Перейти к основному содержанию
2074 просмотра

На границе Казахстана начали применять электронные пломбы-маячки

Они позволяют ловить фуры с серым импортом

Пограничный пост Сырым в ЗКО. Фото автора

Электронную пломбу (ЭП) в пилотном режиме начали применять фискальные органы, сообщили «Курсиву» в департаменте госдоходов Западно-Казахстанской области. Пока маячки ставят на транзитный коммерческий груз. 

Движение фур с коммерческим товаром, следующих транзитом через Казахстан, будут отслеживать при помощи электронной пломбы, которую крепят на большегруз. Налоговики и таможенники смогут в любое время онлайн видеть, где находится транзитный груз, объяснили в ДГД. 

«Применение ЭП регламентируется таможенной информационной системой «Астана 1». Сейчас пломба-маяк применяется только для транзитных грузов, следующих из третьих стран. Но в ближайшем будущем их будут устанавливать и на коммерческом транспорте, следующем из стран ЕАЭС. Пока в пилотном режиме», – объяснила в комментариях «Курсиву» пресс-секретарь ДГД ЗКО Айман Куанова

В ДГД отмечают: фуры с серым импортом, водители которых нередко регистрируют его на пограничном посту как транзитный груз, порой в тот же день обнаруживают на уральских рынках.

«Прежде оперативные группы в целях профилактики отслеживали передвижение коммерческих грузов на служебных автомашинах и находили их на оптовых рынках Уральска. Таким образом, не так давно были задержаны владельцы трех транзитных большегрузов – они не выехали и с территории города, а торговали на рынке картофелем и помидорами. ЭП же позволит видеть на экране компьютеров все передвижения коммерческих грузов», – сообщила Куанова.

В управлении таможенного администрирования ДГД, в свою очередь, сообщили: в 2018 году семь предпринимателей были оштрафованы на территории Казахстана за срывы пломб с большегрузов в размере 20 МРП. В 2019 г. – шесть.

«Это обычные пломбы, которые ставят на большегрузы на таможенной границе ЕАЭС. Пломбы водители срывают, попадая в плохие погодные условия, при ДТП и т.п. Электронную пломбу, в рамках таможенного администрирования, применяют у нас пока только на южных границах страны», – пояснил в комментариях «Курсиву» начальник управления таможенного администрирования Кайрат Кенжегужин

Налоговики отмечают: применение электронных пломб-маячков, которые позволяют отслеживать коммерческий груз онлайн, например, в европейских странах практикуется давно. После широкого применения ЭП, как ожидают налоговики, сборы НДС в бюджет вырастут. Например, около 1 млрд тенге НДС заплатили в местную казну серые импортеры за весь период проведения экспортного контроля (с 16 января 2016 г. – «Курсив») на шести автомобильных погранпереходах Западно-Казахстанской области. При этом попыток нелегально импортировать в область сезонные овощи, сахар, а также экспортировать запрещенные товары, меньше не становится, замечают они.

«Дополнительно, в рамках налогового администрирования, в бюджет НДС на импорт собран в сумме 68,3 млн тенге», – уточнили в ДГД.

Всего, по данным налоговой службы ЗКО, собранный НДС на товары, импортированные из государств – членов ЕАЭС за восемь месяцев 2019 года, составил 14,8 млрд тенге (14,1 млрд тенге – за восемь месяцев 2018 г.). 

1654 просмотра

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance