Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2056 просмотров

«Цифровому Казахстану» не хватает специалистов

Где их взять?

Фото: Shutterstock.com

IT-специалисты – одна из «кочующих» профессий. Если в частном секторе они ищут более интересную работу, соизмеримую с их знаниями, то с государственной службы уходят в поисках достойной зарплаты. 

Money, money

Переход государственных услуг в электронный формат в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан», по прог­нозам чиновников, к 2022 году должен составить 80%. Сдерживающим фактором может стать нехватка специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. 

И прежде всего в государственном секторе. Одна из причин –  низкая заработная плата. 

Как сообщил «Курсиву» заместитель руководителя управления индустриально-инновационного развития Павлодарской области Кенжебек Азатбеков, зарплата в госорганах у узкопрофильных сотрудников составляет от 100 до 150 тыс. тенге. 

«К нам на работу приходят выпускники вузов, мы обучаем их практическим навыкам. Но как только они профессионально вырастают, уходят в частный сектор, где средняя зарплата программиста по Казахстану составляет от 600 тыс. тенге», – говорит г-н Азатбеков.

По словам чиновника, сегодня 13 районным акиматам и 23 управлениям области необходим как минимум один профессионал, который мог бы качественно внедрять требуемые цифровизацией программы на всех уровнях. 

По данным агентства Finprom.kz, заработная плата специалистов по компьютерному программированию, консультациям и другим сопутствующим услугам значительно превосходит среднереспубликанский уровень: по итогам I квартала текущего года она составила 342,8 тыс. против 168,5 тыс. тенге.

Все ли решают кадры?

Переход на новые технологии в рамках цифровизации – процесс неотвратимый. Значительная роль в этом деле отведена частному бизнесу. Здесь больше возможностей для профессионального роста, специалистов, наконец, заинтересованности в конечном результате. Но и бизнесу не все подвластно – необходим орган в виде госструктуры, который бы мог приблизить цифровизацию к реальной жизни, организовав площадку для диалога. 

«Чтобы добиться прорыва, например в агропромышленном секторе, необходимо совместить три составляющие: IT-технологии, науку и частные инвестиции. Есть немало готовых моделей, позволяющих не просто автоматизировать работу, но и добиться лучших показателей по объему и качеству выращиваемой продукции. К примеру, датчики для виноградников, позволяющие оптимизировать расходы на полив и увеличить объемы готовой продукции. Разработать подобное программное обеспечение можно. Если же будет организована площадка, где три стороны смогут вести продуктивный диалог: агросегмент выскажет свои пожелания в части технологий, а бизнес поставит понятные ожидания по окупаемости инвестиций, то, поверьте, недостатка в кадрах здесь точно не будет», – считает представитель алматинского ТОО «Life 2Win» Айнур Бурова.

По ее мнению, пока можно наблюдать только частные инициативы, когда компании, занимающиеся IT-технологиями, пытаются найти рынок для таких продуктов.

Какие деньги, такие и специалисты

Разработчик программы «Умный дом», директор павлодарского ТОО «BFGroup» Сергей Голышев в комментариях «Курсиву» заметил, что лет через десять в стране может не остаться хороших IT-специалистов. Чтобы цифровая экономика не осталась красивым словосочетанием, по мнению эксперта, необходимо IT-сектор развивать. Для этого важно, чтобы молодые талантливые ребята не только не уезжали из страны, но, наоборот, возвращались домой. 

«Поскольку эта профессия  довольно новая, то проблема острая, и она состоит еще в том, что знаток понимает, что в регионе очень мал рынок для него, нег­де развернуться, проявить себя, наконец. Вот и уезжают как минимум в Россию, а дальше – Япония и Европа. У меня в компании недавно уехал хороший парень, чтобы  начать работать в Google», – говорит Сергей Голышев. 

Он также подчеркнул, что на госслужбе не будет хороших IT-специалистов, если не будет пересмотрен вопрос оплаты труда.  

«60–100 тыс. тенге – это не зарплата. Какие деньги, такие и специалисты», – отметил директор компании. 

По словам предпринимателя, размер зарплаты должен составлять от 500 тыс. тенге и выше. 

Обучать готовы

Сегодня практически каждый технический вуз готовит специалистов новых технологий. В Павлодарском госуниверситете количество выпускников кафедры информационных технологий в 2017-2019 годах составило 34, 37 и 77 человек соответственно. По информации заведующей кафедрой информационных технологий факультета физики, математики и информационных систем Назиры Оспановой, в этом году на первом курсе обучаются около 40 человек. Но мало кто из них, по прогнозам преподавателя, по окончании учебы пойдет в госструктуры. 

«Дело в том, что они со второго курса уже трудоустраиваются, трудятся фрилансерами, пишут различные программы»,  – уточнила Назира Оспанова.

По словам Сергея Голышева, его компания всегда в поиске новых кадров. В этой связи разработчик в сфере мобильных приложений приглашает технические вузы к сотрудничеству.

«У нас на сегодня работают два выпускника местных вузов. Безусловно, теоретическая база и практика – разные вещи. Научим. К сожалению, местные образовательные институты не стремятся сотрудничать. Мы писали письма, что с удовольствием трудоустроим  выпускников. Но, возможно, послания не попали в нужные руки», – говорит руководитель компании.

В свою очередь Айнур Бурова подчеркивает, что учебная программа в вузах все же немного оторвана от реальных потребностей рынка. На вопрос «Курсива», что сделать для снижения оттока молодых и перспективных, эксперт ответила: «Ставить интересные задачи. Таланты должны находить применение».


1 просмотр

Самые кассовые отечественные фильмы

И особенности их производства

Фото: Shutterstock.com

Ввиду большого количества киностудий, выбора региона местом для съемок фильмов и производства каждого второго мультфильма в стране Шымкент нередко называют казахстанским Голливудом и столицей казахской анимации. Оценивать такие высказывания можно по-разному, но бесспорно одно: третий мегаполис Казахстана стал одним из центров отечественной киноиндустрии.

Фильмы особого значения 

Главная особенность анимации и кино Шымкента – тяготение к фольклорной и национально-исторической тематике. Подавляющее большинство снятых и снимающихся здесь фильмов повествует о народных и исторических героях, памятных эпизодах отечественной истории. 

Самый яркий образец и, к слову, самая крупная кинокомпания города – студия «Сак». Ежегодно здесь выпускают около десяти работ. Мультфильмы и картины студии показывают на национальных телеканалах, они получают международные призы. В их числе, например, исторический сериал «Толе би», детский сериал «Томпақ», мультфильм «Қошқар мен Теке». 

Работы создаются за счет бюджетных средств. Режиссер студии, экс-председатель Ассоциации аниматоров Казахстана Батырхан Дауренбеков, рассказал «Курсиву», что в рамках программы «Рухани жаңғыру» за последние два года было снято шесть фильмов и шесть мультфильмов. 

Затрагивая вопросы коммерции, Батырхан Дауренбеков отметил, что аниматоры находятся в странном положении.

«Мы являемся предпринимателями. Однако если представителям других сфер оказывается поддержка в виде субсидий, льготных кредитов и других мер, то для нас она не предусмотрена. Нам говорят: в законе ничего не оговорено про аниматоров, вы не являетесь производителями. Но ведь кино, мультфильмы – это тоже производство, конечно же, особого характера», – говорит режиссер.

Кстати, о необходимости государственного финансирования анимационных произведений, воспитывающих подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма и идеологии, не раз говорил и известный шымкентский режиссер, президент дважды проводившегося в Шымкенте международного фестиваля анимационного кино «Алтын жебе» Керимбек Ниязбаев. Он прямо назвал мультфильмы телепедагогикой.

Впрочем, режиссер также с грустью отмечает, что даже в эту сферу уже проникла коррупция. По словам Керимбека Ниязбаева, при выделении денег для производства мультфильмов в рамках госзаказа также имеют место пресловутые откаты.

Можно ли здесь заработать?

Режиссер и продюсер, руководитель студии «Киножуз» Жорабек Мусабаев никогда не полагался на стороннюю поддержку и снял начиная с 1990-х более десяти картин на свои деньги. Он признается, что понесенные затраты оправдал только один фильм – «Сговор», который шел в кинопрокате в 2014 году. Бюджет фильма, по словам создателя, составил $30 тыс., и это относительно скромные цифры. Самой дорогой в его фильмографии стала картина «Фараон», куда он вложил более $500 тыс.

Режиссер уверен, что в казахстанском прокате никогда не компенсируются затраты на фильм с бюджетом выше $50 тыс.

«У нас нет для этого достаточно рынка, такого проката. Причем речь идет только о возвращении вложенных средств, о получении прибыли я вообще не говорю», – сказал Жорабек Мусабаев. 

Поэтому он не верит, когда заявляют о том, что тот или иной казахстанский фильм с бюджетом, например, $1 млн стал кассовым. В качестве аргументов режиссер приводит статданные: в кино ходит только 1% населения, соответственно, больших денег на показах в Казахстане не собрать. Исключением, по мнению режиссера, являются лишь картины мирового уровня. 

Не кино единым

В разговоре с корреспондентом «Курсива» Жорабек Мусабаев признался, что сам он никогда не ставил перед собой цели заработать и не относился к кино как к бизнесу: это его хобби, страсть. Заниматься искусством, не задумываясь над материальными потерями, ему позволяет другой бизнес. 

И это также является одной их характерных черт шымкентского кинопроизводства, вероятно, связанной с присущей южанам предпринимательской жилкой. Практически все студии не занимаются исключительно кино, а имеют параллельный бизнес. Это типографии, коммерческие проекты, оказание услуг по постобработке и монтажу чужих фильмов.

Например, детская киностудия «Мейрам» зарабатывает деньги на обучении детей актерскому мастерству, потом вкладывает собранные средства в съемки фильмов.

Директор этой студии Мейрамбек Агадилов рассказал, что особой выгоды производить кино небольшим компаниям нет. Поэтому многие стремятся максимально сэкономить бюджет. По словам Агадилова, его студия может снять коротокометражку даже за 100 тыс. тенге. Для этого нужно не тратиться на аренду, а использовать в качестве места действия окружающую природу, находящиеся рядом здания и заведения, учитывая это еще на этапе написания сценария. Но если стоит задача попасть в кинопрокат, то, как отметил собеседник, на фильм придется затратить минимум 10 млн тенге.

Между тем Шымкент и Туркестанская область уже служат привлекательным съемочным местом для приезжих кинематографистов. Сюда едут снимать фильмы в силу ряда факторов, таких как изобилие историко-культурных памятников, наличие всех типов местности, благоприятный климат, относительная дешевизна товаров и услуг.

samye-kassovye-otechestvennye-filmy.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций