Государство не хочет платить больше «десятины»

Долю участия бюджета в проектах ГЧП планируется сократить до 10%

Фото: Shutterstock

Доля проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) с полным возмещением затрат инвесторов сократилась с начала мая до 21% по сравнению с 32% ранее, сообщил вице-министр национальной экономики Жаслан Мадиев.

«На 1 октября заключено 615 договоров (ГЧП) на 1,6 трлн тенге и мы планируем, то есть уже в проработке, на стадии конкурса в том числе, 638 договоров на сумму 1,9 трлн тенге. В разрезе отраслей наибольшее количество проектов приходится на сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта, энергетики и ЖКХ. Наиболее капиталоемкие проекты приходятся на сферу транспорта и инфраструктуры, энергетики, ЖКХ, образования, культуры и спорта», - сказал он 25 октября на заседании совета по мониторингу проекта государственного-частного партнерства НПП РК «Атамекен»

Вице-министр напомнил, что 6 мая текущего года на заседании правительства были даны поручения в целях перехода от количества к качеству проектов ГЧП и ввести соответствующие категории проектов. В этой связи в рамках разработки концепции законопроекта проекты ГЧП по бюджетным возмещениям были разделены на три категории.

«Первое – полное возмещение, где возмещение инвестиций происходит по операционным затратам частного партнера из бюджета и возмещение инвестиций. Вторая категория – это частичное возмещение расходов за счет бюджета. И третья категория – вообще без возмещения из бюджета. Основная доля возмещения происходит за счет рынка, то есть это тариф, госзаказ, платные услуги и так далее», - сказал Мадиев.

В целях снижения нагрузки на бюджет ранее регионам было рекомендовано активизировать работу по привлечению частного капитала и реализовывать проекты ГЧП по третьей категории, то есть без возмещения затрат из бюджета.

«До 1 мая этого года проекты с полным возмещением составляли 32%, то есть 176 договоров от общего количества проектов, проекты с частичным возмещением составляли 44% от общего количества проектов и доля проектов без возмещения из бюджета составляла 24% от общего количества. После внедрения данной категоризации за период с мая по октябрь текущего года мы увидели положительную динамику и количество проектов ГЧП без выплат из бюджета в процентном соотношении существенно возросло – из 67 заключенных новых договоров 76% или 51 договор окупается за счет тарифов и госзаказа», - сказал вице-министр.

Такие проекты, отметил он, не несут нагрузки на бюджет. Он также упомянул рост качества проектов ГЧП.

«Проекты с частичным возмещением из бюджета составляют 3%, доля проектов с полным возмещением составляет 21% или 14 договоров», - сказал Мадиев.

В целях привлечения инвестиций с минимальными обязательствами инвесторам будут предложены пакетные решения. В рамках пакетных решений государство обеспечивает всеми разрешениями и до 49% от финансирования проектов, то есть не намерено брать контроль над проектом, чтобы весь проект велся именно частным сектором. Таким образом, инвестор вкладывает не менее 51% в готовый проект.

«Период примерно 5-7 лет. Мы планируем, что будет предполагаться выход государства из проекта, чтобы могли выручить эти средства и использовать дальше на следующие проекты. Средства будут возвращаться государству. Это позволит увеличить инвестиции в сложные проекты. Также мы здесь оцениваем, что примерно 1 к 10 будет возможность привлекать средства сторонних инвестиций против государственных», - сказал Мадиев.

Для решения вопросов инфраструктурного жизнеобеспечения инвесторов предлагается внедрить механизм возвратного ГЧП, то есть в рамках данного механизма инвестор за счет собственных средств подводит инфраструктуру к своему проекту и обеспечивает заявленный на старте социально-экономический эффект от проекта. По достижении данных целевых индикаторов государство будет возмещать затраты инвесторов.

Крупные проекты, требующие возмещения капитальных затрат, планируется реализовывать по механизму концессии, а проекты ГЧП будут направлены на реализацию услуг и управление.

Поправки предполагают расширить функции Центра развития ГЧП, в результате чего ожидается достичь повышения качества проработки проектов ГЧП как на стадии планирования, так и на стадии реализации.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как будет восстанавливаться казахстанская экономика

Опубликован ежеквартальный макроэкономический обзор

Коллаж: Вадим Квятковский

Компания PwC Kazakhstan запустила новый проект – Ежеквартальный макроэкономический обзор. Основа этого исследования – экспертные прогнозы по основным для Казахстана макроэкономическим показателям. По мнению представителей PwC Kazakhstan, результаты опроса могут служить основой для принятия решений в среднесрочной перспективе.

Базовый сценарий восстановления экономики 

83% респондентов предполагают, что восстановление казахстанской экономики будет происходить по U-образной траектории, а процесс выхода из кризиса может принять затяжной характер. Основное обоснование такого прогноза – пандемия и вызванный ею экономический кризис – оказало серьезное влияние на деловую активность, и бизнесу, особенно МСБ, понадобится длительное время для восстановления и адаптации к новым условиям и поиска новых возможностей. Также многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что до момента изобретения вакцины и появления лекарственных средств в мире будет сохраняться тенденция социального дистанцирования и внедрения выборочных карантинных мер. Последние будут регулярно ужесточаться в момент ухудшения ситуации и роста заболеваемости, а это, в свою очередь, будет оказывать воздействие на сроки восстановления экономики.

 

Процент респондентов ожидающих развитие сценария U,V,L,W-1.jpg

Нефть в широком коридоре

Превалирующее большинство респондентов в своих прогнозах продемонстрировали широкие диапазоны между ожидаемыми минимальными и максимальными прогнозными значениями по нефти марки Brent в горизонте одного года (средняя дельта равна $17,9), на три года (средняя дельта равна $17,5) и пять лет (средняя дельта равна $19,4). Комментируя этот тренд, некоторые из опрошенных экспертов ссылались на пандемию COVID-19 как источник высокой неопределенности, особенно в перспективе ближайших двух лет, то есть до предполагаемого создания и выпуска в массы вакцины от вируса. 

Участники опроса отметили влияние пандемии на мировую экономику в виде снижения потреб­ления и спроса на товары, что неминуемо оказывает влияние на нефтяные цены. Кроме того, в прогнозах учитывались и потенциальные последующие волны заражений, которые могут прервать восстановление мировой экономики и, как следствие, восстановление спроса на энергоресурсы. Тема увеличения использования возобновляемых источников энергии также была отмечена как фактор, имеющий потенциал влияния на цены на нефть в среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе, ожидают участники опроса PwC, цены на нефть будут стремиться к уровню $50–55 за баррель, который устраивает как добывающие, так и потребляющие нефть страны.

 

Прогнозная цена на нефть-1.jpg

Сколько тенге за доллар

Большинство респондентов склоняются к тенденции ослабления тенге по отношению к доллару в анализируемых периодах. Участники опроса выделили несколько основных причин, среди которых сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, неопределенность по показателям инфляции и прекращение мер по поддержке национальной валюты со стороны государства. Максимальное ослабление тенге относительно доллара США за пять лет (на конец года) ожидается в районе 29,4%, в то время как минимальное ослабление тенге за аналогичный период прогнозируется в диапазоне 4,4%. Внутренний разброс в максимальных прогнозных значениях составил от 400 до 700 тенге за доллар (станд. отклонение равно 64), что значительно выше внутреннего разброса в максимальных прогнозных значениях, который расположился в рамках от 390 до 410,5 тенге за доллар (станд. отклонение равно 32,8). 

 

Прогнозная курс USD-KZT-1.jpg

Инфляционный процесс

Результаты опроса показали, что в горизонте одного года более 60% респондентов ожидают повышения уровня инфляции. Этот прогноз базируется на воздействии принятых в Казахстане и странах – торговых партнерах карантинных мер, результатом которых стали удорожание импорта и замедление деловой активности компаний, занимающихся поставкой и продажей товаров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вклад в динамику инфляционных процессов продолжает вносить и рост цен на продовольственные товары, которые в мае подорожали на 10,7% в годовом выражении, по данным Национального банка Республики Казахстан (НБРК). В долгосрочных прогнозах экспертов относительно уровня инфляции наблюдается большая степень уверенности в ее снижении. В горизонте трех лет 90% экспертов прогнозируют снижение инфляции в среднем на 1,7%. В горизонте пяти лет более 70% экспертов ожидают продолжения постепенного снижения инфляции. Причины повышения оценок инфляции в горизонте одного года с постепенным снижением в долгосрочной перспективе связаны, во-первых, с текущей денежно-кредитной политикой НБРК. 

Во-вторых, эксперты связывают краткосрочные инфляционные риски с массовыми налоговыми стимулами и накопленной за прошлые периоды скрытой инфляцией, отмечая, что в долгосрочной перспективе эти риски будут менее заметными.

 

Индекс потребительских цен-1.jpg

База для ставки

В марте 2020 года НБРК принял решение о повышении базовой ставки до 12% с целью стабилизации инфляционных ожиданий и ограничения распространения влияния внешнего шока на финансовый рынок. Но уже в апреле НБРК принял внеочередное решение о снижении базовой ставки до уровня 9,5% годовых и расширении процентного коридора до ±2 процентных пункта. Данная мера была направлена на обеспечение финансовой стабильности, ограничение рисков для экономики и ее адаптацию к условиям внешней и внутренней среды, связанным с пандемией COVID-19.

Большинство респондентов – участников опроса PwC – в перспективе одного года прогнозируют снижение ключевой ставки на 0,5 п. п. Данное мнение экспертов относительно минимального изменения базовой ставки может быть обосновано и подкреплено их ожиданиями роста инфляции в краткосрочном периоде при условии поддержания НБРК текущей политики для сдерживания роста инфляционных ожиданий. В горизонте трех лет, с учетом снижения инфляционных ожиданий, эксперты прогнозируют снижение базовой ставки до 8% с процентным коридором ±1 п. п. и сохранение ставки на этом же уровне в периоде до пяти лет.

 

Базовая ставка НБРК-1.jpg

В первом Ежеквартальном макроэкономическом обзоре PwC Kazakhstan приняли участие 23 респондента: ведущие экономисты, брокеры, трейдеры, представители банков развития и коммерческих банков. Опросник для составления обзора был заполнен всеми участниками в конце июня 2020 года. Многие ответы были предоставлены на условиях конфиденциальности.

В ходе анализа ответов респондентов по многим вопросам были выявлены достаточно значительные расхождения во мнениях, что ожидаемо в исследованиях, где эксперты представляют различные сферы (экономисты, трейдеры, ученые, банкиры) и, соответственно, имеют доступ к разным источникам информации. Консолидация мнений, охватывающих большую часть профессиональных участников финансового рынка, а также научных экспертов и ведущих экономистов Казахстана дает возможность спрогнозировать несколько сценариев развития экономики Казахстана. Для этих целей PwC Kazakhstan попросил респондентов дать их мнения в диапазоне минимум и максимум для вопросов, где это было уместно (цены на нефть, курсы валют, инфляция), и использовал несколько подходов к анализу полученных результатов. Помимо стандартного усреднения всех ответов исследователи PwC Kazakhstan также взяли верхние 30% в ответах-максимум и нижние 30% в ответах-минимум, чтобы выявить наиболее оптимистичный и наиболее пессимистичный сценарии развития событий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg