8293 просмотра

Что будет с легкорельсовым транспортом в Алматы

Наш постоянный автор Константин Козлов рассуждает о судьбе проекта вместе с экспертами

Фото: Pixabay

В 2020 году Алматы отмечает «юбилей»: пять лет назад распоряжением прежнего акима Бауыржана Байбека город лишили трамваев. Тогда горожан успокоили, пообещав, что на смену ему придет легкорельсовый транспорт. Почему же время идет, а серьезных подвижек в эту сторону так и нет? И есть ли альтернатива скоростному трамваю в виде других видов легкорельсового транспорта?

Алматы смело можно назвать городом с очень сложной судьбой для всех видов рельсового транспорта. Без малого четверть века город дожидался первой ветки метрополитена. Много говорили, но так ничего и не решили с запуском пригородных электричек. В 90-е годы в городе сократили 80% всех трамвайных маршрутов, а в 2015 году ликвидировали оставшиеся. 

Легкорельсовый транспорт (ЛРТ), по всей вероятности, станет проектом с не менее сложной судьбой. Под занавес года аким Алматы Бакытжан Сагинтаев произнес слова, которые многие трактовали не иначе как откладывание проекта в долгий ящик. 

Градоначальник заявил, что для городского бюджета 123 млрд тенге только на одни строительно-монтажные работы – неподъемные средства. И дополнительное финансирование должно поступить в рамках концессии с международными инвесторами, а также из республиканского бюджета. 

Руководитель ТОО «АлматыЭлектроТранс» Гани Тажиев поспешил успокоить неравнодушных алматинцев, заявив, что ЛРТ в любом случае будет построен. 

В акимате Алматы «Курсиву» сообщили, что в настоящее время идет работа над уточнением бюджета и оптимизацией проекта. 

Длина первой линии, запуск которой анонсируется в 2023 году, составит 22 километра. Получается, что стоимость запуска одного километра ЛРТ составит 5,6 млрд тенге, или $14,4 млн.

C учетом оптимизации расходов средняя цена, указанная в презентации проекта, заявлена в $13 млн. По мировым меркам это вполне экономичная сумма, сравнимая со стоимостью ЛРТ в таких городах, как Стамбул и Барселона, – $17 млн за километр. К слову, проект ЛРТ в Нур-Султане оценивался в $49 млн за километр. 

В соседней России строящийся легкорельсовый трамвай, который должен связать подмосковные Подольск и Раменское (через аэропорты Домодедово и Жуковский), стоит около $20 млн за километр. А самые дешевые ЛРТ в мире – это Солт-Лейк-Сити ($8 млн) и турецкий Самсун с такими же показателями. 

«Независимые специалисты долго спорили на эту тему и в целом пришли к выводу, что цифры эти реальные. Никто не предлагал пустить золотые или полностью автономные вагоны, – рассказывает эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович. – Старый трамвай мог ходить и после 2015 года еще несколько лет, но того количества подвижного состава, которым располагал трамвайный парк, на две линии для нормальной операционной работы не хватало». 

На разного рода дискуссионных площадках поднимался вопрос ликвидации оставшихся трамвайных рельс. По мнению ряда экспертов, именно на их базе и можно было пустить ЛРТ, просто огородив пути. 

«Последний проект ЛРТ, который был представлен общественности, несколько отличается от того, что проектировали мы в 2010 году, – рассказывает начальник отдела проектирования объектов автомобильного транспорта НИИ транспорта и коммуникаций Елена Шпенст. – Со временем маршрут мы продлили до транспортного узла на западном автовокзале. Но в центральной части города он опирался на старую трамвайную линию  с поворотом по Байтурсынова и далее по Макатаева до Зеленого базара, поскольку вдоль этой линии имелась вся инфраструктура. Тем более планировалось разместить подвижной состав в трамвайном депо, которого сегодня уже не существует».

Однако, по мнению Елены Ерзакович, состояние рельс не оставляло на это никаких шансов. 

«Скоростные трамваи способны перевозить до 250 человек (это более 150 машин при среднем коэффициенте загрузки автомобиля 1,3-1,5). При 22-60-метровой длине состава ЛРТ способен перевозить от 3 до 11 тыс. пассажиров в час в одном направлении, – делится данными Елена Ерзакович. – Система ЛРТ в шесть раз безопаснее автомобиля. По данным комитета легкорельсового транспорта Международного союза общественного транспорта, собранным еще в 2009 году в 15 городах, число несчастных случаев на ЛРТ составило 0,47 на миллион пассажирокилометров по сравнению с 2,86 для автомобилей».

Линии ЛРТ действуют в 53 странах на всех континентах и в общей совокупности ежедневно перевозят 45 млн пассажиров в 388 городах. 

По словам Елены Шпенст, новый вариант – по Толе би прямо до Панфилова – с точки зрения пассажиропотока более выигрышный, так как там сосредоточено множество вузов, офисов, учреждений. Но с точки зрения инфраструктуры – более сложный. Улица там не такая широкая, участок довольно проблемный. И если проект будет реализован, возможно, также будут недовольны водители, как это произошло с улицей Тимирязева. 

Пока сроки окончания строительства ЛРТ в Алматы и сдачи его в эксплуатацию определены 2023 годом. С наступлением теплого сезона станет ясно – продвинутся ли в этом году власти к реализации проекта.
 

banner_wsj.gif

15 просмотров

Қ.Тоқаев: "Әкімдер жұмысын тиісті деңгейде атқарған жоқ. Үкімет те бақыламады"

Бүгін үкіметтің кеңейтілген отырысы өтті

Фото:AkordaPress

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың қатысуымен өткен Үкіметтің кеңейтілген отырысында әкімдердің экономикалық өсімді қалпына келтіру және халықтың әл-ауқатын қамтамасыз ету жөнінде қабылдаған шаралары талқыланды. Бұл туралы мемлекет басшысының баспасөз қызметі хабарлады. 

"Жыл басынан бері ұлттық экономика күрделі жағдайда дамып келеді. Ел экономикасы жалпы 1,8 пайызға төмендеді. Пандемияға байланысты қызмет көрсету саласы айтарлықтай құлдырады (5,6 пайыз)", - деді Президент.  

Елдегі  эпидемиологиялық ахуал қоғамды аса қатты алаңдатып отыр дей келе, мемлекет басшысы жағдайдың өте күрделі екеніне бас назар аударды.  Пандемиямен күрес барысында шұғыл мәселелерді шешу үшін Үкіметтен және өңірлерден 150 миллиард теңге бөлінетін болды. 

"Келесі маңызды міндет–толыққанды медициналық көмек көрсету және аса қажетті дәрі-дәрмектерді қолжетімді ету. Денсаулық сақтау министрлігі басқару ісінде бірқатар өрескел қателіктер жіберді. Әкімдердің көпшілігі жұмысын тиісті деңгейде атқарған жоқ.Үкімет те бақыламады", -деді Тоқаев.

 Осы орайда мемлекет басшысы жіберілген қателіктер мен олқылықтарды анықтайтын арнайы комиссия құру қажет дей келе, бұл комиссия қазіргі ортақ жұмысқа кедергі жасамай, тексеріс жүргізіп тек өзіне  ұсыныс беруі керегін айтып өтті.

Сонымен қатар, "СҚ Фармация" мен Міндетті медициналық сақтандыру қоры басшыларын қызметтен қуып, қажет болса тергеу жұмысын қолға алуды тапсырды.

"Індет кезінде осындай жолмен пайда тапқысы келгендерді қатаң жауапқа тарту қажет. Менің тапсырмамнан кейін бұл бағытта жұмыс басталып кетті. Оны соңына дейін жеткізу керек. Себебі бұл – түптеп келгенде, ұлттық қауіпсіздік мәселесі. СҚ Фармация» компаниясын білікті мамандармен қамтамасыз ету мәселесін шешу қажет. Қазақстанда дәрі мен медициналық бұйымдардың көптеген түрін өндіруді жолға қоятын кез келді. Қашанға дейін импорттық дәрілерге тәуелді боламыз? Намысымыз қайда?",- деді Тоқаев. 

Соны мен қатар мемлекет басшысы халықты үрей мен қорқыныш билегеніні айтып өтті:

"Тіпті олар өздеріне қажет емес дәрілерді де сатып алып жатыр. Адамдар әлеуметтік желідегі әртүрлі күмәнді ақыл-кеңестерге құлақ асуда. Сall-орталықтардың тәулік бойы қызмет көрсетуін қамтамасыз етіп, жұмысын күшейту керек".

Осы ретте Президент қалыптасқан ахуал екі аптадан кейін жақсарады деп үміттенетінін жеткізді. Олай болмаған жағдайда, жалпы Үкіметтің осы құрамда жұмыс істеу мүмкіндігі туралы мәселе туындайды.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер