Перейти к основному содержанию

3204 просмотра

Как изменились продажи в Китае за время коронавируса

Самые интересные цифры о переменах, которые претерпел бизнес

Фото: shutterstock / Robert Wei

Из-за вспышки коронавируса COVID-19 с 20-х чисел января был полностью закрыт город Ухань, а затем и провинция Хубэй. Одновременно с этим власти частично ограничили передвижение транспорта между городскими районами, внутри Китая и за его пределы, а людям было рекомендовано не выходить из дома без особой причины. Эпидемия коронавирусной пневмонии вызвала значительные изменения в бизнесе и поведении китайских потребителей, особенно в первый месяц после начала борьбы с ее распространением.

По сравнению с «довирусным периодом», то есть концом 2019 года и самым началом 2020 года, в Китае в целом сильно сократилось число посещений заведений общепита (-70%), количество поездок в командировки (-71%), туристических поездок по стране (-74%) и за рубеж (-59%), а также значительно снизилось количество заказов еды на дом (-45%) и обращений к услугам аренды автомобилей (-55%). Покупки оффлайн при этом сократились на 22%. Конечно, некоторые из этих перемен можно связать и с китайским Новым годом, когда традиционно падает активность, а люди предпочитают хотя бы пару недель провести дома с родными, но в этот раз тенденции сохранялись в течение целого месяца, напоминает Magazeta.

Транспорт

Из-за угрозы распространения вируса людям пришлось менять свои планы касательно посещения Китая или других стран в период китайских новогодних каникул. Согласно данным Flightradar24, с 23 января по 13 февраля ежедневные внутренние и международные рейсы в Китае сократились в среднем с 15 071 до 2 004, то есть на 86,7%.

Платформа iResearch сообщает, что около 23,3% запланированных поездок по Китаю и за его пределы в период праздников пришлось полностью отменить; часть запланированных авиаперелетов пришлось заменять скоростными ж/д (18,9%) или вовсе отменять (23,2%). Количество перемещений на скоростных ж/д в целом уменьшилось на треть. Интересно, что 21,4% тех, кто планировал воспользоваться скоростными ж/д, и 3,4% путешественников на собственном транспорте в итоге были вынуждены выбрать самолет. В то же время планов на путешествия личным транспортом и простыми поездами коронавирус практически не коснулся.

По сравнению с довирусным периодом в Китае уменьшилось количество перемещений на общественном транспорте на 75%, метро — на 73%, использование такси — на 63,8%. При этом показатели использования частного транспорта немного увеличились – с 52,5% от общего числа поездок в стране в среднем в 2019 году до 56,3%.

Еда

В условиях карантина и общей изоляции остро встала проблема доставки готовых продуктов питания, а также снабжения доступных локальных рынков. По словам французского ритейлера Carrefour, поставки овощей в первый месяц борьбы с коронавирусом в Китае увеличились на 600%. При общем существенном упадке онлайн-шопинга объемы продаж продуктов питания и напитков, а также медицинских товаров практически не изменились по сравнению с 2019 годом.

По результатам опросов, 54.3% покупателей отметили, что руководствовались в выборе той или иной продукции именно возможностью бесконтактной доставки. Из-за обеспокоенности клиентов по поводу возможного заражения коронавирусом продуктов такие компании, как McDonald’s и Starbucks, обратили больше внимания на инновации в сфере услуг бесконтактной доставки.

В среднем китайцы 10,3 раза в месяц посещали рестораны и кафе, 10,9 раза заказывали доставку еды на дом.

Покупки

Так как люди стали реже выходить на улицу, то даже таким крупным ритейлерам, как Starbucks, Uniqlo, Nike и Apple, пришлось временно закрыть или частично ограничить доступ в свои оффлайн-магазины. Мелкие и средние ритейлеры пострадали особенно сильно из-за мер карантина: у 29,6% средних и мелких китайских предприятий доходы упали более чем на 50%, и только у 4% — менее чем на 10%.

По прогнозам специалистов, в такой ситуации около 85% средних и мелких предприятий Китая смогут продержаться на плаву дольше трех месяцев, один из которых уже миновал. В декабре аналитики Apple прогнозировали, что розничные продажи в Китае в 2020 году составят $2,328 трлн, но, вероятно, цифра существенно изменится. Вместе с тем крупнейший китайский интернет-магазин JD.com сообщил, что его онлайн-продажи выросли на 215% в течение 10 дней в конце января и начале февраля.

Онлайн-контент

Места развлечений, такие как кинотеатры и парки развлечений, были закрыты, чтобы предотвратить распространение вируса, из-за этого изменилось соотношение потребления китайцами онлайн-контента. По данным QuestMobile, ежедневное время, проведенное китайцами в сети через мобильный интернет, увеличилось с 6,1 часа в начале января до 6,8 часа в новогодний период и до 7,3 часа после праздников, когда в стране продлился «новогодний карантин». Статистика Nielsen-CCData показала, что количество зрителей на телевидении возросло после китайского Нового года, хотя обычно происходит падение просмотров.

На видеохостингах и специализированных сайтах участились покупки длинных видеороликов и кинофильмов (+20%), коротких видео (+23%), интернет-игр (+19%), дистанционных образовательных программ (+12%), онлайн-консультаций с докторами (+5%). Количество кликов по видеороликам на платформах выросло на 52,4%, оформления подписок – на 24,1%, просмотров платных видео – на 23,5%. При этом свободное время китайцы иногда занимали новыми играми (+36,4% кликов по пробным версиям), пользователи стали дольше проходить квесты — время увеличилось в среднем на 34%.

В первый месяц борьбы с коронавирусной инфекцией китайцы использовали обучающие платформы различного типа с чуть меньшим энтузиазмом, однако чуть более популярным стали ресурсы для раннего обучения малышей. За месяц в 33,8% китайских семей хотя бы один из ее членов покидал дом один раз в 2-3 дня. В 30,2% случаев на улицу выходили один раз в 4-5 дней, 18,3% семей отправлялись наружу один-два раза в день. Интересно, что 15,8% китайских семей практически не выходили из дома весь месяц, а 1,9% — выходили более чем три раза в день. Из всех китайцев, передвигающихся по улицам в первый месяц борьбы с коронавирусной инфекцией, совпавший с новогодними праздниками в стране, 77,1% ходили за продуктами и предметами первой необходимости, 54,7% — выбрасывали мусор, 34,7% — покупали маски и дезинфицирующие средства, 28% — забирали заказы у служб доставки, 21,3% — ходили на работу, а 14,4% — просто прогуливались.

banner_wsj.gif

557 просмотров

Компании в сфере 3D-печати осваивают новые направления

Чтобы противостоять пандемии коронавируса они используют новые технологии для производства наборов для взятия мазка из носа, защитных масок для лица и дверных ручек

Менеджеры испанской компании Aenium Engineering, которая вместо деталей для аэрокосмической индустрии теперь выпускает фильтры для защитных масок. ФОТО: AENIUM ENGINEERING

Во всем мире сегодня различные транснациональные компании и стартапы перенастраивают свои суперсовременные 3D-принтеры для того, чтобы решить проблему нехватки критически важного медицинского оборудования, возникшей по вине коронавируса.

Среди тех, кто направил свой инженерный и производственный потенциал на помощь больницам и медработникам, такие индустриальные гиганты, как Siemens и General Electric (GE), технологические компании вроде HP и небольшие специализированные предприятия, как испанская Aenium Engineering. Чтобы люди видели, какие усилия 3D-индустрия предпринимает в различных странах мира, пионер в сфере 3D-технологий немецкая компания EOS GmbH во вторник даже запустила специальный веб-сайт 3DAgainstCorona.

Компания Aenium, которая еще недавно занималась производством компонентов для аэрокосмической промышленности, всего за две недели переключилась на выпуск фильтров необходимых для медицинских защитных масок. Используя лазерные технологии для производства сверхлегких металлических деталей, компания разработала четырехслойный фильтр из медицинского полимера. Он может быть использован как в масках, напечатанных на 3D-принтерах (сейчас такие маски разрабатывает корпорация HP), так и в существующих моделях аппаратов для искусственной вентиляции легких.

Сегодня многие промышленные компании переключились на выпуск различного медицинского оборудования вроде аппаратов для искусственной вентиляции легких и респираторов. Благодаря 3D-принтерам производители способны запустить новое производство намного быстрее, выпуская на одной фабрике целый ряд товаров и делая это там, где они нужнее всего. Суть технологии заключается в том, что различные продукты создаются при помощи последовательных слоев, а сами продукты могут иметь любую форму и производиться из самых разных материалов. Исходная цифровая копия может быть отправлена на принтер, расположенный непосредственно возле больницы, из любой точки мира, что полностью устраняет все логистические препоны.

 im-170684.jpgФильтры для масок производства компании Aenium Engineering.
ФОТО: AENIUM ENGINEERING

Один из мировых лидер индустрии, компания HP, использует свои принтеры в США и Испании для производства больничного оборудования, включая фиксаторы для масок и защитные экраны для лица. Кроме того, HP задействовала возможности своих клиентов, у которых есть простаивающие принтеры, например зуботехнические фирмы. Эти компании, оказались в числе первых, к кому обратилась HP, в том числе и потому, что они уже сертифицированы Управлением США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) для производства медицинского оборудования.

Компания Siemens, один из крупнейших мировых производителей медицинского оборудования и лидер в ряде современных производств, также задействовал свою международную сеть клиентов, занимающихся печатью на 3D-принтерах, включая автопроизводителей, в производстве медоборудования. Кроме того, компания подключила к этой работе свыше 100 своих принтеров в США и Европе. Еще две крупные компании – GE и Boeing печатают маски для лица.

По словам Филипа Геертса, генерального директора CECIMO (Европейской ассоциации отраслей станкостроения), для компаний в сфере 3D-технологий текущая ситуация предоставляет «огромные возможности».

«Можно наглядно продемонстрировать, как кастомизировать производство и как это сделать без логистических издержек прямо на выбранном месте», - говорит он, отметив, что ассоциация уже призвала своих членов оказать помощь.

Однако такое аддитивное производство, как печать на 3D-принтерах, по сути, только начало развиваться, и все используемые материалы и производственные методы еще необходимо адаптировать под конкретные цели. Требования для продукции медицинского назначения, в частности для респираторного оборудования, особенно высокие. К примеру, недопустимо, чтобы напечатанные детали выделяли опасные частицы или представляли другую угрозу.

Кроме того, с технологией 3D-печати наращивание производства происходит не так быстро, как например, при большинстве традиционных способов вроде инжекционного прессования, и оно более дорогостоящее. В обычное время никто не станет печатать на 3D-принтере такие одноразовые предметы, как фильтры, палочки для взятия мазка из носа или защитные маски. Однако в условиях катастрофической нехватки этих предметов, это помогает восполнить дефицит.

Для тех же компаний, которые ранее печатью медицинского оборудования не занимались, получение сертификата может стать проблемой. В особенности, по данным властей, угроза возрастает из-за рядовых любителей технологий 3D-печати, которые горят желанием помочь местным больницам.

«Каждый умелец в гараже пытается сделать свои собственные маски, а потом прийти в больницу в снаряжении, которое никто не проверял», - говорит Кит Паркет, профессор Гарвардского университета и подполковник в запасе.

В настоящее время он сотрудничает с руководителем местного стартапа в сфере 3D-печати компанией Desktop Metal с целью решить проблему нехватки инструментов для взятия мазков из носа.

 im-170686.jpg
Дверная ручка, разработанная компанией Materialise для того, чтобы люди могли открывать двери, не используя кисти рук.
ФОТО: MATERIALISE

Впрочем, для некоторых продуктов сложной сертификации не требуется. Бельгийская компания Materialise, которая предлагает услуги и ИТ-решения для пользователей 3D-принтеров, недавно опубликовала в свободном доступе три проекта специальных дверных ручек, при помощи которых можно открыть дверь, не используя кисти рук. В число клиентов компании входит и исследовательский центр Mayo Clinic, где печатью на 3D-принтерах занимаются вот уже 14 лет, отмечает Джонатан Моррис, радиолог и медицинский директор лаборатории Mayo Clinic по 3D-печати. В настоящее время исследовательский центр совместно с рядом организаций работает над созданием медицинских и защитных устройств для борьбы с коронавирусом. Более того, многие клиники также начали предпринимать самостоятельные усилия в области использования возможностей 3D-печати.

Как рассказал Скотт Дрикасис, глава медицинского направления по Северной и Южной Америке компании Stratasys LTD., когда речь идет о деталях требующих особых знаний, крупные компании в сфере 3D-печати ежедневно созваниваются с медицинскими специалистами и представителями госорганов, чтобы обсудить дизайн продуктов и способы их тестирования. Srtatasys – это крупная компания по печати на 3D-принтерах, с двумя офисами – один в городе Иден-Прери (штат Миннесота, США), другой в Реховате (Израль). По словам Дикасиса, никогда раньше он не видел столь тесного взаимодействия между компаниями-конкурентами.

К примеру, над производством фильтров, сертифицированных по стандарту респираторов типа N95, компания Aenium работает совместно с HP и EOS. Получить данные по дизайну фильтра можно бесплатно, поэтому другие компании, занимающиеся 3D-печатью и у которых есть подходящие машины, также могут выпускать эти пористые пластиковые диски.

«У нас есть все необходимые знания и сейчас мы используем их применительно к медицинскому сектору», - говорит менеджер Aenium Хосе Мигель Ампудиа.

Причиной, по которой профессор Гарвардского университета Паркер начал сотрудничать с Риком Фулопом, главой компании Desktop Metal, стала острая нехватка тестовых наборов для взятия мазка из носа. Потребность в этом продукте настолько высока, что Вашингтон даже снарядил военный самолет для того, чтобы тот забрал этот товар у единственного крупного производителя в Италии и доставил его в США.
 

im-170687_1.jpg
Палочки для взятия мазка из носа производства фирмы Formlabs.
ФОТО: FORMLABS

В поисках быстрого решения проблемы, мужчины привлекли к сотрудничеству такие компании в области промышленной 3D-печати, как Formlabs и OPT Industries с целью разработать палочки для взятия мазка, которые можно было бы напечатать. В итоге им пришлось переработать саму структуру такой палочки, в частности заменить хлопок, который обычно используется для сбора слизи у пациента, на мягкие волоски из пластика. И совсем недавно FDA разрешило массовый выпуск изделия.

«Если бы неделей раньше вы спросили меня, может ли кто-то начать новое производство и всего за неделю получить разрешение FDA на выпуск миллионов единиц продукции, я бы ответил, что это полное безумие. Но мы это сделали», - говорит Фулоп.

Daniel Michaels, Asa Fitch

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif