Перейти к основному содержанию

10495 просмотров

Казахстан «ушел в минус», торгуя в Евразийском союзе

Торговый баланс оказался отрицательным и составил почти $6 млрд

Изображение: Shutterstock.com

За девять месяцев 2019 года Казахстан экспортировал товары в другие страны ЕАЭС на $4,4 млрд, а импортировал на $10,3 млрд. По данным Министерства национальной экономики РК, этот показатель оказался самым высоким среди стран союза.

Статистика – вещь упрямая

Если сравнить позиции Казахстана по итогам показателей за январь – сентябрь 2018 и 2019 годов с другими странами – участницами ЕАЭС, то РК действительно находится не в числе лидеров.

Согласно данным сайта национальной экономики РК, с января по сентябрь 2019 года Казахстан в страны ЕАЭС вывез продукции на $4,4 млрд, импортировал на $10,3 млрд. Что касается экспорта казахстанской продукции в страны, не входящие в Евразийский экономический союз, то и здесь наблюдается снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего Казахстан в 2019 году отправил своих товаров в Китай (на $5,9 млрд) и Италию (на $6,2 млрд), из стран СНГ – в Узбекистан (на $1,5 млрд).

В разрезе регионов РК по показателям взаимной торговли с участниками ЕАЭС за январь – сентябрь по экспорту в 2019 году лидируют Карагандинская область ($814 млн), в аутсайдерах по этим показателям Мангистауская область ($13 млн).

Неравные возможности

Казалось бы, именно на территории ЕАЭС имеются равные возможности для торговых отношений между странами – участницами союза. Но казахстанские предприниматели жалуются на недобросовестную конкуренцию, множество существующих административных и технических барьеров.

По словам члена коллегии евразийской экономический комиссии, вице-министра национальной экономики РК Серика Жумангарина, завоевывать рынок ЕАЭС необходимо: это территория с населением 180 млн человек, где только объем госзакупок оценивается в $123 млрд. Но, по мнению директора региональной палаты предпринимателей Игоря Шацкого, сделать это не так легко.

«Доля восточноказахстанского экспорта в торговом балансе с Российской Федерацией занимает всего 17%. Остальное – 83% – российский импорт. Отечественные товары становятся просто неконкурентоспособными. Одна из причин – разница в налоге на добавленную стоимость. Наши компании работают на внутреннем рынке с НДС в 12%, а российские предприниматели ввозят свою продукцию на территорию Казахстана по нулевой ставке, изначально выигрывая в цене», – сказал Игорь Шацкий.

Непростая ситуация сложилась во многих сферах. Например, из-за существующих нерешенных вопросов между отраслевыми ведомствами местная цементная компания не смогла получить российский сертификат на ввоз цемента. Без него за каждый вагон сырья предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей. Понятны меры, предпринимаемые российской стороной с целью защиты своего рынка. Вот только у себя на родине казахстанские товаропроизводители защищены слабо: российский цемент беспрепятственно поступает в РК. 

В похожую ситуацию попало и другое предприятие из Усть-Каменогорска – АО «Казэлектромонтаж», которое решило принять участие в госзакупках и продать национальной компании РФ электрический шкаф. Проведение необходимой отраслевой сертификации изделия требовало «пожертвовать» для испытаний такой же шкаф стоимостью 10 млн тенге. Сделка не состоялась. Показательно, что ранее компания экспортировала в Россию 60% своей продукции, сейчас – 2%.

Свои особенности

Впрочем, проблемы с экспортом отечественных товаров возникают не только в странах ЕАЭС. Не меньше барьеров насчитывается и при продвижении изделий и сырья в другие государства, приоритетными из которых в Министерстве торговли и интеграции РК называют Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Иран, Германию. По данным заместителя генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Еркежан Амирхановой, только на долю Китая приходится 20% всей вывозимой казахстанской продукции.

Эксперт признает, что казахстанские товаропроизводители мало осведомлены о том, что в каждой стране действуют свои правила. Особенно остро стоит вопрос сертификации товаров.

«Надо учитывать, что, к примеру, Китай не признает никаких международных стандартов, кроме своих, а в ОАЭ и Иране вся пищевая продукция и косметика должны не только иметь сертификат «Халяль», но и полностью соответствовать этим требованиям», – говорит Еркежан Амирханова.

Например, в Туркестанской области неожиданно столкнулись с проблемой экспорта сухого кобыльего молока в Китай. Оказалось, что для Поднебесной это очень специфичный продукт, и на него просто нет стандартов, а казахстанские нормативы в этой стране не действуют.

Где медом не намазано

ТОО «SUN-BEE ALTAI» из Усть-Каменогорска – практически единственная компания, которой удалось пройти все необходимые для экспорта в Китай согласования. На это ушло три года, много сил и денег, и это при том, что основные формальности по подготовке, отправке документов, регистрации предприятия взяло на себя государство.

Уже почти два года ТОО поставляет свой мед в Поднебесную, но, по признанию главного технолога предприятия Сергея Павлова, прибыли предприятие пока не получило.

«Всего нам удалось отправить только четыре партии меда, который реализуем ниже той стоимости, по которой продаем в Казахстане. Смысл такого сотрудничества – в перспективе. Китай – это очень большой, а значит, выгодный рынок», – сообщил «Курсиву» Сергей Павлов.

По его словам, сложности возникают при исследовании продукции. В Казахстане нет лабораторий, способных делать качественный анализ, соответствующий китайским требованиям. А соответствовать всем требованиям зарубежных чиновников по качеству экспортируемого продукта непросто. 

На казахстанском предприятии считают, что смогут составить вполне достойную конкуренцию остальным экспортерам меда в Китай, но не раньше чем через пять лет.

kazahstan-ushel-v-minus-torguya-v-evrazijskom-soyuze.PNG

2333 просмотра

В Уральске больше чем на 40% подорожали продукты

Причины роста цен на продукты питания – неурожаи и повышение курса рубля

Фото: Shutterstock.com

Власти области обещают, что цены на социально значимые продукты будут сдерживать – благо, в Стабфонде есть дешевый картофель и подсолнечное масло.

По словам главного специалиста управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Бауыржана Ахметова, ведется постоянный мониторинг цен на 19 видов социально значимых продуктов на крупных рынках и в супермаркетах. 

«Если мы видим, что цена на какой-то продукт из списка завышена, беседуем с продавцом, руководством торговой сети, выясняем причину. Обязательно предупреждаем, что за необоснованный рост цен предусмотрена административная ответственность. В случае если владелец торговой точки на контакт не идет, объективные причины повышения стоимости товаров не называет, мы передаем данные в Антимонопольный комитет. Они в свою очередь проверяют договоры на закуп товаров и при наличии факта необоснованного роста цен принимают меры: накладывают штрафы», – рассказывает Ахметов.

Согласно данным Комитета по статистике РК, ощутимее всего в Уральске подорожали: хлеб – на 39,1%; мука I сорта – на 31,9%; рис – на 40,8%; гречка – на 46,7%. 

По словам Бауыржана Ахметова, основными причинами подорожания продуктов стали низкие урожаи зерна и злаковых, а также рост стоимости ГСМ и запасных частей на сельхозтехнику, необходимых для уборки сельхозкультур.

«Рост цен на гречку и рис также обусловлен тем, что вырос курс рубля: в начале года он был 5,7 тенге, сейчас – 6,1 тенге, а эти продукты мы закупаем в России. Наш казахстанский рис из Кызылорды уходит в основном в Узбекистан и Таджикистан – фермерам выгоднее продавать его на экспорт», – поясняет эксперт.

Рост цены на мясо кур обусловлен подорожанием зерна, идущего на корм птице.

Дешевая мука есть

Бауыржан Ахметов объясняет, что для недопущения необоснованного роста цен госорганы по ЗКО принимают ряд мер.

Во-первых, местным пекарням в Уральске выделено 39 участков земли, где они установили свои фирменные торговые павильоны для реализации хлебобулочных изделий без наценок перекупщиков. 

Для того чтобы пекарни выпускали хлеб I сорта по цене 80 тенге за булку, Стабилизационный фонд приобрел 1 тыс. т муки I сорта. На совещании при участии первого заместителя акима области Мухтара Манкеева, мукомольных предприятий и хлебопекарен была достигнута договоренность о сдерживании цен на социальный хлеб. Из запасов Стабфонда пекарням города будет отпускаться мука I сорта по цене 95 тенге за кг.

За свой счет АО «НК «СПК «Орал» установило по городу 10 мини-маркетов, которые сдает в аренду товаропроизводителям для продажи овощей и мяса. При объявлении Стабфондом товарной интервенции эти мини-маркеты будут продавать по фиксированным низким ценам стабфондовскую продукцию. В октябре 2019 года АО «НК «СПК «Орал» приняло решение снизить на 50% арендную плату для фермеров в мини-маркетах при условии, что те снизят цену на свою продукцию как минимум на 10%.

Гречки нет

Главным рычагом в борьбе с ростом цен в регионах являются стабилизационные фонды. Именно сюда власти должны закупать и сохранять все виды социально значимых продуктов, выбрасывая их на рынок в тот момент, когда продукты начинают расти в цене.

На работу Стабфонда ЗКО в разрезе 2019–2021 годов выделено 350 млн тенге.

На 21 ноября 2019 года Стаб­фонд области сформирован на 291,5 млн тенге (на 83%). В рамках выделенных средств, по словам Ахметова, заключены форвардные договоры с фермерскими хозяйствами. Продать товар в Стабфонд фермеры могут только по первоначальной цене, оговоренной в договоре.

В Стабфонде области сейчас заключены форвардные договоры на поставку 1 тыс. т муки, 50 т макарон, 20 т сливочного масла, 77 т говядины, 10 т мяса кур, 50 тыс. литров масла подсолнечного, 500 т картофеля. Относительно гречки здесь, мягко говоря, немного недоглядели и закупить вовремя дешевой крупы не успели.

Точка зрения

Алла Гиззатова, доктор экономических наук:

«То, что на большую часть социально значимых продуктов выросли цены в среднем на 15%, однозначно плохо. Вывод ясен: мы стали беднее на 15% и можем позволить себе купить меньше еды, чем год назад. Тем более что в большинстве своем реального роста зарплат у сотрудников частных фирм и компаний не произошло.

Другой момент – бюджетники и получатели соцпособий. У первых зарплаты выросли в июне на 15–30%, у вторых размер пособий увеличился на 40%. Денежной массы в руках у людей стало больше, и сработал эффект бумеранга – цены на продукты поползли вверх.

Конечно, для роста цен есть и ряд других причин: рост курса доллара и рубля, низкие урожаи сельхозпродукции.

Считаю, что, если бы государство не принимало мер по сдерживанию цен на продукты питания, все стоило бы еще дороже.

Думаю, что хуже ситуация будет уже в январе, когда цены на продукты питания еще повысятся: сначала в связи с предпраздничным ажиотажем, потом – в связи с сезонным дефицитом овощей, фруктов, молока, мяса. Сложнее будет выживать в этой ситуации получателям адресной социальной помощи, особенно многодетным семьям: с нового года им вполовину урежут пособия, и они опять откатятся за черту бедности».

v-uralske-bolshe-chem-na-40-podorozhali-produkty.PNG

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций