Перейти к основному содержанию
914 просмотров

Минкультуры намерено превратить туризм в крупную отрасль экономики

В Казахстане предлагают ввести системы «Tax Free» и «туристский взнос»

Фото: Shutterstock.com

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках, сказал вице-министр культуры и спорта Уркен Бисакаев в ходе презентации проекта закона «О туристской деятельности в РК».

По его словам, туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику. 

Для этого представленным проектом закона предусматриваются введение инвестиционных преференций в соответствии с Предпринимательским кодексом, а также понятия приоритетной туристской территории.

«На приоритетных туристских территориях будет реализовываться комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции и внедрение международных стандартов в туристскую отрасль. Данные территории будут определяться правительством. Участникам приоритетных туристских территорий дается возможность получения инвестиционных преференций (налоговые, натурные гранты и пр.) при строительстве туробъектов (места размещения, развлечения и пр.). Вместе с этим в Законе предусмотрена норма по снижению порога по признанию проекта как инвестиционного до 200 МРП (505 тыс. тенге. – «Курсив») против общеустановленных 2 000 000 МРП (более 5 млрд тенге. – «Курсив»)», – сказал Бисакаев.

Кроме того, на основе международного опыта разработчиком предлагается внедрение в стране системы «Tax Free» и «туристский взнос». Основная цель системы «Tax Free» – увеличение туристского потока из дальнего зарубежья, стимулирования повышения туристской покупательской способности для иностранных туристов (не являющихся гражданами ЕАЭС), увеличение среднего чека расходов иностранных туристов в Казахстане.

«Данная мера реализуется по аналогии с международным опытом стран Европейского союза, Японии, Кореи, Сингапура, Турции и др. В рамках Евразийского экономического союза система «Tax Free» действует в Беларуси с 2013 года, а в России – с апреля 2018 года. Внедрение системы «туристский взнос» (Bed tax) предусматривает сбор с иностранных туристов, останавливающихся в местах размещения (гостиницы, отели, хостелы). Такая норма уже внедрена в Узбекистане и России. При этом поступивший сбор с иностранного туриста планируется расходовать только в целях развития туризма и на продвижение Казахстана, на целевых рынках», – резюмировал вице-министр.

Однако депутаты высказали сомнение в необходимости введения так называемого туристского взноса. 

«Не повлияет ли это на стоимость проживания? Учитывая недостаточную развитость, будем откровенны, этой отрасли в стране, не повлечет ли это отторжение иностранцев? Не преждевременна ли эта норма? Не повредит ли это нашим туристским направлениям?» – задалась вопросами депутат Айзада Курманова.

В ответ разработчик сообщил, что данная мера применяется во многих странах мира и конкретно в Казахстане будет внедряться поэтапно. На первом этапе такой механизм будет вводиться только в Нур-Султане и Алматы и будет касаться отелей 4-5 звезд. И в последующем будет распространяться по всей стране. 

1635 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance