Почему путь на экспорт должен начинаться на внутреннем рынке

Опубликовано
Мнение исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасии Калашниковой

Министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов озвучил стоимость реализации концепции развития торговли в Казахстане до 2025 года. Необходимо около 271 миллиарда тенге, из них 55 миллиардов тенге – на экспортное страхование и государственную гарантию, 38 миллиардов тенге – на продвижение экспорта товаров и электронной торговли, 178 миллиардов тенге – на строительство торгово-транспортной инфраструктуры, модернизацию рынков, развитие торговых сетей, цифровизацию торговли. 

На экспортное направление фактически предлагается направить примерно 30% от всей суммы затрат. Министерство торговли хочет экспортировать товары местных производителей – идея замечательная, но верится с трудом, что избалованный выбором иностранный потребитель купит вместо котла Kiturami отечественный нагревательный котел. Даже если поставить продукт на премиальной полке, заботливо приобретенной за счет бюджета страны, вряд ли удастся поспособствовать продвижению такого котла за границей. Стоит ли тратить на это деньги налогоплательщиков? Вести маркетинг товара, который неконкурентоспособен даже внутри страны, – это то же самое, что кинуть пачку денег на вентилятор, чтобы она просто разлетелась. 

С чем мы вошли в 2020 год? Открыты границы для товаров в ЕАЭС (с некоторыми ограничениями через механизмы нетарифного регулирования), Кыргызстан стимулирует развитие легкой промышленности. Непосредственно у Казахстана сильный производитель всего и вся – Китай –  под одним боком и агрессивно развивающийся Узбекистан – под другим плюс крайне слабое собственное производство, стремление к гигантомании и суперпроектам. Известные бренды давно заполнили полки наших магазинов, причем часто за границей они более доступны по цене, чем у нас. Нахождение в ЕАЭС заставляет помнить, что объемы производства, закупок и реализации у российских бизнесменов будут больше, значит, их цены ниже, а это приведет к сокращению нашего бизнеса и перетеканию потребителей через интернет-торговлю в Россию.

Пытаться при таких вводных вести контригру на чужой территории бессмысленно – начинать надо с отвоевания своего рынка. От нескольких казахстанских ассоциаций, охватывающих внут­ренний рынок торговли, мы предлагаем профильному министерству особенное внимание уделить развитию внутренней торговли, затем усилить интернет-торговлю и биржевую торговлю и только потом приступать к решению проблем внешней торговли. 

Нужно понимать, что решение проблем торговли в стране будет эффективным только в том случае, если готовить концепцию будет не одно узкопрофильное ведомство, а все участники рынка. Поэтому к работе надо привлечь и другие заинтересованные госорганы, в первую очередь Министерство финансов: ведь чтобы продать что-то, надо это произвести, и здесь важны налоговые условия для всех вовлеченных. Кроме того, на наш взгляд, написание основы концепции по развитию каждого сегмента торговли необходимо отдать ассоциациям, представляю­щим интересы бизнеса в этом сегменте. Потому что, например, Молочный союз Казахстана знает о проблемах своего сегмента даже больше, чем Министерство сельского хозяйства.

Все это поможет определить направления, которым нужно лишь немного помочь, чтобы они организовали эффективную внутреннюю цепочку от производства до продажи и стали локомотивом развития страны. А в последующем – и претендентами на выходы за пределы внутреннего рынка. Такая структура позволит в динамике устранить слабые места производителей на внутреннем рынке и максимально укрепить их перед внешней экспансией. Иными словами, основной целью этой концепции должно стать усиление бизнеса внутри страны, тогда он будет меньше просить у государства при выходе на экспорт.

Читайте также