Перейти к основному содержанию

4285 просмотров

В Уральске больше чем на 40% подорожали продукты

Причины роста цен на продукты питания – неурожаи и повышение курса рубля

Фото: Shutterstock.com

Власти области обещают, что цены на социально значимые продукты будут сдерживать – благо, в Стабфонде есть дешевый картофель и подсолнечное масло.

По словам главного специалиста управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Бауыржана Ахметова, ведется постоянный мониторинг цен на 19 видов социально значимых продуктов на крупных рынках и в супермаркетах. 

«Если мы видим, что цена на какой-то продукт из списка завышена, беседуем с продавцом, руководством торговой сети, выясняем причину. Обязательно предупреждаем, что за необоснованный рост цен предусмотрена административная ответственность. В случае если владелец торговой точки на контакт не идет, объективные причины повышения стоимости товаров не называет, мы передаем данные в Антимонопольный комитет. Они в свою очередь проверяют договоры на закуп товаров и при наличии факта необоснованного роста цен принимают меры: накладывают штрафы», – рассказывает Ахметов.

Согласно данным Комитета по статистике РК, ощутимее всего в Уральске подорожали: хлеб – на 39,1%; мука I сорта – на 31,9%; рис – на 40,8%; гречка – на 46,7%. 

По словам Бауыржана Ахметова, основными причинами подорожания продуктов стали низкие урожаи зерна и злаковых, а также рост стоимости ГСМ и запасных частей на сельхозтехнику, необходимых для уборки сельхозкультур.

«Рост цен на гречку и рис также обусловлен тем, что вырос курс рубля: в начале года он был 5,7 тенге, сейчас – 6,1 тенге, а эти продукты мы закупаем в России. Наш казахстанский рис из Кызылорды уходит в основном в Узбекистан и Таджикистан – фермерам выгоднее продавать его на экспорт», – поясняет эксперт.

Рост цены на мясо кур обусловлен подорожанием зерна, идущего на корм птице.

Дешевая мука есть

Бауыржан Ахметов объясняет, что для недопущения необоснованного роста цен госорганы по ЗКО принимают ряд мер.

Во-первых, местным пекарням в Уральске выделено 39 участков земли, где они установили свои фирменные торговые павильоны для реализации хлебобулочных изделий без наценок перекупщиков. 

Для того чтобы пекарни выпускали хлеб I сорта по цене 80 тенге за булку, Стабилизационный фонд приобрел 1 тыс. т муки I сорта. На совещании при участии первого заместителя акима области Мухтара Манкеева, мукомольных предприятий и хлебопекарен была достигнута договоренность о сдерживании цен на социальный хлеб. Из запасов Стабфонда пекарням города будет отпускаться мука I сорта по цене 95 тенге за кг.

За свой счет АО «НК «СПК «Орал» установило по городу 10 мини-маркетов, которые сдает в аренду товаропроизводителям для продажи овощей и мяса. При объявлении Стабфондом товарной интервенции эти мини-маркеты будут продавать по фиксированным низким ценам стабфондовскую продукцию. В октябре 2019 года АО «НК «СПК «Орал» приняло решение снизить на 50% арендную плату для фермеров в мини-маркетах при условии, что те снизят цену на свою продукцию как минимум на 10%.

Гречки нет

Главным рычагом в борьбе с ростом цен в регионах являются стабилизационные фонды. Именно сюда власти должны закупать и сохранять все виды социально значимых продуктов, выбрасывая их на рынок в тот момент, когда продукты начинают расти в цене.

На работу Стабфонда ЗКО в разрезе 2019–2021 годов выделено 350 млн тенге.

На 21 ноября 2019 года Стаб­фонд области сформирован на 291,5 млн тенге (на 83%). В рамках выделенных средств, по словам Ахметова, заключены форвардные договоры с фермерскими хозяйствами. Продать товар в Стабфонд фермеры могут только по первоначальной цене, оговоренной в договоре.

В Стабфонде области сейчас заключены форвардные договоры на поставку 1 тыс. т муки, 50 т макарон, 20 т сливочного масла, 77 т говядины, 10 т мяса кур, 50 тыс. литров масла подсолнечного, 500 т картофеля. Относительно гречки здесь, мягко говоря, немного недоглядели и закупить вовремя дешевой крупы не успели.

Точка зрения

Алла Гиззатова, доктор экономических наук:

«То, что на большую часть социально значимых продуктов выросли цены в среднем на 15%, однозначно плохо. Вывод ясен: мы стали беднее на 15% и можем позволить себе купить меньше еды, чем год назад. Тем более что в большинстве своем реального роста зарплат у сотрудников частных фирм и компаний не произошло.

Другой момент – бюджетники и получатели соцпособий. У первых зарплаты выросли в июне на 15–30%, у вторых размер пособий увеличился на 40%. Денежной массы в руках у людей стало больше, и сработал эффект бумеранга – цены на продукты поползли вверх.

Конечно, для роста цен есть и ряд других причин: рост курса доллара и рубля, низкие урожаи сельхозпродукции.

Считаю, что, если бы государство не принимало мер по сдерживанию цен на продукты питания, все стоило бы еще дороже.

Думаю, что хуже ситуация будет уже в январе, когда цены на продукты питания еще повысятся: сначала в связи с предпраздничным ажиотажем, потом – в связи с сезонным дефицитом овощей, фруктов, молока, мяса. Сложнее будет выживать в этой ситуации получателям адресной социальной помощи, особенно многодетным семьям: с нового года им вполовину урежут пособия, и они опять откатятся за черту бедности».

v-uralske-bolshe-chem-na-40-podorozhali-produkty.PNG

banner_wsj.gif

1060 просмотров

Как функционирует специальная экономическая зона в Шымкенте

В СЭЗ «Оңтүстік» реализовано 15 из 39 проектов

Фото: sez.ontustik

Инвестиционный портфель СЭЗ «Оңтүстік» включает в себя 39 проектов общей стоимостью 88,7 млрд тенге. Когда все эти проекты начнут действовать, на них будут работать более 3,3 тыс. человек. Пока в СЭЗ «Оңтүстік» реализовано 15 из 39 проектов, в уже действующий бизнес вложено 29,6 млрд тенге, создано 1610 рабочих мест. 

Основные предприятия СЭЗ «Оңтүстік» – это предприятия легкой промышленности, уже заработавшие себе репутацию не только на местном, но и на международном рынке. 

«Бал Текстиль»

ТОО «Бал Текстиль» – крупнейший казахстанский производитель ковров, ковровых изделий и синтетических нитей. Мощность фабрики – 5 млн кв. м ковров и ковровых изделий в год. Этим количеством ковров можно, например, в пять слоев покрыть территорию Ботанического сада в Алматы (его площадь – 103,6 га). «Бал Текстиль» продает свою продукцию и на внутреннем рынке, и на рынках стран СНГ и Европы.  Виды ковров на фаб­рике определяют по количеству узлов на один квадратный метр, толщине нити и высоте ворса. Варь­ируя эти матрицы, ковры можно выпускать с самыми разными узорами – от национальных до модерновых. С 2016 года «Бал Текстиль» делает ковры для IKEA, которые идут на экспорт в Россию, США и Китай. С компанией заключен бессрочный контракт. 

На «Бал Текстиль» работают около 300 человек. Пока предприятие состоит из трех производственных цехов, в ближайших планах компании – строительство еще одного цеха по производству ковров и ковровых изделий, предполагаемая сумма инвестиций в расширение – 2,5 млрд тенге. «Бал Текстиль» – участник проекта по созданию в Казахстане модельных цифровых фабрик (предприятия, которые к 2025 году должны стать демонстрационными площадками возможностей цифровых технологий). Сейчас компания внедряет сразу пять цифровых проектов и собирается серьезно сэкономить за счет энергосбережения и снижения простоя оборудования.

«Назар Текстиль»

ТОО «Назар Текстиль» – еще один производитель ковров и ковровых изделий. Мощность предприятия – 2,3 млн кв. м ковров в год; здесь производят настенные, напольные декоративные и напольные застилочные ковровые изделия от классики до модерна из полипропиленовой пряжи различного дизайна и цветовой гаммы. Чтобы не зависеть от поставщиков, фабрики строят два собственных цеха по производству синтетических нитей мощностью 4 тыс. т нитей в год – в новых цехах будет создано 50 рабочих мест, сейчас на предприятии трудятся 150 человек. Ковры от «Назар Текстиль» продаются на внутреннем рынке, а также экспортируются в страны СНГ.  

«АГФ Групп»

ТОО «АГФ Групп» – крупнейший производитель домашнего текстиля. Начинали с того, что работали по госзаказу, а с 2010 года начали сотрудничать с Orby – одним из крупных российских производителей детской одежды. В отличие от партнеров Orby в Китае и Узбекистане казахстанская фабрика готова была отшивать в три раза быстрее. Под этот проект в СЭЗ начали строить фабрику, которая работала бы исключительно на экспорт. Открыли ее в 2014 году, когда произошла девальвация, – импортное сырье подорожало вдвое, пришлось разорвать контракт с российскими партнерами. Большая фабрика на 10 тыс. швейных изделий в день практически простаивала. Рассматривался вариант продажи фабрики, когда возникла идея стать поставщиком IKEA. Полтора года фабрику проверяли на соответствие стандартам шведской компании и в 2015 году подписали с ними договор. С 2016 года компания поставляет постельное белье (более 150 артикулов) для шведской компании IКЕА. Это около двух миллионов изделий постельного белья в год. Кроме того, производится и продукция под собственным брендом – две линейки домашнего текстиля Arua и Suave, но собственные бренды занимают в производстве менее пяти процентов.

На производстве «АГФ Групп» работают 250 человек. Проектная мощность предприятия составляет пять миллионов изделий, компания сейчас использует свою мощность на 95%. Здесь не сомневаются: недалек тот день, когда мощностей перестанет хватать, поэтому уже начали строительно-монтажные работы по расширению швейного цеха. Увеличение мощности позволит выпускать еще два миллиона изделий в год, инвестиции в этот проект – 500 млн тенге.

И другие...

ТОО «Әлем БТ» выпускает носки, его производственная мощность – 20 млн пар изделий в год, изготовлением которых занимаются 210 человек. Основные покупатели изделий «Әлем БТ» – Россия и Италия. ТОО «Tumar Textile» производит 72 тыс. махровых полотенец и банных халатов в год, ТОО «EKOHIM» – веревки, шнуры и канатно-веревочные изделия (35 тыс. изделий в год). ТОО «Azala Cotton» – пока единственная фабрика в республике по производству хлопчатобумажной пряжи. Продукцию Azala Cotton покупают Восточная Европа, Россия, Турция и Китай. Пока на предприятии, производственная мощность которого составляет 4,8 тыс. т хлопчатобумажной пряжи в год, задействованы 290 человек. После реализации второго проекта Azala Cotton – цеха по производству смесовой пряжи – количество сотрудников заметно вырастет.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif