Как изменились продажи в Китае за время коронавируса

Самые интересные цифры о переменах, которые претерпел бизнес

Фото: shutterstock / Robert Wei

Из-за вспышки коронавируса COVID-19 с 20-х чисел января был полностью закрыт город Ухань, а затем и провинция Хубэй. Одновременно с этим власти частично ограничили передвижение транспорта между городскими районами, внутри Китая и за его пределы, а людям было рекомендовано не выходить из дома без особой причины. Эпидемия коронавирусной пневмонии вызвала значительные изменения в бизнесе и поведении китайских потребителей, особенно в первый месяц после начала борьбы с ее распространением.

По сравнению с «довирусным периодом», то есть концом 2019 года и самым началом 2020 года, в Китае в целом сильно сократилось число посещений заведений общепита (-70%), количество поездок в командировки (-71%), туристических поездок по стране (-74%) и за рубеж (-59%), а также значительно снизилось количество заказов еды на дом (-45%) и обращений к услугам аренды автомобилей (-55%). Покупки оффлайн при этом сократились на 22%. Конечно, некоторые из этих перемен можно связать и с китайским Новым годом, когда традиционно падает активность, а люди предпочитают хотя бы пару недель провести дома с родными, но в этот раз тенденции сохранялись в течение целого месяца, напоминает Magazeta.

Транспорт

Из-за угрозы распространения вируса людям пришлось менять свои планы касательно посещения Китая или других стран в период китайских новогодних каникул. Согласно данным Flightradar24, с 23 января по 13 февраля ежедневные внутренние и международные рейсы в Китае сократились в среднем с 15 071 до 2 004, то есть на 86,7%.

Платформа iResearch сообщает, что около 23,3% запланированных поездок по Китаю и за его пределы в период праздников пришлось полностью отменить; часть запланированных авиаперелетов пришлось заменять скоростными ж/д (18,9%) или вовсе отменять (23,2%). Количество перемещений на скоростных ж/д в целом уменьшилось на треть. Интересно, что 21,4% тех, кто планировал воспользоваться скоростными ж/д, и 3,4% путешественников на собственном транспорте в итоге были вынуждены выбрать самолет. В то же время планов на путешествия личным транспортом и простыми поездами коронавирус практически не коснулся.

По сравнению с довирусным периодом в Китае уменьшилось количество перемещений на общественном транспорте на 75%, метро — на 73%, использование такси — на 63,8%. При этом показатели использования частного транспорта немного увеличились – с 52,5% от общего числа поездок в стране в среднем в 2019 году до 56,3%.

Еда

В условиях карантина и общей изоляции остро встала проблема доставки готовых продуктов питания, а также снабжения доступных локальных рынков. По словам французского ритейлера Carrefour, поставки овощей в первый месяц борьбы с коронавирусом в Китае увеличились на 600%. При общем существенном упадке онлайн-шопинга объемы продаж продуктов питания и напитков, а также медицинских товаров практически не изменились по сравнению с 2019 годом.

По результатам опросов, 54.3% покупателей отметили, что руководствовались в выборе той или иной продукции именно возможностью бесконтактной доставки. Из-за обеспокоенности клиентов по поводу возможного заражения коронавирусом продуктов такие компании, как McDonald’s и Starbucks, обратили больше внимания на инновации в сфере услуг бесконтактной доставки.

В среднем китайцы 10,3 раза в месяц посещали рестораны и кафе, 10,9 раза заказывали доставку еды на дом.

Покупки

Так как люди стали реже выходить на улицу, то даже таким крупным ритейлерам, как Starbucks, Uniqlo, Nike и Apple, пришлось временно закрыть или частично ограничить доступ в свои оффлайн-магазины. Мелкие и средние ритейлеры пострадали особенно сильно из-за мер карантина: у 29,6% средних и мелких китайских предприятий доходы упали более чем на 50%, и только у 4% — менее чем на 10%.

По прогнозам специалистов, в такой ситуации около 85% средних и мелких предприятий Китая смогут продержаться на плаву дольше трех месяцев, один из которых уже миновал. В декабре аналитики Apple прогнозировали, что розничные продажи в Китае в 2020 году составят $2,328 трлн, но, вероятно, цифра существенно изменится. Вместе с тем крупнейший китайский интернет-магазин JD.com сообщил, что его онлайн-продажи выросли на 215% в течение 10 дней в конце января и начале февраля.

Онлайн-контент

Места развлечений, такие как кинотеатры и парки развлечений, были закрыты, чтобы предотвратить распространение вируса, из-за этого изменилось соотношение потребления китайцами онлайн-контента. По данным QuestMobile, ежедневное время, проведенное китайцами в сети через мобильный интернет, увеличилось с 6,1 часа в начале января до 6,8 часа в новогодний период и до 7,3 часа после праздников, когда в стране продлился «новогодний карантин». Статистика Nielsen-CCData показала, что количество зрителей на телевидении возросло после китайского Нового года, хотя обычно происходит падение просмотров.

На видеохостингах и специализированных сайтах участились покупки длинных видеороликов и кинофильмов (+20%), коротких видео (+23%), интернет-игр (+19%), дистанционных образовательных программ (+12%), онлайн-консультаций с докторами (+5%). Количество кликов по видеороликам на платформах выросло на 52,4%, оформления подписок – на 24,1%, просмотров платных видео – на 23,5%. При этом свободное время китайцы иногда занимали новыми играми (+36,4% кликов по пробным версиям), пользователи стали дольше проходить квесты — время увеличилось в среднем на 34%.

В первый месяц борьбы с коронавирусной инфекцией китайцы использовали обучающие платформы различного типа с чуть меньшим энтузиазмом, однако чуть более популярным стали ресурсы для раннего обучения малышей. За месяц в 33,8% китайских семей хотя бы один из ее членов покидал дом один раз в 2-3 дня. В 30,2% случаев на улицу выходили один раз в 4-5 дней, 18,3% семей отправлялись наружу один-два раза в день. Интересно, что 15,8% китайских семей практически не выходили из дома весь месяц, а 1,9% — выходили более чем три раза в день. Из всех китайцев, передвигающихся по улицам в первый месяц борьбы с коронавирусной инфекцией, совпавший с новогодними праздниками в стране, 77,1% ходили за продуктами и предметами первой необходимости, 54,7% — выбрасывали мусор, 34,7% — покупали маски и дезинфицирующие средства, 28% — забирали заказы у служб доставки, 21,3% — ходили на работу, а 14,4% — просто прогуливались.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как будет восстанавливаться казахстанская экономика

Опубликован ежеквартальный макроэкономический обзор

Коллаж: Вадим Квятковский

Компания PwC Kazakhstan запустила новый проект – Ежеквартальный макроэкономический обзор. Основа этого исследования – экспертные прогнозы по основным для Казахстана макроэкономическим показателям. По мнению представителей PwC Kazakhstan, результаты опроса могут служить основой для принятия решений в среднесрочной перспективе.

Базовый сценарий восстановления экономики 

83% респондентов предполагают, что восстановление казахстанской экономики будет происходить по U-образной траектории, а процесс выхода из кризиса может принять затяжной характер. Основное обоснование такого прогноза – пандемия и вызванный ею экономический кризис – оказало серьезное влияние на деловую активность, и бизнесу, особенно МСБ, понадобится длительное время для восстановления и адаптации к новым условиям и поиска новых возможностей. Также многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что до момента изобретения вакцины и появления лекарственных средств в мире будет сохраняться тенденция социального дистанцирования и внедрения выборочных карантинных мер. Последние будут регулярно ужесточаться в момент ухудшения ситуации и роста заболеваемости, а это, в свою очередь, будет оказывать воздействие на сроки восстановления экономики.

 

Процент респондентов ожидающих развитие сценария U,V,L,W-1.jpg

Нефть в широком коридоре

Превалирующее большинство респондентов в своих прогнозах продемонстрировали широкие диапазоны между ожидаемыми минимальными и максимальными прогнозными значениями по нефти марки Brent в горизонте одного года (средняя дельта равна $17,9), на три года (средняя дельта равна $17,5) и пять лет (средняя дельта равна $19,4). Комментируя этот тренд, некоторые из опрошенных экспертов ссылались на пандемию COVID-19 как источник высокой неопределенности, особенно в перспективе ближайших двух лет, то есть до предполагаемого создания и выпуска в массы вакцины от вируса. 

Участники опроса отметили влияние пандемии на мировую экономику в виде снижения потреб­ления и спроса на товары, что неминуемо оказывает влияние на нефтяные цены. Кроме того, в прогнозах учитывались и потенциальные последующие волны заражений, которые могут прервать восстановление мировой экономики и, как следствие, восстановление спроса на энергоресурсы. Тема увеличения использования возобновляемых источников энергии также была отмечена как фактор, имеющий потенциал влияния на цены на нефть в среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе, ожидают участники опроса PwC, цены на нефть будут стремиться к уровню $50–55 за баррель, который устраивает как добывающие, так и потребляющие нефть страны.

 

Прогнозная цена на нефть-1.jpg

Сколько тенге за доллар

Большинство респондентов склоняются к тенденции ослабления тенге по отношению к доллару в анализируемых периодах. Участники опроса выделили несколько основных причин, среди которых сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, неопределенность по показателям инфляции и прекращение мер по поддержке национальной валюты со стороны государства. Максимальное ослабление тенге относительно доллара США за пять лет (на конец года) ожидается в районе 29,4%, в то время как минимальное ослабление тенге за аналогичный период прогнозируется в диапазоне 4,4%. Внутренний разброс в максимальных прогнозных значениях составил от 400 до 700 тенге за доллар (станд. отклонение равно 64), что значительно выше внутреннего разброса в максимальных прогнозных значениях, который расположился в рамках от 390 до 410,5 тенге за доллар (станд. отклонение равно 32,8). 

 

Прогнозная курс USD-KZT-1.jpg

Инфляционный процесс

Результаты опроса показали, что в горизонте одного года более 60% респондентов ожидают повышения уровня инфляции. Этот прогноз базируется на воздействии принятых в Казахстане и странах – торговых партнерах карантинных мер, результатом которых стали удорожание импорта и замедление деловой активности компаний, занимающихся поставкой и продажей товаров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вклад в динамику инфляционных процессов продолжает вносить и рост цен на продовольственные товары, которые в мае подорожали на 10,7% в годовом выражении, по данным Национального банка Республики Казахстан (НБРК). В долгосрочных прогнозах экспертов относительно уровня инфляции наблюдается большая степень уверенности в ее снижении. В горизонте трех лет 90% экспертов прогнозируют снижение инфляции в среднем на 1,7%. В горизонте пяти лет более 70% экспертов ожидают продолжения постепенного снижения инфляции. Причины повышения оценок инфляции в горизонте одного года с постепенным снижением в долгосрочной перспективе связаны, во-первых, с текущей денежно-кредитной политикой НБРК. 

Во-вторых, эксперты связывают краткосрочные инфляционные риски с массовыми налоговыми стимулами и накопленной за прошлые периоды скрытой инфляцией, отмечая, что в долгосрочной перспективе эти риски будут менее заметными.

 

Индекс потребительских цен-1.jpg

База для ставки

В марте 2020 года НБРК принял решение о повышении базовой ставки до 12% с целью стабилизации инфляционных ожиданий и ограничения распространения влияния внешнего шока на финансовый рынок. Но уже в апреле НБРК принял внеочередное решение о снижении базовой ставки до уровня 9,5% годовых и расширении процентного коридора до ±2 процентных пункта. Данная мера была направлена на обеспечение финансовой стабильности, ограничение рисков для экономики и ее адаптацию к условиям внешней и внутренней среды, связанным с пандемией COVID-19.

Большинство респондентов – участников опроса PwC – в перспективе одного года прогнозируют снижение ключевой ставки на 0,5 п. п. Данное мнение экспертов относительно минимального изменения базовой ставки может быть обосновано и подкреплено их ожиданиями роста инфляции в краткосрочном периоде при условии поддержания НБРК текущей политики для сдерживания роста инфляционных ожиданий. В горизонте трех лет, с учетом снижения инфляционных ожиданий, эксперты прогнозируют снижение базовой ставки до 8% с процентным коридором ±1 п. п. и сохранение ставки на этом же уровне в периоде до пяти лет.

 

Базовая ставка НБРК-1.jpg

В первом Ежеквартальном макроэкономическом обзоре PwC Kazakhstan приняли участие 23 респондента: ведущие экономисты, брокеры, трейдеры, представители банков развития и коммерческих банков. Опросник для составления обзора был заполнен всеми участниками в конце июня 2020 года. Многие ответы были предоставлены на условиях конфиденциальности.

В ходе анализа ответов респондентов по многим вопросам были выявлены достаточно значительные расхождения во мнениях, что ожидаемо в исследованиях, где эксперты представляют различные сферы (экономисты, трейдеры, ученые, банкиры) и, соответственно, имеют доступ к разным источникам информации. Консолидация мнений, охватывающих большую часть профессиональных участников финансового рынка, а также научных экспертов и ведущих экономистов Казахстана дает возможность спрогнозировать несколько сценариев развития экономики Казахстана. Для этих целей PwC Kazakhstan попросил респондентов дать их мнения в диапазоне минимум и максимум для вопросов, где это было уместно (цены на нефть, курсы валют, инфляция), и использовал несколько подходов к анализу полученных результатов. Помимо стандартного усреднения всех ответов исследователи PwC Kazakhstan также взяли верхние 30% в ответах-максимум и нижние 30% в ответах-минимум, чтобы выявить наиболее оптимистичный и наиболее пессимистичный сценарии развития событий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg