Перейти к основному содержанию

1334 просмотра

Казахстан занял 64-е место в мировом рейтинге Paying Taxes

Он основан на анализе налогообложения в разных странах и является частью глобального исследования Doing Business

Фото: Shutterstock/supawat bursuk

Исследование Paying Taxes проводит компания PwC совместно с экспертами Всемирного банка. В Paying Taxes-2020 представлена аналитика налогового законодательства и применительной практики по 190 странам мира. Исследование показывает, как технологии влияют на способ администрирования и сбора налогов с точки зрения стандартизированной компании (с использованием сценариев на основе практических примеров).

Другими словами, речь идет о том, насколько проста и удобна система налогообложения в разных странах. Показатели для сравнения, которые используются в исследовании: общая налоговая ставка; время, необходимое для соблюдения требований; количество платежей. Также исследование PwC анализирует два процесса после сдачи налоговой отчетности: возврат НДС и корректировку декларации по корпоративному подоходному налогу (КПН).

По результатам исследования общая налоговая ставка Казахстана, которая представляет собой удельный вес налогов и взносов в прибыли компании, составляет 28,4%. Данный показатель снизился на 1% относительно предыдущего года.

Сравнение с другими юрисдикциями показывает, что общая налоговая ставка Казахстана ниже среднего значения аналогичного показателя по странам Центральной Азии и Восточной Европы, который составляет 33%, а также значительно ниже среднего значения по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которое равно 40,4%.

В отношении годового количества времени, необходимого для соответствия налоговому законодательству, показатель Казахстана – 186 часов. Он уступает странам ОЭСР (161 час), но при этом опережает большинство стран Центральной Азии и Восточной Европы (средний показатель по региону – 219 часов).

Еще одним сравнительным показателем исследования является количество налоговых платежей за год. Данный показатель для Казахстана составляет 10 платежей. При этом количество платежей увеличилось на три по сравнению с результатами Paying Taxes-2016–2018. Для стран Центральной Азии и Восточной Европы этот показатель составляет 13,9 платежа, в то время как для стран ОЭСР – 10,1 платежа. Средний мировой показатель составляет 23,1 платежа в год.

Показатель по процессам после подачи отчетности и уплаты налогов для НДС и КПН, который уже четвертый год включается в исследование, свидетельствует о том, что в целом такие процессы могут быть наиболее сложными и длительными для бизнеса. Длительность процессов и предоставление ответов на запросы налоговых органов для осуществления возврата НДС могут значительно повлиять на бизнес компаний.

Лучшие показатели по скорости возврата НДС и процедурам по КПН отмечены в странах Европейского союза, что отличает их от стран Центральной Америки, Среднего Востока и Азиатско-
Тихоокеанского региона.

Показатель Казахстана составил 48,9 из 100, в то время как топ-3 государств региона Центральной Азии и Восточной Европы достиг следующих показателей: Турция – 100, Сербия – 93,2 и Израиль – 92.

Ожидается, что казахстанский показатель по процессам после подачи отчетности и уплаты налогов для НДС значительно улучшится в последующие годы за счет предстоящих изменений в части возмещения НДС (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain).

По мнению партнера PwC Елены Каевой, для улучшения общего рейтинга Казахстана в стране должны повыситься доверие между налоговым органом и налогоплательщиком; произойти изменения в подходе к налоговым проверкам – им следует стать менее формальными и принимать во внимание бизнес-модели налогоплательщиков. Кроме того, повышению позиций Казахстана в Paying Taxes будет способствовать предоставление разумных временных рамок для внедрения новых информационных систем для использования налогоплательщиками и мораторий на штрафные санкции в переходный период (например, при внедрении ИС «Виртуальный склад»).

При подготовке исследования за 2020 год анализировались данные на 31 декабря 2018 года.

инф1_0.png

инф2.png

инф3.png

инф4.png

1 просмотр

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance