Перейти к основному содержанию

1417 просмотров

Казахстан планирует инвестировать в импортозамещение 770 млрд тенге

Отказ от польских яблок и американской курятины потребует времени

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане 770 млрд тенге планируется инвестировать до 2024 года в капитал агропромышленных предприятий, посредством запуска которых планируется практически полностью отказаться от импорта социально значимых продуктов, сообщил министр сельского хозяйства Сапархан Омаров.

«Сейчас у нас в перечень социально значимых товаров входит 19 товаров, из которых только по шести наименованиям товаров имеется импортозависимость на сумму $505 млн. В частности, у нас имеется импорт мяса птицы в объеме 191,6 тыс. тонн или доля импорта 49%, колбасных изделий в объеме около 30 тыс. тонн или доля импорта 39%, сыров и творога в объеме 21,9 тыс. тонн или доля импорта 46,5%, яблоки в объеме 101 тыс. тонн или доля импорта 31,5%, сахар в объеме около 250 тыс. тонн или доля импорта 57,3%, рыбы в объеме 30,7 тыс. тонн или 72%. В целом, задача по импортозамещению может быть реализована в среднесрочной перспективе до 2024 года», - сказал он на 2020-2025 годы на заседании правительства 3 декабря.

Министр отметил, что были пересмотрены подходы по господдержке агропромышленных культур с учетом вопроса импорта инфляции при ввозе продовольственных товаров. В настоящее время министерством сельского хозяйства подготовлены изменения в госпрограмму развития на 2017-2021 годы с учетом реализации предвыборной платформы партии «Нур Отан» по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией.

К примеру, по молоку есть планы ввода ежегодно не менее 25 промышленных молочно-товарных ферм. Для импортозамещения мяса птицы нужно дополнительно ввести птицефабрики с мощностью 200 тыс. тонн.

«Сейчас у нас уже на этапе проектирования находится 12 проектов на 155 тыс. тонн мяса птицы. Всего для импортозамещения яблок нам необходимо дополнительно разбить сады на площади 12,5 тыс. га, которые дадут возможность произвести 105 тыс. тонн яблок», - сказал Омаров.

По насыщению внутреннего рынка сахаром нужно построить два новых завода и провести модернизацию трех действующих сахарных заводов, обеспечить увеличение посевов сахарной свеклы.

По его словам, реализация этих мер по импортозамещению позволит к 2024 году насытить внутренний рынок до 80-100% отечественной продукцией с привлечением в сектор около 770 млрд тенге инвестиций в основной капитал.

«Поэтому мы предлагаем градировать действующие меры господдержки с заменой неэффективных субсидий на субсидии, ориентированные на результат. Важно отметить, что все изменения будут осуществляться в соответствии с ранее принятой государственной программой развития АПК на 2017-2021 годы. В частности, этим документом предусмотрен отход от товарно-специфических субсидий в растениеводстве с 2019 года, а в животноводстве - с 2020 года», - сказал министр.

По его словам, более 60% аграриев занимается только растениеводством, не занимаясь животноводством, тем самым не обеспечивая круглогодичную занятость населения. Изношенность сельхозтехники и оборудования составляет до 80%, есть вопросы по доступности кредитования. «По каждой проблеме есть свое решение», - отметил Омаров.

1 просмотр

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance