Перейти к основному содержанию

1848 просмотров

Казахстан обратит внимание на дивиденды в офшорах

Парламент ратифицировал соответствующую конвенцию

Фото: Аскар Ахметуллин

Казахстан нарастит доходы бюджета за счет более справедливого налогообложения холдинговых компаний, регистрирующихся в юрисдикциях с льготным налоговым режимом. Об этом 6 февраля на пленарном заседании сената парламента сказал первый вице-премьер, министр финансов Алихан Смаилов.

«Если компания своей основной целью ставила получение самой льготы, то такая льгота не должна быть предоставлена. Это обязательная норма, к которой присоединились все страны, которые подписали Многостороннюю конвенцию. Весь второй раздел –  это так называемый «слоп» – упрощенный порядок ограничения льгот, в котором расписан полный перечень всех тех, кто имеет право на получение льгот. Это физические лица, некоммерческие организации, компании, которые котируются на биржах, и другие», – сказал он, представляя в сенате проект закона «О ратификации Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

«И которые не имеют право (на получение льгот), в том числе холдинговые компании. Холдинговые компании специально регистрируются в таких юрисдикциях с льготным налогообложением и, пользуясь наличием двусторонних конвенций, получают льготу по дивидендам. Например, если речь идет о Кипре, то там в рамках двусторонних налоговых соглашений мы должны применить 5%, в то время как она должна была бы заплатить 15%, если бы отсутствовала такая норма. Это делается для того, чтобы мы обеспечили полноту уплаты налогов в бюджет, и эта норма – так называемый «слоп» – применяется в ряде стран, в ряде развитых стран, в Российской Федерации применяется, поэтому мы считаем, что это важная норма», – добавил Смаилов.

Первый вице-премьер отметил, что представители международного финансового центра «Астана» предлагали не принимать данную норму с целью развития МФЦА. «И что российские холдинговые компании, которые сейчас работают на Кипре, в Люксембурге и других странах с меньшим налогообложением, должны прийти в Казахстан, поэтому давайте не будем присоединяться к этому «слопу». Но нас пока на сегодня не убедила их аргументация, потому что МФЦА работает не первый год, а российские холдинговые компании к нам пока не перебрались», – сказал Смаилов.

Соответствующие нормы по налогам вступят в силу с 1 января 2021 года.

В связи с поручением главы государства о переходе к применению лучших практик Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Министерство финансов РК инициировало участие Казахстана в новом проекте ОЭСР, направленном на борьбу с уклонением от налогообложения, – BEPS. Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) – план мер по внедрению глобальных налоговых правил по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения разработана в рамках проекта BEPS. Данная конвенция принята 24 ноября 2016 года и подписана Республикой Казахстан 25 июня 2018 года.

«Хочу отметить важность и необходимость присоединения к указанному международному договору, так как он является обязательным условием для всех участников проекта BEPS в соответствии с директивой Европейского союза», – сказал Смаилов.

Конвенция во все двусторонние налоговые конвенции внесет изменения, направленные на противодействие уклонению от налогообложения. При этом предметом Многосторонней конвенции станут только те двусторонние налоговые конвенции, обе стороны которых присоединились к Многосторонней конвенции.

Из 54 конвенций об избежании двойного налогообложения, ратифицированных Республикой Казахстан, Многосторонняя конвенция коснется 42.

В частности, изменениями оговорен порядок решения вопроса двойного резидентства юридических лиц (статья 4 Конвенции); дополнен текст преамбулы в части исключения возможности освобождения доходов от налогообложения в обоих государствах, а именно в государстве – источнике дохода и государстве резидентства получателя дохода (статья 6 Конвенции).

В-третьих, предусмотрено положение, ограничивающее применение льгот в случаях, если целью сделки является исключительно получение таких льгот (статья 7 Конвенции).

В-четвертых, по дивидендам установлено требование о необходимости соответствия условий, установленных для получения льготы, в течение года до возникновения дохода (статья 8 Конвенции).

В-пятых, введены положения, направленные на предотвращение неправомерного избежания статуса постоянного представительства за счет дробления контрактов, использования агентских/комиссионных соглашений, специальных исключений для определенных видов деятельности (статьи 12, 13, 14 Конвенции);

В-шестых, усовершенствована процедура взаимного согласования с установлением конкретных сроков для инициирования взаимосогласительной процедуры (статья 16 Конвенции).

По мнению Смаилова, присоединение к Многосторонней конвенции повысит статус Казахстана в глазах ОЭСР, как страны, стремящейся соответствовать международным стандартам, а во-вторых, позволит повысить эффективность борьбы налоговых органов по пресечению налоговых схем, построенных с применением положений двусторонних налоговых конвенций.

Депутаты отметили, что Конвенция пока ратифицирована только тремя странами (Россия, Индия и Словакия).

Вместе с тем депутаты проголосовали за принятие данного законопроекта. Таким образом, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства.

992 просмотра

В Казахстане КПН передали в местные бюджеты

Ожидается, что это будет способствовать росту региональной экономической активности

Коллаж: Вадим Квятковский

По расчетам Министерства национальной экономики РК, благодаря фискальной децентрализации региональные бюджеты в 2020 году пополнятся на 386,4 млрд тенге, а в следующие два года – уже на 428,8 млрд и 471,4 млрд тенге соответственно. Логика расчетов Минэкономики строится на простом посыле: чем больше в регионе МСБ, тем больше КПН поступит в местный бюджет. А значит, региональные власти приложат максимум усилий для развития малого и среднего бизнеса.

В разговоре с журналистом «Курсива» вице-министр нацио­нальной экономики Жаслан Мадиев еще раз подтвердил, что в его ведомстве рассчитывают на заинтересованность акимов в росте налогооблагаемой базы в их регионах. «Те налоговые поступления, которые будут регионы собирать от МСБ, они могут оставлять, использовать на свои программы развития, – отметил Мадиев. – В целом задача государства такая: помогать взращивать из малого и мелкого бизнеса средний, а из среднего – крупный. Поэтому инициатива по передаче КПН с малого и среднего бизнеса в регионы поможет решить эту задачу, она будет хорошим мотиватором для акиматов делать все, чтобы бизнес укрупнялся и собираемость налогов, соответственно, росла».

КПН в цифрах

Корпоративный подоходный налог в Казахстане до 2020 года зачислялся в государственный бюджет, ставка его при удержании с налогооблагаемого дохода составляет 20%. Есть исключения: юрлица-сельхозпроизводители и производители продукции аквакультуры (другими словами – рыбоводства) платят КПН в размере 10%.

Ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов резидентов, равна 15%. Есть градация по ставкам КПН для нерезидентов – от 5 до 20%, но она на пополнение местного бюджета особого влияния не окажет, так как 100 тыс. налогоплательщиков – представителей малого и среднего бизнеса, которые будут обеспечивать те самые 386,4 млрд тенге поступлений в местные бюджеты в 2020 году, – резиденты Казахстана.

В 2019 году в бюджет в виде КПН поступило 1 трлн 974 млрд 763 млн тенге, из них от МСБ – 422 млрд 371 млн, то есть примерно одна пятая часть. Стоит отметить, что далеко не все представители малого бизнеса в регионах являются плательщиками КПН, поскольку работают в специальных налоговых режимах – по патенту, упрощенной декларации или единому земельному налогу, ставки по которым составляют 2–3%.

И как раз эти представители малого и микробизнеса на три года будут освобождены от уплаты подоходного налога. По оценке министра финансов Казахстана Алихана Смаилова, потеря бюджета от этих налоговых каникул составит 200 млрд тенге. Глава Минфина давал такие расчеты в сентябре 2019-го,
а двумя месяцами позже министр национальной экономики Руслан Даленов снизил объем потерь до 109 млрд тенге в 2020 году и пообещал их возместить трансфертами из республиканского бюджета. Его заместитель Жаслан Мадиев считает, что возмещаемый государством трехлетний мораторий даже полезен для местных бюджетов. «По мораторию у нас микро- и малый бизнес освобожден от налогообложения, но это временная мера. За время моратория бизнес сможет окрепнуть, и есть большие шансы, что он за это время перейдет из категории малого бизнеса в категорию среднего», – считает вице-министр.

Мне снизу виднее, как развивать бизнес

На стадии обсуждения Концепции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления, межбюджетных отношений, кредитования и образования» – а именно этим документом внесены поправки о передаче КПН в региональные бюджеты – приводилось несколько позитивных примеров из международного опыта.

В Испании одним из основных налогов, поступающих в местный (муниципальный) бюджет, является налог на экономическую деятельность, который отчасти схож с казахстанским корпоративным подоходным налогом от среднего и малого бизнеса. Плательщики данного налога – юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Налог на экономическую деятельность дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов. Этот налог, как отмечалось в концепции, был введен для усиления контроля за сбором налогов с малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики Испании.

Там же, в концепции, шла речь о том, что в Японии одним из основных налогов, поступающих в местный бюджет, является префектурный подоходный налог, его плательщики – юридические лица. Еще одним примером была Германия, о которой говорилось, что «финансовая система Германии по формированию местных бюджетов усовершенствована, а также направлена на увеличение поступлений в местный бюджет за счет развития предпринимательства».

Авторы концепции отметили, что внедрение опыта указанных стран в Казахстане «приведет к стимулированию местных исполнительных органов по расширению налоговой базы и увеличению доходов местных бюджетов, а также к усиленной заинтересованности регионов в развитии малого и среднего бизнеса».

Как подтолкнуть малый бизнес к росту

Депутат мажилиса парламента Казахстана Нуржан Альтаев видит две основных проблемы в решении «подсадить» местные бюджеты на поступления от КПН. Первая связана с неравномерностью распределения малого и среднего бизнеса в разных частях страны. Поэтому, считает парламентарий, центру все равно придется перераспределять общий котел бюджетных поступлений. Вторая – в том, что малый бизнес не стремится вырасти до размеров среднего и старается оставаться в «малышах», предпочитая дробить свои предприятия. По мнению Альтаева, выбор такой схемы связан в первую очередь с налоговой нагрузкой. Он уверен: если ее снизить на каждое отдельное предприятие, то в итоге государство соберет больше за счет увеличения количества предприятий среднего бизнеса (их сейчас, по данным НПП «Атамекен», всего 22 тыс. из тех 100 тыс. плательщиков в местные бюджеты).

«Вот пример – понизили уровень порога НДС. Теперь, имея совсем небольшие обороты, ты становишься плательщиком НДС. Это заставит бизнес сейчас снова дробиться на какие-то мелкие ИП для того, чтобы не платить НДС. Здесь правительству надо еще раз подумать и сделать все для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на отдельно взятый субъект предпринимательства, потому что тогда больше денег можно будет собрать в бюджет», – говорит Альтаев.

С этим мнением согласен старший партнер Центра стратегических исследований (CSI) Олжас Худайбергенов. Он убежден: причина неохотного перемещения малого бизнеса в средний – неправильное налогообложение. Эту проблему можно решить введением упрощенного налогообложения в отдельных отраслях – например, в сельском хозяйстве и в розничной торговле. «Можно ввести единый аграрный налог, скажем, или налог с продаж, розничный налог, сделать там одну простую ставку и отказаться от градации, от лимитов каких-то, – предлагает Худайбергенов. – Тогда мотивация к дроблению у среднего бизнеса отпадет, ему незачем будет показывать себя малым за счет почкования. Но это от местных властей не зависит, как и от Комитета госдоходов. Это больше зависит от Министерства национальной экономики и Министерства финансов, которые определяют фискальную политику в стране».

По информации Худайбергенова, являющегося советником президента, сейчас обсуждается идея обоих налогов. Причем по розничному налогу есть оговорка: на безналичные и наличные расчеты пороги повышения ставок будут разными. «Скажем так, через цифровизацию будут пытаться упростить налогообложение: работаешь по безналу – у тебя ставки ниже, тебе выгоднее», – заключил Худайбергенов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif