Перейти к основному содержанию

5409 просмотров

Что будет с поставками природного газа из Казахстана в Европу

Если Россия и Украина не договорятся

Фото: Shutterstock

В понедельник, 16 декабря, после прошедшей в Братиславе встречи с представителями газотранспортных компаний министр экономики Словакии Петер Жига (Peter Žiga) сообщил журналистам местных СМИ, что Словацкая Республика с января 2020 года готова к прекращению поставок российского природного газа через Украину. Словацкий министр Жига допус­кает, что Россия и Украина до конца текущего года не сумеют договориться о заключении нового контракта о поставках и транзите газа. По этой причине в Словакии было принято решение о создании запасов природного газа, которого населению и промышленности страны хватит до конца текущего отопительного сезона. 

Непримиримые позиции

Возможность начала очередной «газовой войны» между Россией и Украиной допускают не только в Словакии. Чтобы не повторились события зимы 2009 года, когда Россия прекратила поставки газа через Украину, свои газохранилища по максимуму постарались также заполнить Болгария, Польша, Чехия, Швейцария и ряд других стран Восточной и Центральной Европы. Кроме того, правительствами этих стран были проведены переговоры и по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии, США и Катара. У европейцев есть повод для беспокойства: несмотря на постоянные заявления о поисках компромиссных решений, на самом деле Киев и Москва особо уступать друг другу не хотят. 

В частности, украинская сторона категорически не желает продления еще на один год заключенного в 2009-2010 годах долгосрочного контракта с Россией на поставку и транзит природного газа, действие которого прекращается 31 декабря 2019 года. В Киеве считают его условия абсолютно неприемлемыми. По этому контракту Украина, закачивая в свою газотранспортную систему поступающий из России природный газ, в том числе и для транзита в страны Европы, автоматически становится его покупателем по определя­емым «Газпромом» ценам. При этом в одностороннем порядке расторгнуть контракт без санкций страна права не имела. По этой причине через год после «Революции достоинства» 2014 года Украина потребовала пересмот­ра заключенного контракта, отказавшись покупать природный газ у России и отдав предпочтение реверсу российского газа из Словакии и Польши, цена которого оказалась дешевле прямых поставок от «Газпрома». Более того, подала иск в

Стокгольмский арбитражный суд, который не только признал правоту Украины, но и решил, что «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» $3 млрд компенсации за транзит газа через Украину в 2009–2014 годах в рамках «неприемлемого контракта». 

Своя правда у России. В Москве отмечают, что выполнять решение Стокгольмского арбитража «Газпром» не собирается, поскольку оно ничего общего с экономикой не имеет и носит политический характер. По мнению российских властей, все заключенные ранее контракты следует неукоснительно соблюдать, а в случае возникновения спорных моментов решать их за столом переговоров без расторжения взятых на себя обязательств в одностороннем порядке.

«Нравится это выражение или нет, но это должно быть взаимовыгодное решение для обеих сторон», – подчеркнул в начале декабря текущего года во время совещания в правительстве России его глава Дмитрий Медведев

Несмотря на предпринима­емые попытки обеих сторон найти хоть какие-то компромиссы, все указывает на то, что третьей «газовой войны» вряд ли удастся избежать. Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев, оценивая идущий переговорный процесс, заметил, что, поскольку Россия настаивает на отказе украинской стороной от претензий в международном арбит­раже и прекращении судебных разбирательств (Киев намерен взыскать с Москвы в общей сложности $22 млрд. – «Курсив»), рассчитывать на разрешение конфликтной ситуации пока не приходится.

«Надеюсь, что контракт новый будет подписан, но уже сейчас можно говорить, что вероятность подписания до 1 января очень маленькая. Но надеемся на лучшее», – подчеркнул Коболев, предположив, что переговоры возобновятся весной 2020 года, а Украина из-за прекращения транзита газа столкнется с серьезным ударом по экономике. 

Забытые интересы

Казахстан пока никак не отреагировал на возникшую ситуацию. Статистика показывает, что наша страна экспортирует добытый на своей территории природный газ не только в Россию и Китай, но еще и в Украину, Швейцарию, Польшу и Германию. Большинство поставок идет через контролируемый «Газпромом» магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» с последующей перекачкой в газопровод «Союз» и далее через ГТС Украины в страны Европы. В сравнении с Россией и Китаем объемы поставок не столь велики. Тем не менее речь идет о суммах в сотни миллионов долларов. К примеру, по данным Комитета по статистике, в 2018 году Казахстан поставил в Украину 6,9 млрд м³
природного газа на сумму $645,5 млн, в Швейцарию – 2,9 млрд м³ на $190,8 млн, а в Польшу – 563,4 млн м³ на $34,6 млн.

На просьбу «Курсива» оценить, заденет ли нашу республику прекращение газового транзита через Украину, в АО «КазТрансГаз» ответили, что компания не осуществляет прямую поставку газа в страны Европы, в том числе в Украину, Швейцарию, Германию и Польшу.

«Казахстанский газ экспортируется в направлении России и реализуется в адрес ПАО «Газпром» и его уполномоченных компаний на границе Казахстана с Россией. При поставках газа за пределы Казахстана осуществ­ляется таможенное оформление экспортируемого газа с указанием европейских стран в качестве страны назначения (потребления) товара. Полагаем, что транспортировка газа через территорию Украины на экспорт в Европу не является единственным (исключительным) маршрутом», – сообщили представители «КазТрансГаза».

452 просмотра

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance