Перейти к основному содержанию

906 просмотров

Почти 80% экспорта сельхозпродукции ВКО приходится на сырье

В чем проблема местной переработки

Фото: Shutterstock.com

Продукция агропромышленного комплекса Восточного Казахстана экспортируется более чем в 20 стран мира. Но за границу отправляют в основном сырье. Что тормозит рост экспорта товаров переработки, выяснял «Курсив».

Рапсовый транзит в Данию

По данным управления сельского хозяйства ВКО, за первое полугодие сумма экспорта товаров агропромышленного комплекса составила $156,3 млн. Это на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но 2018 год был рекордным для области: от продажи 1,5 млн тонн сельхозпродукции за рубеж в Восточном Казахстане выручили $300,7 млн, что на 54% больше, чем в позапрошлом году.

По сумме экспорта в 2018 году Восточный Казахстан занял в стране пятое место. Всего РК, по информации Министерства сельского хозяйства, экспортировала 13,3 млн тонн продукции на $3 млрд. Это на 26% больше итогов 2017 года. 

«Произведенная в Восточном Казахстане сельхозпродукция экспортируется более чем в 20 стран мира. Основными импортерами являются Китай, Иран, Узбекистан, Кыргызстан и Россия», – поясняет «Курсиву» заместитель руководителя управления сельского хозяйства ВКО Владимир Гайламазян.

География экспорта расширяется. В этом году впервые рапс был отправлен в Австрию и Данию. 445 предприятий из ВКО продают за границу пшеницу, ячмень, гречиху, семена льна, подсолнечника, рапса, муку, подсолнечное и соевое масла, консервы, колбасы, мясо птицы, мед. В прошлом году в список вошла молочная сыворотка, в 2019-м – сливочное масло, сыр и творог.

Основной объем экспорта обеспечивают растениеводы. В 2018 году было продано 928,1 тыс. тонн пшеницы на $155,7 млн и более 115 тыс. тонн подсолнечника почти на $32,3 млн.

Удар по мукомолам

Только 22% от всего объема экспорта (в денежном выражении) приходится на переработанную продукцию. В целом по стране этот показатель выше – 37%. Лидерами в этом плане, по данным профильного министерства, являются Костанайская и Туркестанская области, Алматы.

Именно рост экспорта продукции переработки – одна из стратегических задач. На уровне правительства озвучена цель: увеличить его объем к 2022 году в 2,5 раза. В ВКО по результатам первого полугодия 2019 года процент несырьевого экспорта остался на уровне прошлого года. Но показатели по пшенице наводят на размышления: за шесть месяцев за границу было продано 293,7 тыс. тонн зерна и всего 11 тыс. тонн муки.

«Безусловно, нам выгоднее продавать продукцию с добавленной стоимостью, но страны-импортеры, в свою очередь, стремятся купить сырье, а на ввозимые переработанные товары, защищая своих переработчиков, вводят таможенные пошлины, и наша продукция перестает быть конкурентоспособной за рубежом», – рассказывает «Курсиву» руководитель отдела развития АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.

Именно такие меры, как поясняют в палате, были приняты властями Узбекистана, что позволило им поддержать своих переработчиков и ударить по рукам наших, которые вспоминают, что всего десять лет назад Казахстан был мировым лидером по экспорту муки.

«Мы можем ежемесячно перерабатывать 2 тыс. тонн зерна, но наше производство загружено только на 30–50%. У некоторых переработчиков положение еще хуже», – отмечает директор ТОО «Илмаз-премиум» Сулейман Магомадов.

По словам предпринимателя, меры поддержки переработчиков должны быть приняты на уровне правительства. В частности, по его мнению, выходом могла бы стать отмена возврата НДС при экспорте сырья, как это практикуется в Китае. 

145214521474.jpg

Переработка без «оборотки» 

Руководитель ТОО «Восток­АгроХолдинг», в состав которого входят около 10 сельхозпредприятий, депутат областного маслихата Ержан Нурбаев не видит выхода в ущемлении прав экспортеров сырья. Но с необходимостью более действенной господдержки для отечественных переработчиков соглашается. В этом году предприниматель запустил в ВКО завод по производству подсолнечного масла первого передела, который обошелся компании в 1 млрд тенге.

«Мы столкнулись с проблемой дефицита оборотных средств. Их дают в кредит, но не в том объеме, который необходим», – делится опытом г-н Нурбаев.

Аскар Жакупбаев тоже считает, что существующую систему кредитования оборотного капитала необходимо менять: снизить процентную ставку до 5–6% и выдавать деньги не на календарный год, а на маркетинговый.

В Министерстве сельского хозяйства РК барьером для развития экспорта товаров переработки называют слабые мощности отечественного производства и считают, что кардинально обстановку можно изменить только за счет привлечения транснацио­нальных компаний и крупных переработчиков.

В рамках последней отчетной встречи министра с населением прозвучало, что в стране реализуют 24 крупных инвестпроекта в сфере АПК общей стоимостью более $1 млрд. В ВКО, как рассказывают в местном управлении сельского хозяйства, есть планы по строительству мясоперерабатывающего комплекса в Аягозском районе (9,5 млрд тенге) и маслоэкстракционного завода в Семее (6,9 млрд тенге).

В областном филиале НПП добавляют, что развитие экспорта сдерживают и системные проблемы. В частности, есть вопросы по процедуре возмещения части затрат, понесенных экспортерами.

«Заявителям приходится долго ждать. Кроме того, некоторые требуемые бумаги вызывают недоумение. Непонятно, зачем нужны копия документа, подтверждающего наличие в собственности транспорта, который использовали для доставки товара, или справка о переподготовке и повышении квалификации сотрудников фирмы», – рассказывает руководитель отдела развития АПК Палаты предпринимателей ВКО.

Требуют внимания правительства, как отмечает Аскар Жакупбаев, сложности, связанные с возвратом НДС при продаже товаров за границу. Налоговые органы отрицают право экспортера вернуть суммы налога, уплаченные и накопленные до экспорта, во время непосредственного производства продукции. Кроме того, пока сама процедура возврата НДС затянута.

712 просмотров

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance