Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Буму на рынке труда США может помешать демография

Из-за падения рождаемости и ужесточения законов об иммиграции США теряют свое демографическое преимущество

Фото: Shutterstock.com

Рынок труда США по-прежнему превосходит все ожидания. Месяц за месяцем на американском рынке труда возникает 200 тысяч новых рабочих мест, а безработица намного ниже того уровня, который экономисты десять лет назад считали минимально возможным.

Главная причина в том, что экономика имеет тенденцию создавать рабочие места до тех пор, пока этот процесс не остановит рецессия. Нынешнее расширение рынка труда длится уже рекордные 10 с чем-то лет. Пока отсутствуют типичные триггеры экономического спада (растущая инфляция и процентные ставки, финансовые перегибы), рабочие места будут создаваться и дальше.

bumu-na-rynke-truda-ssha-mozhet-pomeshat-demografiya.png

Однако рано или поздно рынок труда Америки наскочит на препятствие: в США кончатся люди, готовые присоединиться к рабочей силе. И в самом деле, оптимистичная зацикленная картина рынка труда разбивается вдребезги о неутешительный демографический прогноз. Хотя число рабочих мест растет быстрее, чем ожидалось, население растет медленнее. В июле прошлого года население США составило 327 млн, на 2,1 млн меньше прогноза Бюро переписи населения от 2014 года и на 7,8 млн меньше прогноза от 2008 года. (В конце месяца Бюро опубликует статистику за 2019 год.)

Коэффициент рождаемости в США (число детей у женщины в течение жизни) снизился со значения 2,1 (2007 год) до 1,7 в 2018 году, самого низкого показателя в истории. В период с 2010 по 2018 годы было зарегистрировано на 3 млн меньше рождений и на 171 тыс. больше смертей, чем Бюро переписи населения прогнозировало в 2008 году. Уровень смертности, и так растущий из-за старения населения, также растет под давлением роста «смертей от отчаяния» – самоубийств, алкоголизма и передозировки лекарств и наркотиков.

Старение необязательно означает экономический спад: население Германии остается на одном и том же уровне, население Японии снижается, но оба государства могут похвастать уровнем безработицы ниже, чем в США. Однако в долгосрочной перспективе число рабочих мест ограничено количеством людей трудоспособного возраста. Поэтому Международный валютный фонд оценивает долгосрочный экономический рост Германии на уровне 1,3%, а Японии – на уровне 0,6%, ниже прогнозного уровня для США в 1,9%.

Последние данные о занятости подчеркивают эту динамику. За 12 месяцев по ноябрь 2019 года число работающих людей выросло на 1,2% по сравнению с предыдущими 12 месяцами (по данным Министерства труда США). Это немного превысило рост экономически активного населения (люди, которые работают или ищут работу), который составил 1%, таким образом, уровень безработицы снизился. В свою очередь, рост экономически активного населения превысил рост населения трудоспособного возраста, который составил 0,6%. В итоге выросла доля людей трудоспособного возраста, которые входят в экономически активное население (этот показатель называется уровнем экономической активности населения).

Безработица уже находится на самом низком уровне (возможно, даже ниже), который, по мнению многих экономистов, может поддерживаться в долгосрочной перспективе.

Нынешний уровень экономической активности населения (63,2%) ниже, чем рекордно высокий показатель 1990-х гг (67%). Руководитель экономических исследований в Брукингском институте Стефани Ааронсон говорит, что в основном данный спад вызван демографическими причинами и так легко ростом не сменится. Больше людей трудоспособного возраста становится старше 60 лет и, следовательно, выходит на пенсию, или скоро станет старше 60 лет.

Молодые люди сейчас дольше учатся. Экономическая активность женщин на пике трудоспособности (в возрасте от 25 до 54 лет) уже вернулась к историческому максимуму. А вот экономическая активность мужчин на пике трудоспособности, особенно мужчин без высшего образования, десятилетиями идет на спад. Низкий уровень безработицы может и дальше привлекать людей на рынок труда и поддерживать уровень экономической активности выше 63%, но Ааронсон сомневается, что экономическая активность может повыситься без крупных изменений в государственной политике.

У США многие годы было два демографических преимущества над другими странами: более высокая рождаемость и иммиграция. Оба этих преимущества сходят на нет. С 2008 года уровень рождаемости в США снизился с уровня намного выше среднего до примерно среднего уровня по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 36 стран, в основном развитых.

bumu-na-rynke-truda-ssha-mozhet-pomeshat-demografiya1.png

Специалист по демографии в Бюро справок по населению Марк Мэзер говорит, что аналитики сначала возложили вину за падение рождаемости на рецессию. Они ожидали, что рождаемость поднимется, когда люди снова ощутят экономическую стабильность. Но на самом деле спад начался еще до рецессии, так как молодые люди откладывали вступление в брак и деторождение, из-за чего, вероятно, заведут меньше детей за жизнь. «Мы не ждем возврата к прежней рождаемости в обозримом будущем», – сказал он.

В то же время приток в США мигрантов из-за рубежа остается на том же уровне или снижается, а в других странах остается на том же уровне или повышается. В прошлом году население иностранного происхождения увеличилось на рекордно низкие 200 тыс. (по данным Бюро переписи населения). Точные причины неизвестны. Число нелегальных иммигрантов перестало расти еще до того, как Дональд Трамп стал президентом. Легальная иммиграция оставалась на уровне выше 1 млн в течение 2018 года.

Трамп пообещал сохранить легальную иммиграцию на постоянном уровне, но в то же время изменить состав мигрантов в пользу более квалифицированных работников, а не в пользу воссоединения семей. Но это все равно означает снижение уровня иммиграции по отношению к общему населению. Также администрация Трампа препятствует некоторым случаям легальной иммиграции, например, если мигранты могут нуждаться в государственных пособиях.

Демографические тенденции имеют свойство меняться. Так, уровень экономически активного населения Японии, особенно среди стариков, за последние годы вырос. Растет рождаемость в Германии, хотя в целом она все еще остается на очень низком уровне. Длительное расширение рынка труда может оказать сходный эффект в США. И в самом деле, имеются свидетельства того, что в этом году рождаемость стабилизировалась. А политическое сотрудничество в будущем может привести к увеличению иммиграции.

Но до тех пор США не могут предполагать, что они защищены от демографического спада, который мешает росту Германии и Японии.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1122 просмотра

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance