Перейти к основному содержанию

3494 просмотра

В Казахстане придумали криптовалюту для сельского хозяйства

Ее хотят использовать в сделках на зерновом рынке

Фото: Venot

Бидайкоин – казахстанская криптовалюта, с помощью которой трейдеры и производители пшеницы будут вести расчеты напрямую, без посредничества банков. Ее запуск планируется в первой половине 2020 года на электронной платформе Qoldau.kz.

Бидайкоин – цифровая валюта с твердым курсом, один бидайкоин равен одному тенге. Майнинга бидайкиона не существует; криптовалюта создается, чтобы участники сельхозрынка смогли уйти от расчетов в банках второго уровня.

«Введение бидайкоина на сегодняшний день мы уже согласовали с Нацбанком, нас поддерживает Ассоциация финансистов Казахстана; в настоящее время Министерство сельского хозяйства рассматривает разработанный нами механизм функционирования этого платежного средства. В случае положительного решения и принятия соответствующих поправок в законодательство ИУЦ готов к практической реализации концепции «Бидайкоин» уже в первой половине 2020 года», – говорит главный специалист отдела ценных бумаг АО «Информационно-учетный центр» (ИУЦ) Гульмира Онайбек.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования цифровых технологий» сейчас проходит финальное согласование в заинтересованных госорганах и в администрации президента. В информационно-учетном центре рассчитывают, что в парламент этот законопроект поступит вскоре после январских праздников и будет принят в первой половине следующего года.

Зачем понадобился бидайкоин

Свой токен на внутреннем сельскохозяйственном рынке – это не дань моде и не попытка генерировать прибыль, уверяют в ИУЦ (сейчас именно эта организация является регистратором электронных зерновых расписок). Главная цель – создать собственную систему расчетов на базе Qoldau.kz и уйти от расчетов через банки второго уровня. Гульмира Онайбек перечисляет претензии участников сельхозрынка к БВУ: банковские сервисы не позволяют моментально проводить платежи, сопровождаются высокими комиссиями, а также создают риски для обеих сторон сделок по зерну – фермеры могут не получить денег, покупатель может заплатить за воздух.

Также при существующей схеме расчетов остается риск дефолта банка по платежным поручениям. В системе с использованием бидайкоина сделки будут производиться автоматически и моментально, участники будут защищены от мошенничества, поскольку сведения о наличии у них продаваемых ресурсов являются частью этой системы. 

«Схема предполагает, что покупать и продавать зерновую расписку можно за бидайкоины следующим образом: потенциальный покупатель перечисляет сумму в тенге на расчетный счет нашего центра, который выступает онлайн-посредником сделок. Мы без комиссии переводим тенге в бидайкоины, которые зачисляются на лицевой счет потенциального покупателя, – говорит представитель ИУЦ. – При расчете на лицевой счет продавца автоматически зачисляются бидайкоины, а зерновая расписка автоматически списывается на покупателя». 

Гульмира Онайбек добавляет, что ИУЦ по желанию продавца опять же без комиссий переводит бидайкоины в тенге либо бидайкоины лежат на лицевом счете фермера до востребования.

Как не дать бидайкоину превратиться обратно в тенге

Какой прок фермеру от накоп­ления бидайкоинов на своем лицевом счете без их обналичивания? Планируется, что накопленные бидайкоины можно будет использовать внутри платформы, расплачиваясь ими за ГСМ, удобрения, семена, услуги по страхованию посевов, использование различных сервисов – таких, к примеру, как прогноз урожайности и прогноз погоды, а также определение фитосанитарного состояния полей.

Все эти сервисы ресурса Qoldau.kz разработчики хотят вовлечь в накопительную систему бидайкоина, чтобы фермеры не обналичивали полученные суммы, а расплачивались ими с другими участниками рынка за их товары, работы и услуги. Уже сейчас на платформе зарегистрировано более 170 тыс. пользователей. «Использование учетной единицы – бидайкоина – предполагается в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, бесплатно для участников системы, а хранение и перечисление токенов будет защищено криптографическими методами шифрования, – подчеркивает главный специалист отдела ценных бумаг ИУЦ Гульмира Онайбек. – Чистота сделок с бидайкоинами будет гарантирована нашей компанией как государственным институтом, финансово-хозяйственная деятельность которого проверяется Счетным комитетом, комитетом внутреннего аудита, также мы регулируемся Национальным банком как финансовая организация, а наши информационные системы аттестует на информационную безопасность комитет технической службы КНБ».

Руководитель IT-подразделения ИУЦ Дастан Молдабеков добавляет, что сейчас решается вопрос материальной мотивации пользователей к сбережениям в бидайкоинах. «Мы прорабатываем с Нацбанком вопрос о том, чтобы на бидайкоин, то есть на тот кэш, который находится внутри системы, начислялись проценты, чтобы у держателя бидайкоина появилась мотивация не вытаскивать кэш из системы», – поясняет он. 

До бидайкоин надо разобраться с элеваторами

В Союзе фермеров Казахстана идею появления оперативной платежной системы со своей расчетной единицей приветствуют, утверждает заместитель председателя этой отраслевой структуры Серик Ибраев. Он напоминает, что свои платежные системы сейчас существуют у многих интернет-ресурсов и даже у социальных сетей – тот же Facebook предпочитает проводить ряд платежных операций внутри системы, без посредников. Аналогичный принцип заложен и в системе, внутри которой будет обращаться бидайкоин.

«На сегодняшний день при совершении сделок с зерном деньги не всегда оборачиваются день в день, а за счет внутренней системы сделка оплачивается моментально, секунда в секунду, не нужно ждать, когда банк исполнит ваше поручение, – говорит Ибраев. – Вот логика бидайкоина: зачем нам лишние взаимосвязи участников рынка, если они на нашей платформе могут взаимодействовать напрямую? Я обижу, наверное, банки, но их информационные системы на сегодняшний день очень тяжелые, они написаны иностранцами, и на их любое изменение и адаптацию уходит полгода минимум. Просто надоело так работать, давайте поднимем свою систему и просто забудем про нынешние проблемы», – добавляет он.

Препятствием на пути расчетов за зерно бидайкоинами в Союзе фермеров считают вопрос сохранности зерна на эмитентах зерновых расписок – элеваторах. Решать его, по мнению Ибраева, должен не ИУЦ, а Минсельхоз: речь идет об ужесточении регуляторных требований к элеваторам по страхованию хранящегося на них зерна.

«Сейчас регуляторные требования к эмитентам – элеваторам со стороны МСХ слабые: есть набор квалификационных требований в рамках лицензирования деятельности элеваторов, но модель страхования по этим требованиям слабая, – утверждает представитель Союза фермеров. – Условно говоря, достаточно застраховать один килограмм зерна – и ты уже выполняешь требование регулятора. Поэтому мы и говорим сейчас МСХ: давайте параметрическую модель по страхованию пересмотрим и сделаем достаточно жесткой. Да, полис при этом будет дороже, но тогда страховщики будут контролировать деятельность элеватора так, чтобы он не мог это зерно «толкнуть». Соответственно, мы получим большую защиту новой системы», – заключает эксперт.

729 просмотров

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance