Перейти к основному содержанию

12214 просмотров

Рынку труда Казахстана не хватает рабочих рук

Нынешние кадры стареют, а молодежь не стремится осваивать «заводские специальности»

Фото: Shutterstock.com

Руководители производственных предприятий ЗКО бьют тревогу: ежегодно проблема набора работников становится все острее. Молодежь не хочет стоять за станками, шить одежду, таскать мешки с мукой. Эксперты утверждают, что молодые люди надеются на иллюзорные миллионы, которые можно получить, сидя у компьютера.

Желающих нет

По словам исполнительного директора ТОО «Белес-Агро» Талгата Кубаева, на их мукомольный комбинат молодежь идти работать не хочет. Руководство предприятия не может найти грузчиков.

«У нас были случаи, когда нам приходилось останавливать мельницу, потому что не хватало рабочих рук, отгружать намолотую муку. Для мельничного производства было бы идеально, если бы оно работало в две смены без остановок. Но молодые грузчики у нас не задерживаются. Зарплата у грузчика сдельная – 100 тысяч тенге оклад плюс часовая выработка. Платить больше мы не можем», – заключает Талгат Кубаев.

Аналогичная проблема есть и в легкой промышленности области: сразу два швейных предприятия – фабрика «Надежда» и ТОО «Sari Suppliers» – отмечают нехватку кадров на своих предприятиях. Коммерческий директор ТОО «Швейно-трикотажная фабрика «Надежда» Амантай Туремуратов рассказал «Курсиву», что большинство сотрудниц предприятия трудятся здесь по 30 лет. Молодых кадров на смену им нет. 

«У швей, которые приходят к нам на практику из училищ, нет элементарных навыков шитья – они не могут сшить даже варежки-голицы. Из 20 практиканток на фабрике остается одна, остальные уходят работать кто куда – официантами, экспедиторами. Работать руками молодежь не хочет», – пояснил Туремуратов.

Руководитель ТОО «Sari Suppliers» Ринат Муканов поделился с «Курсивом», что в месяц на его предприятии отшивают 700–800 комплектов летней спецодежды и 500 комплектов зимней спецодежды. В их планах – шить до 2 тыс. комплектов спецодежды, запустить несколько цехов, где будут работать 50 швей. Но есть большая проблема с кадрами. Как объясняет Ринат Муканов, молодежь сейчас не готова работать физически, овладевать навыками профессии. Приходят молодые швеи, которые в месяц хотели бы получать больше 100 тыс. тенге. Чтобы получать такую зарплату, нужно выполнять план на 100%, но большинство из них могут выполнить его только на 40–50%. Получив свои 60 тыс. тенге, молодые швеи увольняются. Так, по статистике Муканова, из десяти пришедших сюда молодых швей на производстве остается одна.

Страдает от нехватки квалифицированных рабочих и ТОО «Батыс Продукт». Руководитель этого предприятия Алексей Попков рассказал, что найти токарей, разнорабочих, грузчиков на производство с каждым годом все сложнее – молодым на производстве неинтересно.

Руководитель кадрового агентства «Домашний сервис» Татьяна Потапова подтверждает, что в ЗКО есть огромная потребность в рабочих специальностях – на предприятия нужны технички, пекари и фасовщики в супермаркеты, кладовщики, повара в рестораны, продавцы-консультанты в магазины бытовой техники и электроники, грузчики и разделочники на колбасное производство. Но найти работников на оклад 60–80 тыс. тенге очень сложно. 

Рабочих не хватает везде

На официальном сайте компании «HeadHunter Казахстан» значится, что на середину ноября 2019 года здесь было размещено 22,4 тыс. трудовых вакансий. Директор отдела маркетинга и PR «HeadHunter Казахстан» Анна Шевченко пояснила, что 5,46% всех востребованных вакансий по Казахстану приходится на рабочий персонал.

Специально для «Курсива» «HeadHunter Казахстан» составили топ-20 самых востребованных вакансий по рабочим специальностям. Согласно этому рейтингу большая часть работодателей нуждается в сварщиках. 11,45% от всех вакансий по рабочим специальностям приходится на эту профессию. Усиленно ищут руководители предприятий грузчиков, электромонтеров, кабельщиков, электриков.

Много открытых вакансий по специальностям механика, монтажника, слесаря, наладчика оборудования. В меньшем количестве, но все же, казахстанские компании подали заявки на упаковщиков, дворников, операторов станков, сантехников, швей. У ряда фирм открыты вакансии токарей, фрезеровщиков, машинистов экскаватора и маляров.

Анна Шевченко отметила, что наиболее активны в поиске рабочего персонала алматинские предприятия – на этот город приходится 43% всех размещенных на «HeadHunter Казахстан» вакансий. В тройку городов-лидеров, где работодатели усиленно ищут работников на свои предприятия, вошли также Нур-Султан (на его долю приходится 17% вакансий) и Караганда (10%).

По словам Шевченко, дефицит рабочего персонала в РК уже сказался на работе их рекрутинговой интернет-площадки: прирост количества вакансий по рабочему персоналу в январе – октябре 2019 года составил 51% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и 4% по сравнению с 2018 годом.

Что касается заработных плат для квалифицированной рабочей силы, то, согласно статистике «HeadHunter Казахстан», большинство работодателей готовы платить в месяц 105 тыс. тенге (это значится в 45% открытых вакансий). 19% работодателей предлагают рабочим кадрам трудоустройство с зарплатой от 210 тыс. тенге, 14% намерены платить от 315,3 тыс. тенге, 12% предприятий могут выплачивать своим работникам от 420,5 тыс. тенге и еще 10% обещают зарплату в размере от 525,6 тыс. тенге в месяц.

При этом, как отмечает Анна Шевченко, средняя заработная плата рабочего персонала, исходя из данных всех объявлений, составляет по стране 123,6 тыс. тенге. Минимальная зарплата, которую устанавливают в своих вакансиях работодатели, – 54,4 тыс. тенге, максимальная – 540 тыс. тенге.

Между тем в «HeadHunter Казахстан» не отслеживают, как долго остаются открытыми рабочие вакансии, размещенные на их сайте работодателями. Но тот факт, что объявлений о поиске рабочего персонала становится больше, прямо свидетельствует, что кадровый голод в стране растет.

Точка зрения

Дмитрий Казанцев, директор Республиканского центра помощи предпринимателям:

«То, что на предприятиях сейчас складывается дефицит рабочей силы, ни для кого не секрет. Об этом сами предприниматели говорят постоянно. Молодежь не хочет работать физически. Что говорить о грузчиках, когда даже в продавцы молодые люди идут тогда, когда уже нет возможности больше никуда устроиться. А ведь это не бросовая профессия. Чтобы быть продавцом, нужно иметь экономическое образование, уметь коммуницировать с покупателем, уметь продавать. Сейчас мы прорабатываем идею организации курсов продавцов, где будем обучать молодежь искусству продаж: как привлекать покупателя, как увеличивать продажи и, соответственно, выручку предприятия и свою зарплату.

Мое мнение: то, что молодежь не хочет работать на производстве, связано прежде всего с деятельностью экономических псевдокурсов, которые обещают своим слушателям, ничего не делая, становиться миллионерами, зарабатывать огромные деньги, практически не вставая с дивана. Кто ведет эти курсы? В основном люди, у которых нет ни бизнеса, ни миллионов, просто начитались мотивирующей литературы, насмотрелись видео о том, как стать богатым, и теперь свои теоретические знания пытаются передать другим. Считаю, что на уровне государства должен быть контроль за подобными курсами, нужно лицензировать их, чтобы лекторами были не случайные люди».

rynku-truda-kazahstana-ne-hvataet-rabochih-ruk.png

banner_wsj.gif

1070 просмотров

Как функционирует специальная экономическая зона в Шымкенте

В СЭЗ «Оңтүстік» реализовано 15 из 39 проектов

Фото: sez.ontustik

Инвестиционный портфель СЭЗ «Оңтүстік» включает в себя 39 проектов общей стоимостью 88,7 млрд тенге. Когда все эти проекты начнут действовать, на них будут работать более 3,3 тыс. человек. Пока в СЭЗ «Оңтүстік» реализовано 15 из 39 проектов, в уже действующий бизнес вложено 29,6 млрд тенге, создано 1610 рабочих мест. 

Основные предприятия СЭЗ «Оңтүстік» – это предприятия легкой промышленности, уже заработавшие себе репутацию не только на местном, но и на международном рынке. 

«Бал Текстиль»

ТОО «Бал Текстиль» – крупнейший казахстанский производитель ковров, ковровых изделий и синтетических нитей. Мощность фабрики – 5 млн кв. м ковров и ковровых изделий в год. Этим количеством ковров можно, например, в пять слоев покрыть территорию Ботанического сада в Алматы (его площадь – 103,6 га). «Бал Текстиль» продает свою продукцию и на внутреннем рынке, и на рынках стран СНГ и Европы.  Виды ковров на фаб­рике определяют по количеству узлов на один квадратный метр, толщине нити и высоте ворса. Варь­ируя эти матрицы, ковры можно выпускать с самыми разными узорами – от национальных до модерновых. С 2016 года «Бал Текстиль» делает ковры для IKEA, которые идут на экспорт в Россию, США и Китай. С компанией заключен бессрочный контракт. 

На «Бал Текстиль» работают около 300 человек. Пока предприятие состоит из трех производственных цехов, в ближайших планах компании – строительство еще одного цеха по производству ковров и ковровых изделий, предполагаемая сумма инвестиций в расширение – 2,5 млрд тенге. «Бал Текстиль» – участник проекта по созданию в Казахстане модельных цифровых фабрик (предприятия, которые к 2025 году должны стать демонстрационными площадками возможностей цифровых технологий). Сейчас компания внедряет сразу пять цифровых проектов и собирается серьезно сэкономить за счет энергосбережения и снижения простоя оборудования.

«Назар Текстиль»

ТОО «Назар Текстиль» – еще один производитель ковров и ковровых изделий. Мощность предприятия – 2,3 млн кв. м ковров в год; здесь производят настенные, напольные декоративные и напольные застилочные ковровые изделия от классики до модерна из полипропиленовой пряжи различного дизайна и цветовой гаммы. Чтобы не зависеть от поставщиков, фабрики строят два собственных цеха по производству синтетических нитей мощностью 4 тыс. т нитей в год – в новых цехах будет создано 50 рабочих мест, сейчас на предприятии трудятся 150 человек. Ковры от «Назар Текстиль» продаются на внутреннем рынке, а также экспортируются в страны СНГ.  

«АГФ Групп»

ТОО «АГФ Групп» – крупнейший производитель домашнего текстиля. Начинали с того, что работали по госзаказу, а с 2010 года начали сотрудничать с Orby – одним из крупных российских производителей детской одежды. В отличие от партнеров Orby в Китае и Узбекистане казахстанская фабрика готова была отшивать в три раза быстрее. Под этот проект в СЭЗ начали строить фабрику, которая работала бы исключительно на экспорт. Открыли ее в 2014 году, когда произошла девальвация, – импортное сырье подорожало вдвое, пришлось разорвать контракт с российскими партнерами. Большая фабрика на 10 тыс. швейных изделий в день практически простаивала. Рассматривался вариант продажи фабрики, когда возникла идея стать поставщиком IKEA. Полтора года фабрику проверяли на соответствие стандартам шведской компании и в 2015 году подписали с ними договор. С 2016 года компания поставляет постельное белье (более 150 артикулов) для шведской компании IКЕА. Это около двух миллионов изделий постельного белья в год. Кроме того, производится и продукция под собственным брендом – две линейки домашнего текстиля Arua и Suave, но собственные бренды занимают в производстве менее пяти процентов.

На производстве «АГФ Групп» работают 250 человек. Проектная мощность предприятия составляет пять миллионов изделий, компания сейчас использует свою мощность на 95%. Здесь не сомневаются: недалек тот день, когда мощностей перестанет хватать, поэтому уже начали строительно-монтажные работы по расширению швейного цеха. Увеличение мощности позволит выпускать еще два миллиона изделий в год, инвестиции в этот проект – 500 млн тенге.

И другие...

ТОО «Әлем БТ» выпускает носки, его производственная мощность – 20 млн пар изделий в год, изготовлением которых занимаются 210 человек. Основные покупатели изделий «Әлем БТ» – Россия и Италия. ТОО «Tumar Textile» производит 72 тыс. махровых полотенец и банных халатов в год, ТОО «EKOHIM» – веревки, шнуры и канатно-веревочные изделия (35 тыс. изделий в год). ТОО «Azala Cotton» – пока единственная фабрика в республике по производству хлопчатобумажной пряжи. Продукцию Azala Cotton покупают Восточная Европа, Россия, Турция и Китай. Пока на предприятии, производственная мощность которого составляет 4,8 тыс. т хлопчатобумажной пряжи в год, задействованы 290 человек. После реализации второго проекта Azala Cotton – цеха по производству смесовой пряжи – количество сотрудников заметно вырастет.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif