1204 просмотра

БРК инвестировал в экономику Казахстана более 400 млрд тенге

Инвестиции были направлены в проекты обрабатывающей промышленности и инфраструктуру

АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) профинансировал по итогам прошлого года проекты в обрабатывающей промышленности и инфраструктуре на 481 миллиард тенге. Банк продолжает удерживать положительный тренд по динамике кредитования проектов обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры. 

«Объем кредитного портфеля «Банка Развития Казахстана» по итогам 2019 года достиг 1 728 млрд тенге, увеличившись на 31,5 млрд тенге или 1,9% по сравнению с 2018 годом. При этом необходимо отметить - c момента создания холдинга «Байтерек» в 2013 году объем кредитного портфеля Банка Развития увеличился в 4,6 раза или на 356%», - сказал председатель правления АО «Банк Развития Казахстана» Абай Саркулов на пресс-конференции 29 января.  

Он отметил, что БРК, являясь институтом развития, не ставит перед собой цель максимизации прибыли, его деятельность осуществляется на основе безубыточности. 

«По итогам 2019 года БРК завершил с положительным финансовым результатом, по неаудированным данным, консолидированная чистая прибыль составила 7,5 млрд тенге (3,2 млрд в 2018 году). Объем собственного капитала составил 424,1 млрд тенге, рост при этом составил 12,8% по сравнению с 2018 годом», - сообщил глава банка. 

IMG_7383.JPG

С целью снижения доли государственных средств в структуре фондирования БРК сконцентрировался на изыскании альтернативных источников. Так, в 2019 году на каждый один тенге из государственных средств было привлечено 1,17 тенге заимствований на рыночных условиях. Из 329,5 млрд тенге объема фондирования, привлеченного БРК из различных источников в прошлом году, 54% (177,9 млрд тенге) приходятся на рыночные средства. 

«Таким образом, «Банк Развития Казахстана» стремится обеспечить возросший спрос заемщиков банка в кредитных ресурсах в национальной валюте. Доля займов в тенге в структуре кредитного портфеля по предварительным итогам 2019 года выросла до 53%, в 2018 году это было 43%. При этом доля кредитного портфеля в национальной валюте со стороны БРК с момента создания холдинга «Байтерек» (в 2013 году) возросла почти в 12 раз», - сказал Саркулов. 

Следует отметить, что с целью снижения валютного риска заемщиков, после значительного обесценения национальной валюты в 2015 году, БРК осуществляет финансирование в иностранной валюте только те проекты, которые реализуют свою продукцию на экспорт и имеют источники дохода в соответствующей иностранной валюте.

Банк направил на кредитование экономики в 2019 году 481 млрд тенге, включая межбанковское финансирование на 28 млрд тенге. Всего в прошлом году БРК было одобрено к финансированию 11 инвестиционных проектов и три экспортные операции предприятий несырьевых отраслей на общую сумму 436,5 млрд тенге. 

«Это такие крупные проекты как строительство солнечной электростанции мощностью 100 МВт в городе Капшагай, строительство магистрального газопровода «Сарыарка», строительство завода по производству метил-трет-бутилового эфира в городе Шымкент, расширение перерабатывающих мощностей Актогайского ГОКа, обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Казахстана по технологии волоконно-оптических линий связи, строительство второй очереди птицефабрики по выращиванию бройлеров в Акмолинской области», - сообщил управляющий директор БРК Адиль Исмагаметов.  

IMG_7416.JPG

Также в 2019 году были запущены в эксплуатацию следующие проекты: высокотехнологичный завод по производству ферросилиция в Караганде ТОО «YDD Corporation», завод по производству силовых трансформаторов ТОО «Asia Trafo» в Шымкенте, была закончена модернизация и реконструкция Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, было закончено строительство комплекса по глубокой переработке нефти Атырауского нефтеперерабатывающего завода. 

«Банк также активно наращивает компетенцию в сфере возобновляемых источников энергии. В 2019 году заработали солнечная электростанция «Nurgisa» в городе Капшагай, солнечная электростанция «Жылга» в Туркестанской области и ветровая электростанция «Астана EXPO-2017» в Акмолинской области», - сказал Исмагамбетов. 

Отраслевая структура займов, выданных клиентам в прошлом году, достаточно разнообразна. Это производство электрического оборудования, продукты нефтепереработки, металлургия, производство электроэнергии, пищевая промышленность и другие отрасли промышленного производства. 

Необходимо отметить, что БРК отводится роль основного оператора по реализации масштабных индустриальных и инфраструктурных инициатив путем предоставления средне- и долгосрочных низкопроцентных кредитов несырьевым отраслям экономики. В частности, в рамках реализации государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (ГПИИР) привлечено 581 млрд тенге, одобрено 23 инвестиционных проекта на сумму 468 млрд тенге, а доступная сумма финансирования на сегодняшний момент составляет 113 млрд тенге. 

За эту пятилетку ГПИИР были профинансированы такие значимые проекты как строительство Актюбинского рельсобалочного завода, завод по производству цианистого натрия в городе Каратау, модернизация завода по производству минеральных удобрений в Актау, реконструкция пассажирского терминала международного аэропорта Астана, строительство транспортно-логичестического центра города Шымкент, создание комплекса по производству железнодорожных колес, расширение Актауского международного морского порта, строительство завода по производству силовых трансформаторов в Шымкенте, строительство птицефабрики по выращиванию бройлеров (первый и второй этап) в Акмолинской области, строительство завода по производству ферросилиция в Караганде, реконструкция и модернизация Шымкентского НПЗ, строительство завода по производству метил-трет-бутилового эфира в Шымкенте. 

«На сегодня также у нас есть пайп-лайн проектов, состоящий из шести проектов на общую (запрашиваемую) сумму финансирования до 364 млрд тенге», - сказал Исмагамбетов.

За период реализации ГПИИР создано около 4,5 тыс. новых рабочих мест, реализовано продукции по итогам 2019 года на сумму около 450 млрд тенге, экспортировано продукции на сумму около 168 млрд тенге, налоговые отчисления в бюджет составили около 83 млрд тенге.

В рамках программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» БРК продолжил финансирование таких направлений, как поддержка казахстанских автосборочных предприятий (льготное автокредитование, лизинговое финансирование), а также отечественных экспортеров. В рамках направления льготного автокредитования были выделены средства на сумму 62 млрд тенге, в том числе один транш с участием средств Национального банка – 20 млрд тенге. На сегодняшний день с начала реализации данного направления в рамках льготного автокредитования банками второго уровня выдано 18 989 займов для приобретения автотранспорта отечественных производителей.

В рамках поддержки отечественных экспортеров по реализации программы «Нурлы жол» Банком было привлечено 95 млрд тенге и одобрено к финансированию 17 экспортных операций на сумму 426,6 млрд тенге (с учетом повторного использования погашенных средств) для осуществления экспорта отечественной продукции на сумму более 552,54 млрд тенге (за период с 2015 года по состоянию на 1 октября 2019 года). В перечень экспортированной продукции входят силовые масляные и сухие трансформаторы, магистральные тепловозы, растительное масло, кондитерские изделия, молочная продукция, безалкогольные напитки, аммиачная селитра, фосфорная продукция, смазочные масла и продукция металлургической промышленности и другое.

Также на реализацию направления «поддержка отечественных вагонопроизводителей» БРК были выделены средства в размере 22,5 млрд тенге, которые были освоены в полном объеме за счет производства 28 пассажирских 1 108 фитинговых вагонов. 

В рамках поддержки субъектов крупного предпринимательства через механизмы межбанковского кредитования, предусматривающего пополнение оборотного капитала, рефинансирование займов, а также финансирование новых проектов, была оказана поддержка 81 субъекту крупного предпринимательства на общую сумму 145,2 млрд тенге с учетом повторного освоения. 

Что касается 2020 года, то БРК намерен профинансировать экономику на общую сумму около 430 млрд тенге - уже определен портфель потенциальных проектов, находящихся на различных стадиях рассмотрения, общей стоимостью 1 469 млрд тенге с общей запрашиваемой суммой займов около одного триллиона тенге. В основном данные проекты представляют обрабатывающую промышленность и инфраструктуру.

IMG_7447.JPG

*Партнерский материал

banner_wsj.gif

286 просмотров

В Казахстане намерены сократить теневую экономику до 20%

Разбираем предложения минфина и бизнес-омбудсмена

Коллаж: Вадим Квятковский

Минфин отчитался о снижении доли теневой экономики в стране до уровня 23,62% от ВВП по итогам 2019 года. Новая задача – сократить теневую экономику до 20% к 2025 году за счет цифровизации фискальных процессов и увеличения объемов безналичных расчетов. По мнению экспертов, одной цифровизацией с тенью не справиться.

Размер теневой экономики в Казахстане медленно, но стабильно сокращался в течение нескольких лет, но по итогам 2018 года подскочил до 30% – тогда первый вице-министр финансов Казахстана Берик Шолпанкулов заявил, что виной всему служит использование новой методики расчета. Размер теневой экономики в 2019 году рассчитывали по той же методике, и оказалось, что серый сегмент снова начал сокращаться, причем рекордными темпами. Об этом сообщил все тот же Шолпанкулов в конце июня на заседании правительства. Позитивный результат он объяснил действенностью плана на 2019–2021 годы по противодействию теневой экономике.

«Основными направлениями этого плана являются цифровизация налогового и таможенного администрирования, развитие безналичного расчета, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, а также совершенствование законодательства, – сказал Шолпанкулов. – На сегодня нам уже удалось достигнуть снижения теневой экономики до 23,62% к ВВП прошлого года».

Теперь казахстанское правительство ставит перед собой новый ориентир в области противодействия теневой экономике. В принятом кабмином Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года предусмотрен индикатор по снижению доли теневой экономики до 20% к ВВП через пять лет. 

Торговля – главный источник тени

По итогам 2019 года в бюджет дополнительно поступило 1,5 трлн тенге, из которых 916 млрд тенге благодаря цифровизации налогового и таможенного администрирования. 

По данным Минфина, на 1 мая 2020 года общее количество пользователей контрольно-кассовых машин (ККМ) по стране составляет 728 тыс. единиц, из них перешли в режим онлайн-ККМ 710 тыс., или 97,45%. Другими словами, возможность «продаж из-под полы» без уплаты налогов в Казахстане резко сократилась. В то же время потенциал данного инструмента себя уже практически исчерпал – переход на онлайн-ККМ оставшихся торговых точек значительного эффекта не даст. 

Практически исчерпала свой потенциал и введенная в прошлом году информационная сис­тема «Электронные счета-фактуры», куда с 1 января 2019 года должны были быть вовлечены все плательщики НДС в стране. На данный момент в системе зарегистрировано более 440 тыс. пользователей, от которых в прошлом году в бюджет дополнительно поступило 290,2 млрд тенге.  В текущем году в Минфине ожидают от этой системы вдвое меньшую сумму дополнительных поступлений (около 140 млрд тенге).

Маркировка под вопросом

Еще одним цифровым инструментом борьбы с тенью должна стать система электронной маркировки товаров, которая неплохо зарекомендовала себя при работе с меховыми изделиями – в 2019 году налоговые поступления от их продажи в Казахстане удвоились. Следующей на очереди была электронная маркировка сигарет, а далее по списку – товары народного потребления и пищевой промышленности, включая молоко.

Но сначала реализаторы табачной продукции в Казахстане попросили Минфин сдвинуть старт маркировочной кампании в стране на три месяца из-за технической неготовности (система должна была заработать с 1 июля, но из-за режима ЧС пусконаладочные работы затянулись), а потом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил сомнение в целесообразности спешки с внедрением этой системы.

«Сегодня бизнес наших стран находится в очень сложной ситуации: нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов Союза не является ра­зумной мерой, во всяком случае на данном этапе развития нашей организации. К таким решениям, возможно, относятся планы по введению обязательной маркировки. Но этот вопрос, конечно же, должны рассмотреть правительства», – сказал Токаев на онлайн-заседании Высшего евразийского экономического совета в конце мая.

7 июля стало известно, что деловой совет ЕАЭС попросил Евразийскую экономическую комиссию признать неприемлемым введение маркировки молочной продукции в рамках Союза, в том числе в государствах – членах ЕАЭС. При этом ЕЭК просят наложить вето оперативно, на ближайшем ее заседании. Деловой совет также считает необходимым исключить возможность одностороннего введения маркировки отдельными странами Союза.

Таким образом, часть цифровых инструментов борьбы с тенью свое основное действие уже оказала, часть сейчас находится в подвешенном состоянии. Для стимулирования безналичных расчетов также был принят ряд мер, в частности безналичные платежи не включаются в расчет порога для регистрации в качестве плательщика НДС. Кроме того, была снижена ставка с 2% до 1% для безналичных оборотов в торговле для предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим по патенту. В результате в 2019 году объем безналичных платежей увеличился в 2,4 раза.

Как борьба с конвертами становится борьбой с бизнесом

Выход из тени возможен не только за счет ужесточения контроля и мониторинга предпринимательства, но и за счет снижения налоговой нагрузки на него, убежден бизнес- омбудсмен Казахстана Рустам Журсунов. Он обращает внимание, что масштабы выплат в конвертах в стране сопоставимы с объемами контрабанды и дают значительную долю уклонения от налогов.

«Так называемая неформальная занятость является, по сути, одной из составляющих теневой экономики, – считает Журсунов. – У нас, по данным Комитета статистики, общий фонд оплаты труда превышает 18 трлн тенге, но обязательные пенсионные взносы делаются только с 8 трлн тенге. Разница в 10 трлн тенге, или 57%, достаточно существенна, чтобы сделать вывод о большой проблеме зарплат в конвертах в стране», – убежден он.

По данным бизнес-омбудсмена, регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают примерно 2,5 млн казахстанцев из 8,7 млн занятых в республике. Основной причиной таких игр работодателей с ЕНПФ Журсунов считает высокую нагрузку на фонд оплаты труда. Сейчас работодатель обязан ежемесячно уплачивать за своих работников пять платежей в размере 31% от заработной платы: индивидуальный подоходный налог (10%), пенсионный взнос (10%), социальный налог (6%), взносы в Государственный фонд социального страхования (3,5%) и в Фонд социального медицинского страхования (1,5%). Часть из них оплачивается за счет работника (например, пенсионные отчисления и ИПН), но при этом при трудоустройстве работники зачастую оговаривают сумму, которую хотели бы получать на руки, так что финансовая нагрузка по обеспечению этой суммы все равно ложится на работодателя. 

Выход эксперт видит в объединении всей нагрузки на фонд оплаты труда в единый платеж и снижение его до 20% по примеру Грузии.

«Эта мера простимулирует предпринимателей и простых граждан выйти из тени, а также реинвестировать средства в создание новых рабочих мест и повышение заработных плат для работников», – говорит Журсунов.

Отдельно он отмечает, что сейчас в Миннацэк обсуждают вопрос повышения налоговой нагрузки на бизнес – речь идет прежде всего об увеличении ставки НДС и КПН, снижении порога по НДС.

Бизнес-омбудсмен предупреждает: «Негативным эффектом таких инициатив станет уход бизнеса в тень, а он уже наблюдался в период чрезвычайного положения, когда многие, особенно небольшие предприятия, формально сократили свой штат, но в то же время доплачивали своим работникам в конвертах».  

Еще одно предложение бизнес-омбудсмена – ужесточить контроль в тех секторах экономики, где государство присутствует в избыточном количестве.

«Основные отрасли, где формируется тень в Казахстане, – это торговля, строительство, сельское хозяйство и транспорт, – говорит Журсунов. –  Мы понимаем, что в какой-то степени это связано с коррупцией в госзакупках, контрабандой и контрафактом из-за нарушений на таможне, непрозрачной деятельностью квазигоссектора в части закупок. По нашим оценкам, только из-за неэффективной работы таможни бюджет Казахстана недополучает более 300 млрд тенге. Еще 300 млрд тенге можно сэкономить на госзакупках».

В прошлом году НПП «Атамекен» подсчитала, что снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 20% повлечет за собой сокращение доходов бюджета примерно на 577 млрд тенге. Тогда говорилось об их восстановлении за счет расширения налогооблагаемой базы и выхода большей части зарплат из тени. Но если верны расчеты Журсунова, то государство может компенсировать потери от снижения нагрузки на ФОТ за счет ужесточения контроля в отношении таможни и госзакупок, суммарный ущерб от которых в размере 600 млрд тенге даже превышает заявленный НПП размер потерь.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg