Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В Уральске больше чем на 40% подорожали продукты

Причины роста цен на продукты питания – неурожаи и повышение курса рубля

Фото: Shutterstock.com

Власти области обещают, что цены на социально значимые продукты будут сдерживать – благо, в Стабфонде есть дешевый картофель и подсолнечное масло.

По словам главного специалиста управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Бауыржана Ахметова, ведется постоянный мониторинг цен на 19 видов социально значимых продуктов на крупных рынках и в супермаркетах. 

«Если мы видим, что цена на какой-то продукт из списка завышена, беседуем с продавцом, руководством торговой сети, выясняем причину. Обязательно предупреждаем, что за необоснованный рост цен предусмотрена административная ответственность. В случае если владелец торговой точки на контакт не идет, объективные причины повышения стоимости товаров не называет, мы передаем данные в Антимонопольный комитет. Они в свою очередь проверяют договоры на закуп товаров и при наличии факта необоснованного роста цен принимают меры: накладывают штрафы», – рассказывает Ахметов.

Согласно данным Комитета по статистике РК, ощутимее всего в Уральске подорожали: хлеб – на 39,1%; мука I сорта – на 31,9%; рис – на 40,8%; гречка – на 46,7%. 

По словам Бауыржана Ахметова, основными причинами подорожания продуктов стали низкие урожаи зерна и злаковых, а также рост стоимости ГСМ и запасных частей на сельхозтехнику, необходимых для уборки сельхозкультур.

«Рост цен на гречку и рис также обусловлен тем, что вырос курс рубля: в начале года он был 5,7 тенге, сейчас – 6,1 тенге, а эти продукты мы закупаем в России. Наш казахстанский рис из Кызылорды уходит в основном в Узбекистан и Таджикистан – фермерам выгоднее продавать его на экспорт», – поясняет эксперт.

Рост цены на мясо кур обусловлен подорожанием зерна, идущего на корм птице.

Дешевая мука есть

Бауыржан Ахметов объясняет, что для недопущения необоснованного роста цен госорганы по ЗКО принимают ряд мер.

Во-первых, местным пекарням в Уральске выделено 39 участков земли, где они установили свои фирменные торговые павильоны для реализации хлебобулочных изделий без наценок перекупщиков. 

Для того чтобы пекарни выпускали хлеб I сорта по цене 80 тенге за булку, Стабилизационный фонд приобрел 1 тыс. т муки I сорта. На совещании при участии первого заместителя акима области Мухтара Манкеева, мукомольных предприятий и хлебопекарен была достигнута договоренность о сдерживании цен на социальный хлеб. Из запасов Стабфонда пекарням города будет отпускаться мука I сорта по цене 95 тенге за кг.

За свой счет АО «НК «СПК «Орал» установило по городу 10 мини-маркетов, которые сдает в аренду товаропроизводителям для продажи овощей и мяса. При объявлении Стабфондом товарной интервенции эти мини-маркеты будут продавать по фиксированным низким ценам стабфондовскую продукцию. В октябре 2019 года АО «НК «СПК «Орал» приняло решение снизить на 50% арендную плату для фермеров в мини-маркетах при условии, что те снизят цену на свою продукцию как минимум на 10%.

Гречки нет

Главным рычагом в борьбе с ростом цен в регионах являются стабилизационные фонды. Именно сюда власти должны закупать и сохранять все виды социально значимых продуктов, выбрасывая их на рынок в тот момент, когда продукты начинают расти в цене.

На работу Стабфонда ЗКО в разрезе 2019–2021 годов выделено 350 млн тенге.

На 21 ноября 2019 года Стаб­фонд области сформирован на 291,5 млн тенге (на 83%). В рамках выделенных средств, по словам Ахметова, заключены форвардные договоры с фермерскими хозяйствами. Продать товар в Стабфонд фермеры могут только по первоначальной цене, оговоренной в договоре.

В Стабфонде области сейчас заключены форвардные договоры на поставку 1 тыс. т муки, 50 т макарон, 20 т сливочного масла, 77 т говядины, 10 т мяса кур, 50 тыс. литров масла подсолнечного, 500 т картофеля. Относительно гречки здесь, мягко говоря, немного недоглядели и закупить вовремя дешевой крупы не успели.

Точка зрения

Алла Гиззатова, доктор экономических наук:

«То, что на большую часть социально значимых продуктов выросли цены в среднем на 15%, однозначно плохо. Вывод ясен: мы стали беднее на 15% и можем позволить себе купить меньше еды, чем год назад. Тем более что в большинстве своем реального роста зарплат у сотрудников частных фирм и компаний не произошло.

Другой момент – бюджетники и получатели соцпособий. У первых зарплаты выросли в июне на 15–30%, у вторых размер пособий увеличился на 40%. Денежной массы в руках у людей стало больше, и сработал эффект бумеранга – цены на продукты поползли вверх.

Конечно, для роста цен есть и ряд других причин: рост курса доллара и рубля, низкие урожаи сельхозпродукции.

Считаю, что, если бы государство не принимало мер по сдерживанию цен на продукты питания, все стоило бы еще дороже.

Думаю, что хуже ситуация будет уже в январе, когда цены на продукты питания еще повысятся: сначала в связи с предпраздничным ажиотажем, потом – в связи с сезонным дефицитом овощей, фруктов, молока, мяса. Сложнее будет выживать в этой ситуации получателям адресной социальной помощи, особенно многодетным семьям: с нового года им вполовину урежут пособия, и они опять откатятся за черту бедности».

v-uralske-bolshe-chem-na-40-podorozhali-produkty.PNG

1630 просмотров

Что мешает экспорту казахстанской национальной молочной продукции

Только из России в страну завозятся сотни тысяч тонн «молочки»

Фото: Shutterstock.com

В прошлом году объемы экспорта отечественных молочных продуктов в Россию оказались в 15 раз меньше, чем доля импорта оттуда аналогичного товара. Об этом свидетельствуют статистические данные экспертов ЕАЭС, согласно которым Казахстан отправил в соседнюю страну всего около 20 тыс. т молока, тогда как Россия ввезла на территорию РК около 300 тыс. т. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в Казахстане существует нехватка крупных молочных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, за последний год в стране было произведено около 5,5 млн т молока, 80% которых – в личных подворных хозяйствах. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35%, или 1,68 млн т. Объем экспорта – 54,8 тыс. т, объем импорта – 574 тыс. т, а внутреннее потребление – 10,8 млн т.

Более 75% молока перерабатывающие компании Казахстана вынуждены закупать у личных подсобных хозяйств. А от этого в первую очередь страдает качество сырья. Нехватка качественного молока приводит к тому, что объемы переработанной продукции едва покрывают потребности внутреннего рынка. Кроме того, из-за сложной логистики и дороговизны продукция местных производителей оказывается невостребованной в соседних странах. 

«Для того чтобы выйти на экспорт, нужно обеспечить свою продовольственную безопасность. А мы на 60% по сыру, на 90% по сухому молоку и на 40% по маслу импортозависимы. Пока еще свой внутренний рынок не обеспечиваем. Российская и белорусская продукция почти вдвое дешевле казахстанской. Потому что в России, тем более в Белоруссии, переработчики закупают молоко у крупных промышленных ферм. Соответственно, они получают молоко хорошего качества», – рассказывает исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.

По его словам, сегодня 75% от 1,5 млн т переработанного молока в стране производят мелкие крестьянские хозяйства. И к нему много претензий: например, бывают повышены микробиологические показатели молока и в составе присутствуют антибиотики. Свою лепту вносят и такие факторы, как большие расстояния между подсобными хозяйствами, неразвитая сеть сбора молока, неграмотность специалистов, осуществляющих сбор и сдачу сырья, а также сезонность удоя.

Обеспечить внутренний рынок и выйти на экспорт в больших объемах, по мнению Владимира Кожевникова, Казахстану поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы. 

Также необходимо ограничить отечественный рынок от импортного товара. Для этого, как отмечает первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, ведомством принимаются меры по организации контрольно-пропускных пунктов вдоль границы, чтобы пресекать ввоз контрафакта. Также государство поддерживает производителей и переработчиков путем финансирования для увеличения объемов производства продукции. 

Однако несмотря на меры господдержки, два молодых предприятия Карагандинской области пока безуспешно пытаются наладить экспорт своих товаров. Один бизнесмен готов поставлять сливочное масло и курт в Германию и ОАЭ, другой – снабжать заграничный рынок сухим верблюжьим и кобыльим молоком. 

Обещание ничего не значит? 

Фермер из Каркаралинского района Сламбек Кинаятулы, о проблемах которого «Курсив» писал ранее («Бизнесмену наконец помогут», №2 (центр), 24 января 2019 г.), по-прежнему не может получить обещанных возвратных субсидий, чтобы расширить свое производство и наладить экспорт в ОАЭ и Германию. Почти год предприниматель обивает пороги Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства, где его то кормят обещаниями, то просят подтвердить залоговое имущество.

«Я хотел получить от фонда 107 млн тенге по программе «Ырыс» для приобретения 100 голов коров и техники. В качестве гарантийного взноса я предоставил две квартиры в Нур-Султане и все, что у меня есть. Но мне говорят, что этого недостаточно, хотя изначально говорили обратное. Последний раз мне сказали, что до конца года я получу деньги. Но ведь зима – не сезон для молочного хозяйства», – сетует аграрий. 

Сейчас предприниматель содержит сто голов коров. Из них только 30 дают молоко. Этого сырья недостаточно, чтобы изготавливать большие объемы продукции и удовлетворить спрос зарубежных заказчиков. Выход из ситуации фермер видит только в расширении поголовья и сборе молока у крестьянских хозяйств. А для этого нужны дополнительные средства.

Нужны переговоры

Другой предприниматель – владелец крупного завода по производству сублимированного кобыльего и верблюжьего молока Кадырбек Мейрамбеков, инвестировал в свой бизнес более 3 млрд тенге. Часть денег он заимствовал в «КазАгро» и при поддержке ФРП «Даму» в этом году строит завод детского питания. 

Несмотря на свою уникальность, его продукция пока не пользуется большим спросом. В основном ее потребляет внут­ренний рынок, и только одна тонна сухого верблюжьего молока экспортируется в Китай. Завоевать российский рынок у казахстанского завода пока тоже не получается. Проблема в том, что для ее распространения на российском рынке нужны дополнительные средства – речь идет о миллионах рублей. 

Идея производства сублимированного молока возникла у предпринимателя в 2013 году, когда он ездил в Россию и увидел в одном из супермаркетов сухое кобылье молоко, производимое жителем Германии Цольманом. Как оказалось, он овладел технологией сублимирования благодаря своему родственнику Рудольфу Штроху. Последний в советские годы был в казахской степи и здесь же заболел тяжелой формой туберкулеза. Один из степняков выходил его, отпаивая парным кобыльим молоком. Выздоровев и вернувшись в Германию, Штрох основал свое производство. Узнав эту историю, Кадырбек Мейрамбеков решил во что бы то ни стало запустить свое производство сублимированного молока. Он связался с Цольманом, под его руководством в 2015 году открыл производство в Осакаровском районе Карагандинской области. Казахстанский завод – точная копия немецкого.

На сегодняшний день в активе компании 25 тыс. га пастбищных земель, позволяющих формировать собственную кормовую базу на круглогодичной основе. Более 2500 кобылиц, которые дают до четырех тонн молока в день. Создано 200 рабочих мест. Но вместе с тем у компании есть невыплаченные долги по кредитам. 

«К сожалению, за годы существования мы еще не вышли в плюс. На сегодняшний день наша задолженность составляет около 800 млн тенге. Больше половины займа мы уже погасили. Оставшуюся сумму планируем закрыть в течение двух лет», – поделился бизнесмен.

На следующий год он планирует собрать от населения до 2 млн т кобыльего молока. Также начнет принимать верблюжье молоко из южных регионов страны и планирует закупить тысячу верблюдиц. 

«У нас есть все мощности, чтобы выйти на экспорт в Европу и Азию. Но нам пока не хватает денег. Мы надеемся на то, что в скором времени ученые докажут пользу нашей продукции для здоровья. Сейчас они ведут соответствующие исследования. И тогда уже можно будет печататься в мировых журналах и смело делать рекламу», – добавил Кадырбек Мейрамбеков.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций