карт один раз в два года.

Другая часть мер, содержащихся в документе, относится к гармонизации технического регулирования и стандартов.

Что касается третьей части, то участникам ЕАЭС предложено подписать соглашение о регулировании оборота той продукции, которая пока не попадает под требования единых регламентов, а также исключить дублирующие требования.

Как следует из выступлений президентов стран – участников ЕАЭС, все они в той или иной степени были недовольны отдельными положениями документа. По словам председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, во время обсуждения и подготовки документа на различных уровнях был очень широкий разброс мнений и «то, что удалось согласовать, – это компромисс».

Так, например, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков предложил наделить членов ЕЭК правом обращения в судебные органы в случае игнорирования участниками Союза установленных требований. По его словам, это необходимо «для эффективности выполнения задач по устранению барьеров внутри ЕАЭС». Казахстан против такого решения.

Газ раздора

Принципиальным моментом, во многом объясняющим столь быстрое вынесение документа на Высший экономический совет, а также анонсирование его принятия главой ЕЭК, представителем Беларуси Михаилом Мясниковичем, являлся пункт, на котором настаивали белорусская и армянская стороны и с которым были принципиально не согласны россияне и Казахстан. Он касается тарифообразования и цен на общем газовом рынке. Владимир Путин вообще предложил принять стратегию, исключив из нее это положение. «Имеется формула, которую поддерживают три страны, – Россия, Казахстан и Киргизия. Подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее на переговорах по формированию общего рынка газа ЕАЭС», – отметил он. По его мнению, «единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения».

В результате предложение Токаева отложить принятие документа на осень, в формате офлайн, а пока отправить его на доработку стало своего рода компромиссом. С ним, после того как стало ясно, что пункт по газу не проходит, вынужден был согласиться и Александр Лукашенко, резюмировавший, что подготовленный документ не имеет срочных к реализации предложений: «Это стратегия, поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение, за ним будут следовать конкретные переговоры».

На двоих или на пятерых

Принципиально важным в выступлении президента Казахстана стало не то, что он не согласен с немедленным подписанием документа, а его изложение принципов дальнейшей интеграции. Касым-Жомарт Токаев заявил, что двустороннее сотрудничество между странами Союза многогранно и затрагивает практически весь спектр экономических, социальных, гуманитарных отношений.

«Рассмотрение этих вопросов в пятистороннем формате с привлечением Евразийской экономической комиссии может затруднить их практическую реализацию. Включение в полном объеме таких вопросов, как здравоохранение, образование и наука, в сферу компетенций Евразийской экономической комиссии может существенно поменять ее экономическую направленность, другими словами, будет противоречить сути Договора о создании ЕАЭС от 2015 года», – считает Токаев.

По его мнению, интеграционная работа должна учитывать особенности национальной правовой системы и исходить из принципа «необходимой достаточности» при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств.

«Предлагаемые в Стратегии «гармонизация и унификация» законодательства, в части установления правовой ответственности – административной и уголовной, в ряде отраслей (речь идет о таможенном деле, техническом регулировании, защите прав потребителей), на наш взгляд, пока не отвечают принципу разумной достаточности. А это приведет к отторжению Стратегии национальным общественным мнением, поскольку Стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Иначе говоря, он повторил уже высказанную в прошлом году в Ереване позицию, что ЕАЭС как минимум рано расширять и дополнять список секторов интеграции. Необходимо решить проблемы, которые обнаружились уже сейчас, и действовать, не выходя за рамки Договора о Евразийском экономическом союзе. «Нам предстоит внести свежую струю в развитие экономической интеграции при неукоснительном соблюдении буквы и духа Договора о Евразийском экономическом союзе», – заявил он 1 сентября 2019 года. А сотрудничество можно развивать и на базе двусторонних договоров.

Иванов-02.jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png