Перейти к основному содержанию

1529 просмотров

Государство не хочет платить больше «десятины»

Долю участия бюджета в проектах ГЧП планируется сократить до 10%

Фото: Shutterstock

Доля проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) с полным возмещением затрат инвесторов сократилась с начала мая до 21% по сравнению с 32% ранее, сообщил вице-министр национальной экономики Жаслан Мадиев.

«На 1 октября заключено 615 договоров (ГЧП) на 1,6 трлн тенге и мы планируем, то есть уже в проработке, на стадии конкурса в том числе, 638 договоров на сумму 1,9 трлн тенге. В разрезе отраслей наибольшее количество проектов приходится на сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта, энергетики и ЖКХ. Наиболее капиталоемкие проекты приходятся на сферу транспорта и инфраструктуры, энергетики, ЖКХ, образования, культуры и спорта», - сказал он 25 октября на заседании совета по мониторингу проекта государственного-частного партнерства НПП РК «Атамекен»

Вице-министр напомнил, что 6 мая текущего года на заседании правительства были даны поручения в целях перехода от количества к качеству проектов ГЧП и ввести соответствующие категории проектов. В этой связи в рамках разработки концепции законопроекта проекты ГЧП по бюджетным возмещениям были разделены на три категории.

«Первое – полное возмещение, где возмещение инвестиций происходит по операционным затратам частного партнера из бюджета и возмещение инвестиций. Вторая категория – это частичное возмещение расходов за счет бюджета. И третья категория – вообще без возмещения из бюджета. Основная доля возмещения происходит за счет рынка, то есть это тариф, госзаказ, платные услуги и так далее», - сказал Мадиев.

В целях снижения нагрузки на бюджет ранее регионам было рекомендовано активизировать работу по привлечению частного капитала и реализовывать проекты ГЧП по третьей категории, то есть без возмещения затрат из бюджета.

«До 1 мая этого года проекты с полным возмещением составляли 32%, то есть 176 договоров от общего количества проектов, проекты с частичным возмещением составляли 44% от общего количества проектов и доля проектов без возмещения из бюджета составляла 24% от общего количества. После внедрения данной категоризации за период с мая по октябрь текущего года мы увидели положительную динамику и количество проектов ГЧП без выплат из бюджета в процентном соотношении существенно возросло – из 67 заключенных новых договоров 76% или 51 договор окупается за счет тарифов и госзаказа», - сказал вице-министр.

Такие проекты, отметил он, не несут нагрузки на бюджет. Он также упомянул рост качества проектов ГЧП.

«Проекты с частичным возмещением из бюджета составляют 3%, доля проектов с полным возмещением составляет 21% или 14 договоров», - сказал Мадиев.

В целях привлечения инвестиций с минимальными обязательствами инвесторам будут предложены пакетные решения. В рамках пакетных решений государство обеспечивает всеми разрешениями и до 49% от финансирования проектов, то есть не намерено брать контроль над проектом, чтобы весь проект велся именно частным сектором. Таким образом, инвестор вкладывает не менее 51% в готовый проект.

«Период примерно 5-7 лет. Мы планируем, что будет предполагаться выход государства из проекта, чтобы могли выручить эти средства и использовать дальше на следующие проекты. Средства будут возвращаться государству. Это позволит увеличить инвестиции в сложные проекты. Также мы здесь оцениваем, что примерно 1 к 10 будет возможность привлекать средства сторонних инвестиций против государственных», - сказал Мадиев.

Для решения вопросов инфраструктурного жизнеобеспечения инвесторов предлагается внедрить механизм возвратного ГЧП, то есть в рамках данного механизма инвестор за счет собственных средств подводит инфраструктуру к своему проекту и обеспечивает заявленный на старте социально-экономический эффект от проекта. По достижении данных целевых индикаторов государство будет возмещать затраты инвесторов.

Крупные проекты, требующие возмещения капитальных затрат, планируется реализовывать по механизму концессии, а проекты ГЧП будут направлены на реализацию услуг и управление.

Поправки предполагают расширить функции Центра развития ГЧП, в результате чего ожидается достичь повышения качества проработки проектов ГЧП как на стадии планирования, так и на стадии реализации.

619 просмотров

Uzbekistan Develops Fruit-and-Vegetable Cluster

The goal is to increase export

Фото: Shutterstock

To produce more fruits and vegetables, Uzbekistan is going to implement a cluster system. The Uzbek government has been tasked to do that under President Shavkat Mirzieev's order.

According to Mirzieev, cooperation within the agricultural industry is very poor. At the moment Uzbekistan produces 21 million tons of fruits and vegetables. However, only 1.5 million are used for export. Agricultural logistics centers that grade, process, package and export fruits and vegetables use only 10-15% of their power. The main reason is lack of funding and poor supply, so these centers can operate only during the season.

Authorities hope to fix the industry work using clusters that will be created from a pattern of foreign agricultural clusters. Also, Uzbek farmers will be trained on how to use new technologies to raise output yields.

As an example, Mirzieev cited cotton farming clusters that work successfully. In 2019 almost 73% of all Uzbek cotton was produced exactly in such cotton textile clusters with the growth of the yields between 20 and30%.

However, Uzbekistan does not want to increase cotton exports. In early October 2019 Sardor Umurzakov, head of the Uzbek Ministry of Investment and External Trade, stated that from 2020, the country will focus on textile production and export instead of the export of raw cotton.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance