Международный аэропорт «Орал» легче снести, чем реконструировать

К такому мнению пришли эксперты

Фото: Виктор Предыбайло

Эксперты, проводившие комплексное техническое обследование воздушной гавани Уральска, пришли к выводу, что фундаменты ряда отсеков здания восстановить невозможно – только сносить. Сейчас проект реконструкции терминала аэропорта «Орал» пересматривается, в него вносятся корректировки. 

Здание международного аэропорта «Орал» было построено в 1972 году. За 47 лет здесь не проводился ни капитальный ремонт, ни модернизация. Владелец здания – ТОО «Международный аэропорт «Орал». Его руководство неоднократно заявляло, что изношенность здания терминала и устаревшая техническая база не позволяют увеличить пропускную способность аэропорта и открыть новые авианаправления.

Лишь в 2019 году акимат ЗКО принял решение провести реконструкцию здания аэропорта за счет социальных инвестиций компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО Б.В.). 

На время реконструкции ТОО «Международный аэропорт «Орал» передало его в государственную собственность АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Орал» (НК «СПК «Орал»). Согласно изначальным расчетам стоимость проекта реконструкции терминала аэровокзала составила 1,5 млрд тенге. Старт ремонтным работам был дан накануне празднования Дня Астаны – 5 июля 2019 года. 
Тогда на пресс-конференции аким ЗКО Гали Искалиев сообщил СМИ, что реконструкция терминала аэропорта позволит увеличить пассажиропоток со 160 тыс. до 350 тыс. человек в год, мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. Помимо увеличения внутреннего объема здания предусматривается монтаж комплекса современного оборудования для обслуживания пассажиров и багажа, новейших систем безопасности – для сокращения времени регистрации и проведения процедур паспортного контроля.

На время ремонта здания аэропорта прием и отправка пас­сажиров переместились в соседний терминал – в небольшое здание, построенное для иностранных граждан, работающих вахтовым методом на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. 

Цена выше, сроки перенесли

«Проект занял много времени. Но наша компания КПО его поддерживает, так как сотрудники консорциума постоянно пользуются услугами аэропорта «Орал», – рассказал тогда СМИ генеральный директор КПО Б.В. Эдвин Блом.

Заказчиком проектно-сметной документации выступило АО «Международный аэропорт «Орал». Спроектировало документацию на реконструкцию аэропорта «Орал» алматинское ТОО «EDLI&CO». Генеральным подрядчиком при проведении всех работ значится ТОО «КazConstructionGroup».

Срок реализации проекта был запланирован на 3 квартал 2019 года – 4 квартал 2020 года. 

Однако уже с начала ноября 2019 года строительные работы в здании аэропорта «Орал» практически не ведутся. Заместитель председателя правления СПК «Орал» Артур Доскалиев сообщил «Курсиву», что реконструкция идет не полным ходом из-за того, что во время проведения ремонтных работ была выявлена просадка фундамента и несущих конструкций терминала. В результате чего проектно-сметная документация была возвращена на доработку.

Г-н Доскалиев также пояснил, что утвержденная стоимость всех работ по реконструкции аэропорта составляет 2,4 млрд тенге. Он не исключает, что, возможно, после внесения корректировок и прохождения госэкспертизы стоимость проекта может вырасти, а сроки сдачи обновленного аэропорта сдвинутся.  

Нужен демонтаж

Департамент по корпоративным вопросам компании КПО Б.В. в плане сроков реализации проекта реконструкции терминала международного аэропорта «Орал» более оптимистичен. В компании «Курсиву» сообщили, что срок строительно-монтажных работ по проекту составляет 16 месяцев. На данный момент подрядчик – ТОО «KazConstructionGroup» – выполнил 27% от общего объема запланированных работ, что соответствует утвержденному графику. На сегодняшний день ведутся работы по устройству фундамента, колонн и перекрытий нового здания аэровокзала. Проводятся работы по благоустройству дополнительного парковочного участка.

Как следует из разъяснений компании КПО Б.В., в ходе строительно-монтажных работ было выявлено, что существующее здание аэровокзала находится в неудовлетворительном и предаварийном состоянии. В связи с этим лицензированная организация (ее название КПО Б.В. не озвучили. – «Курсив») провела комплексное техническое обследование всего здания. Согласно заключению этого обследования фундамент и несущие конструкции некоторых отсеков существующего здания находятся в предаварийном состоянии и восстановить их невозможно. В этой связи рассматривается вопрос о демонтаже некоторых отсеков и элементов существующего терминала аэропорта, пояснили в компании КПО Б.В. Все указанные непредвиденные дополнительные работы, возможно, потребуют выделения дополнительных средств после внесения соответствующих изменений в проект и его корректировки.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстанские правительственные чиновники ожидают экономический рост к концу года

На фоне негативных прогнозов регулятора и международных институтов

Фото: Depositphotos/irstone

В первом полугодии 2020 года ВВП страны ушел в отрицательную зону – величина падения составила 1,8%.
 
Ухудшение показателей произошло во II квартале, так как, по информации МНЭ, по итогам первых трех месяцев рост ВВП составлял 2,7%. Являются ли результаты второго квартала дном, станет ясно из осенней статистики. 

Прогнозы оптимистов и пессимистов

На расширенном заседании правительства Казахстана, которое прошло в закрытом режиме, премьер-министр Аскар Мамин заявил, что «на фоне глобальных негативных трендов в первом полугодии ВВП Казахстана снизился на 1,8%». Это означает, что во II квартале 2020 года, в период действия карантина, экономика серьезно просела, так как по итогам I квартала Министерство национальной экономики фиксировало рост ВВП на 2,7% относительно аналогичного периода прошлого года.

При этом, как следует из опубликованной на официальном сайте МНЭ РК информации, в первом полугодии наблюдался устойчивый рост в реальном секторе экономики. Производство товаров выросло на 4,1%. Основными его драйверами стали строительство (+11,2%) и обрабатывающая промышленность (+4,8%), рост которой обеспечен за счет автомобилестроения (46%), фармацевтики (24%), производства готовых металлических изделий (20%), легкой промышленности (8%), производства резиновых и пластмассовых изделий (8%) и бумаги (15%). Положительная динамика также отмечена в горнодобывающей промышленности (2,2%). Ввод жилья по стране вырос на 7,3%.
 
Похоже, что в целом правительство продолжает достаточно позитивно оценивать ситуацию в экономике. Буквально накануне расширенного заседания правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев заявил, комментируя годовой прогноз по ВВП, что «на сегодняшний день эта цифра составляет -0,9%. По итогам полугодия мы еще будем делать перерасчеты. Есть основания полагать, что к концу года мы можем выйти на небольшой положительный рост».

Такое утверждение не сходится не только с международными оценками роста ВВП Казахстана, но и с прогнозом Национального банка. Последний в своем «Обзоре инфляции. Июнь-2020» констатировал: «Согласно прог­нозам Национального банка, в 2020 году ВВП Казахстана сократится на 1,8%. Предполагается отрицательный вклад со стороны внутреннего спроса и чистого экспорта». 

Напомним, МВФ в своем июньском отчете ухудшил прогноз по росту экономики Казахстана в 2020 году с -2,5% до -2,7%. В сторону ухудшения пересмотрел свой прогноз по росту ВВП РК в 2020 году и Азиатский банк развития – с +1,8% в апреле до -1,2% в июне. Всемирный банк считает, что ВВП Казахстана ожидает в этом году еще большее падение (-3%). 

Оптимизм Мади Такиева основан на том, что «многие меры поддержки предпринимательства в Казахстане были приняты со значительным временным лагом»: например, налоговые льготы действуют до 1 октября текущего года. И поскольку на фоне высокой динамики производственного сектора в последующие месяцы в случае благоприятной эпидемиологической ситуации сектор услуг в стране будет набирать темпы, наверстывая упущенное в первом полугодии, в МНЭ предполагают возможность «небольшого положительного роста». То есть фактически речь шла о том, что в секторе производства и так все более-менее нормально, и если сектор услуг покажет быстрые темпы восстановления, то это позволит вывести ВВП в положительную зону. Следует отметить, что эти заявления прозвучали до принятия решения о введении в июле ограничительных карантинных мероприятий, которые вновь ударили по сектору услуг. Но и кроме этого, как показывают итоги полугодия, есть ряд факторов, которые заставляют с осторожностью относиться к оптимизму МНЭ. 

Что с драйверами?

В предыдущие несколько лет ключевыми драйверами экономического роста в стране были крупные проекты (например, газопровод «Сарыарка»), госинвестиции и потребительский спрос. 

Но тот же Нацбанк прямо констатирует, что «потребительский спрос, который в течение последних двух лет являлся одним из драйверов роста, в 2020 году будет вносить отрицательный вклад в динамику ВВП. Спад потребительского спроса будет обусловлен снижением реальных денежных доходов населения на фоне сокращения деловой активности в реальном секторе».  

«Наибольшее сокращение внутреннего потребления ожидается во II и III кварталах 2020 года. Ограничивающим фактором наряду с доходами станет более слабый курс тенге по сравнению с прошлыми периодами и ускорение инфляции», –  полагают аналитики Нацбанка.

Объем инвестиций в основной капитал, по данным Комстата, в январе – июне 2020 года cоставил 5215,6 млрд тенге, что на 2,9% меньше, чем в январе – июне 2019 года. Здесь кривая падения выглядит следующим образом: в I квартале рост 5,1%, но уже по итогам января – апреля 2020 года инвестиции в основной капитал замедлились до 0,9% в годовом выражении, в мае рост составил 0,1%. 

По оценке Нацбанка, основной вклад в это замедление внесло снижение инвестиций в горнодобывающую промышленность на 2,3% (доля этого сектора в общем объеме инвестиций в I квартале 2020 года составляла 57%). 

Снижение инвестиций было отмечено также в строительстве (на 51,4%), торговле (на 33%), на транспорте (на 25,4%), в профессиональной, научной и технической деятельности (на 62,1%) и обрабатывающей промышленности (на 8,6%). 

Еще одним важным фактором, который оказывает ключевое влияние на развитие экономики Казахстана, являются крупные проекты. И здесь не слишком радужные перспективы.  «Вместе с тем все еще сохраняется высокая неопределенность, связанная с реализацией крупных проектов в промышленности, что повышает риски более сильного спада накопления основного капитала, в случае если проекты будут отложены или заморожены», – считают в Нацбанке.

Минус сырье

Положительные итоги первого полугодия в отраслях, которые являются базовыми для экономики страны, – это тоже в основном следствие работы в I квартале. 

Напомним, начало года ознаменовалось резким падением цен на основные продукты казахстанского экспорта. Тем не менее внешнеторговый оборот в январе – марте 2020 года вырос на 2,7% в годовом выражении за счет увеличения объемов экспорта на 4,2% и сохранения объемов импорта практически неизменными (снижение на 0,06%). Рост объемов экспорта в стоимостном выражении на 4,2% был обеспечен исключительно увеличением экспорта минеральных ресурсов (рост на 14,3%). Все остальные товарные позиции показали спад.

Так, экспорт нефти в физических объемах вырос на 14% за счет увеличения объемов экспорта в Италию (рост на 14,5%) и Нидерланды (на 66,9%). Сокращение экспорта нефти во Францию, Швейцарию и Корею нивелировалось его ростом в Китай (в 2,1 раза), Литву (в 2,1 раза), Польшу (в 4,3 раза), Индию (в 3,8 раза), Турцию (на 82,3%). 

Наблюдалось увеличение экспорта руд, за исключением хромовых и марганцевых, направляемых в Россию. 

Экспорт цветных металлов в стоимостном выражении снизился на 33%, чему способствовало снижение как физических поставок, так и ценовой динамики. Сокращение экспорта черных металлов (ферросплавов) обусловлено существенным ухудшением ценовой динамики. При этом физические поставки черных металлов в I квартале 2020 года выросли на 28,1% в результате увеличения экспортных поставок в Россию (в 4,3 раза), Индию (в 4,5 раза), Китай (на 23%). 

В результате итоговые показатели за полугодие составили по углю – 101,9% относительно аналогичного периода прошлого года, железной руде – 107,9%, по нефти – 101,3%, и это с учетом вступивших в силу ограничений в рамках ОПЕК+. Следует отметить, что Казахстан фактически начал полностью выполнять условия соглашения ОПЕК+ только в июне, пообещав, что нагонит недостающее впоследствии. И эти обещания придется выполнять: Bloomberg сообщает, что ОПЕК+  будет добиваться дополнительных сокращений производства от тех членов, которые не выполнили квоты. По словам делегатов, технический комитет обозначил планы для таких стран, как Ирак, Нигерия и Казахстан, по внесению дополнительных 842 тыс. баррелей в сутки компенсационных сокращений в августе и сентябре. Если это произойдет, то стоит ожидать существенного сокращения реального экспорта на фоне снижения добычи нефти и газового конденсата, и тогда итоги III квартала могут оказаться хуже, чем -1,8% во втором.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg