Перейти к основному содержанию

7710 просмотров

Международный аэропорт «Орал» легче снести, чем реконструировать

К такому мнению пришли эксперты

Фото: Виктор Предыбайло

Эксперты, проводившие комплексное техническое обследование воздушной гавани Уральска, пришли к выводу, что фундаменты ряда отсеков здания восстановить невозможно – только сносить. Сейчас проект реконструкции терминала аэропорта «Орал» пересматривается, в него вносятся корректировки. 

Здание международного аэропорта «Орал» было построено в 1972 году. За 47 лет здесь не проводился ни капитальный ремонт, ни модернизация. Владелец здания – ТОО «Международный аэропорт «Орал». Его руководство неоднократно заявляло, что изношенность здания терминала и устаревшая техническая база не позволяют увеличить пропускную способность аэропорта и открыть новые авианаправления.

Лишь в 2019 году акимат ЗКО принял решение провести реконструкцию здания аэропорта за счет социальных инвестиций компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО Б.В.). 

На время реконструкции ТОО «Международный аэропорт «Орал» передало его в государственную собственность АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Орал» (НК «СПК «Орал»). Согласно изначальным расчетам стоимость проекта реконструкции терминала аэровокзала составила 1,5 млрд тенге. Старт ремонтным работам был дан накануне празднования Дня Астаны – 5 июля 2019 года. 
Тогда на пресс-конференции аким ЗКО Гали Искалиев сообщил СМИ, что реконструкция терминала аэропорта позволит увеличить пассажиропоток со 160 тыс. до 350 тыс. человек в год, мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. Помимо увеличения внутреннего объема здания предусматривается монтаж комплекса современного оборудования для обслуживания пассажиров и багажа, новейших систем безопасности – для сокращения времени регистрации и проведения процедур паспортного контроля.

На время ремонта здания аэропорта прием и отправка пас­сажиров переместились в соседний терминал – в небольшое здание, построенное для иностранных граждан, работающих вахтовым методом на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. 

Цена выше, сроки перенесли

«Проект занял много времени. Но наша компания КПО его поддерживает, так как сотрудники консорциума постоянно пользуются услугами аэропорта «Орал», – рассказал тогда СМИ генеральный директор КПО Б.В. Эдвин Блом.

Заказчиком проектно-сметной документации выступило АО «Международный аэропорт «Орал». Спроектировало документацию на реконструкцию аэропорта «Орал» алматинское ТОО «EDLI&CO». Генеральным подрядчиком при проведении всех работ значится ТОО «КazConstructionGroup».

Срок реализации проекта был запланирован на 3 квартал 2019 года – 4 квартал 2020 года. 

Однако уже с начала ноября 2019 года строительные работы в здании аэропорта «Орал» практически не ведутся. Заместитель председателя правления СПК «Орал» Артур Доскалиев сообщил «Курсиву», что реконструкция идет не полным ходом из-за того, что во время проведения ремонтных работ была выявлена просадка фундамента и несущих конструкций терминала. В результате чего проектно-сметная документация была возвращена на доработку.

Г-н Доскалиев также пояснил, что утвержденная стоимость всех работ по реконструкции аэропорта составляет 2,4 млрд тенге. Он не исключает, что, возможно, после внесения корректировок и прохождения госэкспертизы стоимость проекта может вырасти, а сроки сдачи обновленного аэропорта сдвинутся.  

Нужен демонтаж

Департамент по корпоративным вопросам компании КПО Б.В. в плане сроков реализации проекта реконструкции терминала международного аэропорта «Орал» более оптимистичен. В компании «Курсиву» сообщили, что срок строительно-монтажных работ по проекту составляет 16 месяцев. На данный момент подрядчик – ТОО «KazConstructionGroup» – выполнил 27% от общего объема запланированных работ, что соответствует утвержденному графику. На сегодняшний день ведутся работы по устройству фундамента, колонн и перекрытий нового здания аэровокзала. Проводятся работы по благоустройству дополнительного парковочного участка.

Как следует из разъяснений компании КПО Б.В., в ходе строительно-монтажных работ было выявлено, что существующее здание аэровокзала находится в неудовлетворительном и предаварийном состоянии. В связи с этим лицензированная организация (ее название КПО Б.В. не озвучили. – «Курсив») провела комплексное техническое обследование всего здания. Согласно заключению этого обследования фундамент и несущие конструкции некоторых отсеков существующего здания находятся в предаварийном состоянии и восстановить их невозможно. В этой связи рассматривается вопрос о демонтаже некоторых отсеков и элементов существующего терминала аэропорта, пояснили в компании КПО Б.В. Все указанные непредвиденные дополнительные работы, возможно, потребуют выделения дополнительных средств после внесения соответствующих изменений в проект и его корректировки.

banner_wsj.gif

914 просмотров

Как экономике Казахстана взять правильный курс после пандемии

Знает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Последние 10 лет мир привыкал к посткризисным реалиям: избыток ликвидности; крайне низкие процентные ставки, вышедшие из инвестиционного тренда развивающиеся рынки. нескончаемая борьба с NPL (неработающими кредитами), засорившими всю банковскую систему, относительно высокие и стабильные цены на нефть, которые позволяли нефтяным странам сводить государственные бюджеты с профицитом или с совсем небольшим дефицитом.  

В этот период цены на недвижимость ушли выше предкризисных (кризис 2008 года – «Курсив») лишь в нескольких городах мира - Лондон, Гонконг, Нью-Йорк и т.п. В развивающихся странах, где валюта прошла несколько стадий девальваций, цены остались довольно низкими. Но даже их привлекательность практически не повлияла на возвращение инвесторов на развивающиеся рынки. После всех списаний и потерь, которые инвесторы понесли в 2009 году, emerging markets стали немодными. Исключение составили только южноазиатские рынки. Но и это теперь уже история.  

Испытание стихией 

После прилёта чёрного лебедя с именем Пандемия практически все страны мира, в том числе большинство развитых стран, пошли по пути Китая - применили локдауны (строгую изоляцию) и жесткие меры. Исключение составили лишь несколько стран: Бразилия и Белоруссия полностью отрицают коронавирус, Швеция применяет максимально мягкий сценарий, при котором все работает.  

Кто прав и как подействует лекарство от вируса в виде локдаунов и карантинов на экономику? Замедление будет, с этим согласны все. Но у всех стран оно выразится по-разному.  

Жесткий сценарий сильно бьет по экономике и населению - как финансово, так и психологически. В странах типа Индии многие семьи живут на то, что зарабатывают в течение одного дня. Поэтому, запирая и не давая работать, людей фактически лишают пропитания и средств к существованию. Здесь участие государства просто необходимо. В европейских странах локдаун и самоизоляция будут для населения болезненны финансово, но не критичны. Это, скорее, психологические последствия. 

Второй чёрный лебедь прилетел для нефтяных стран - это крушение цен на нефть. Триггером стал разрыв сделки ОПЕК и ценовая война основных мировых производителей. Но это только триггер, который никак не отменяет фундаментальное снижение спроса из-за пандемии. Нефть некуда складировать, так как потребление сильно просело. Основной мировой потребитель нефти – транспорт - запаркован. Самолеты не летают, люди сидят дома, машин на улицах меньше, заправляются реже. И это все в глобальном масштабе. 

Большинство стран называют данный кризис худшим со времён Второй Мировой Войны. 

Штормило и раньше 

Если провести параллель с пандемией «испанки», сто лет назад выкосившей миллионы и перестроившей политическую карту Европы, можно заметить интересную деталь. В странах, где карантины ввели первыми, и люди сознательно соблюдали условия карантина, экономика восстановилась быстрее. Эти страны -  в первую очередь Северная и Западная Европа - развивались с опережающими темпами после той страшной пандемии.  

Тот же принцип работает и сейчас. Китай применил быстрый и жесткий подход, и спустя 2-3 месяца страна начала восстанавливаться. ЕС и США среагировали с запозданием. И мы видим, что с ними происходит. США бьет все рекорды по регистрации безработных, компании массово проводят сокращения. Все чаще стали звучать фразы про повторение Великой Депрессии 30-х годов прошлого века. Возможно, мы пока не видим эффекта 2 трлн долларов, которые экстренно вливают в экономику США, но на данный момент все выглядит мрачно.  

Починить оснастку и поставить новые паруса 

Мне кажется, восстановление будет не раньше следующего года. Экономика сегодняшнего дня настолько переплетена и глобальна, что восстановление одного без восстановления других выглядит крайне сомнительно. Китай начинает приходить в себя. США и ЕС нет. В авиакомпаниях, туризме, общепите, ретейле прошли массовые сокращения. Сколько займёт времени вернуть всех назад и запустить экономику? Даже после отмены локдаунов и карантинов по всему миру страх пандемии ещё долго не отпустит людей. Этот страх будет сильно давить на многие секторы экономики. Остановить процесс всегда проще, чем запустить. Поэтому многое будет зависеть от эффективности правительств по восстановлению наиболее пострадавших отраслей.  

Для Казахстана это такой идеальный шторм. Одновременно несколько крайне неприятных событий сошлись в одной точке. Нет сомнений, что и наша экономика будет восстанавливаться. Но когда? Ответа пока не знает никто. Все будет зависеть от оживления мировой экономики и, в первую очередь США, Китая, ЕС и РФ. Мы не сможем восстановиться в отрыве от этих стран. Как и эти страны не смогут восстановиться в отрыве друг от друга.  

Можно предположить, что оживление будет вялым и относительно медленным. Отрасли, завязанные на внутреннее потребление, будут восстанавливаться дольше всех. Многие компании уйдут с рынка, на их место придут другие или их доля перейдёт к конкурентам, у которых оказались более длинные запасы кэша и меньшая закредитованность. Рынок недвижимости в Казахстане в последние 10 лет был не самым живым, а сейчас он сожмётся ещё сильнее. Большинство игроков будут уповать на госзаказы и господдержку больше, чем когда-либо. И все это наложится на низкую покупательную способность. 

Лечь на правильный курс 

Какими мы выйдем из этого кризиса? Сможем ли найти себя? И без того очень государственная экономика Казахстана, по-видимому, станет ещё более государственно зависимой. Для свободной, рыночной экономики это нехорошо. Но, с другой стороны, сейчас практически все страны идут по этому сценарию. 

Многое будет зависеть от действий правительства в следующие шесть месяцев. Правительству нужно создать максимально комфортные условия для сохранения бизнес-среды, восстановления выжившего бизнеса и обеспечения будущего роста совершенно нового бизнеса, который, без сомнения, появится. Бизнес тоже получит хороший урок и наберется опыта в текущей ситуации. 

Самая сложная задача для правительства – сделать так, чтобы, увеличивая государственную помощь во время пандемии и критически низких цен на нефть, продолжить уменьшать участие государства в бизнес-среде. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif