Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


587 просмотров

Почти 80% экспорта сельхозпродукции ВКО приходится на сырье

В чем проблема местной переработки

Фото: Shutterstock.com

Продукция агропромышленного комплекса Восточного Казахстана экспортируется более чем в 20 стран мира. Но за границу отправляют в основном сырье. Что тормозит рост экспорта товаров переработки, выяснял «Курсив».

Рапсовый транзит в Данию

По данным управления сельского хозяйства ВКО, за первое полугодие сумма экспорта товаров агропромышленного комплекса составила $156,3 млн. Это на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но 2018 год был рекордным для области: от продажи 1,5 млн тонн сельхозпродукции за рубеж в Восточном Казахстане выручили $300,7 млн, что на 54% больше, чем в позапрошлом году.

По сумме экспорта в 2018 году Восточный Казахстан занял в стране пятое место. Всего РК, по информации Министерства сельского хозяйства, экспортировала 13,3 млн тонн продукции на $3 млрд. Это на 26% больше итогов 2017 года. 

«Произведенная в Восточном Казахстане сельхозпродукция экспортируется более чем в 20 стран мира. Основными импортерами являются Китай, Иран, Узбекистан, Кыргызстан и Россия», – поясняет «Курсиву» заместитель руководителя управления сельского хозяйства ВКО Владимир Гайламазян.

География экспорта расширяется. В этом году впервые рапс был отправлен в Австрию и Данию. 445 предприятий из ВКО продают за границу пшеницу, ячмень, гречиху, семена льна, подсолнечника, рапса, муку, подсолнечное и соевое масла, консервы, колбасы, мясо птицы, мед. В прошлом году в список вошла молочная сыворотка, в 2019-м – сливочное масло, сыр и творог.

Основной объем экспорта обеспечивают растениеводы. В 2018 году было продано 928,1 тыс. тонн пшеницы на $155,7 млн и более 115 тыс. тонн подсолнечника почти на $32,3 млн.

Удар по мукомолам

Только 22% от всего объема экспорта (в денежном выражении) приходится на переработанную продукцию. В целом по стране этот показатель выше – 37%. Лидерами в этом плане, по данным профильного министерства, являются Костанайская и Туркестанская области, Алматы.

Именно рост экспорта продукции переработки – одна из стратегических задач. На уровне правительства озвучена цель: увеличить его объем к 2022 году в 2,5 раза. В ВКО по результатам первого полугодия 2019 года процент несырьевого экспорта остался на уровне прошлого года. Но показатели по пшенице наводят на размышления: за шесть месяцев за границу было продано 293,7 тыс. тонн зерна и всего 11 тыс. тонн муки.

«Безусловно, нам выгоднее продавать продукцию с добавленной стоимостью, но страны-импортеры, в свою очередь, стремятся купить сырье, а на ввозимые переработанные товары, защищая своих переработчиков, вводят таможенные пошлины, и наша продукция перестает быть конкурентоспособной за рубежом», – рассказывает «Курсиву» руководитель отдела развития АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.

Именно такие меры, как поясняют в палате, были приняты властями Узбекистана, что позволило им поддержать своих переработчиков и ударить по рукам наших, которые вспоминают, что всего десять лет назад Казахстан был мировым лидером по экспорту муки.

«Мы можем ежемесячно перерабатывать 2 тыс. тонн зерна, но наше производство загружено только на 30–50%. У некоторых переработчиков положение еще хуже», – отмечает директор ТОО «Илмаз-премиум» Сулейман Магомадов.

По словам предпринимателя, меры поддержки переработчиков должны быть приняты на уровне правительства. В частности, по его мнению, выходом могла бы стать отмена возврата НДС при экспорте сырья, как это практикуется в Китае. 

145214521474.jpg

Переработка без «оборотки» 

Руководитель ТОО «Восток­АгроХолдинг», в состав которого входят около 10 сельхозпредприятий, депутат областного маслихата Ержан Нурбаев не видит выхода в ущемлении прав экспортеров сырья. Но с необходимостью более действенной господдержки для отечественных переработчиков соглашается. В этом году предприниматель запустил в ВКО завод по производству подсолнечного масла первого передела, который обошелся компании в 1 млрд тенге.

«Мы столкнулись с проблемой дефицита оборотных средств. Их дают в кредит, но не в том объеме, который необходим», – делится опытом г-н Нурбаев.

Аскар Жакупбаев тоже считает, что существующую систему кредитования оборотного капитала необходимо менять: снизить процентную ставку до 5–6% и выдавать деньги не на календарный год, а на маркетинговый.

В Министерстве сельского хозяйства РК барьером для развития экспорта товаров переработки называют слабые мощности отечественного производства и считают, что кардинально обстановку можно изменить только за счет привлечения транснацио­нальных компаний и крупных переработчиков.

В рамках последней отчетной встречи министра с населением прозвучало, что в стране реализуют 24 крупных инвестпроекта в сфере АПК общей стоимостью более $1 млрд. В ВКО, как рассказывают в местном управлении сельского хозяйства, есть планы по строительству мясоперерабатывающего комплекса в Аягозском районе (9,5 млрд тенге) и маслоэкстракционного завода в Семее (6,9 млрд тенге).

В областном филиале НПП добавляют, что развитие экспорта сдерживают и системные проблемы. В частности, есть вопросы по процедуре возмещения части затрат, понесенных экспортерами.

«Заявителям приходится долго ждать. Кроме того, некоторые требуемые бумаги вызывают недоумение. Непонятно, зачем нужны копия документа, подтверждающего наличие в собственности транспорта, который использовали для доставки товара, или справка о переподготовке и повышении квалификации сотрудников фирмы», – рассказывает руководитель отдела развития АПК Палаты предпринимателей ВКО.

Требуют внимания правительства, как отмечает Аскар Жакупбаев, сложности, связанные с возвратом НДС при продаже товаров за границу. Налоговые органы отрицают право экспортера вернуть суммы налога, уплаченные и накопленные до экспорта, во время непосредственного производства продукции. Кроме того, пока сама процедура возврата НДС затянута.


5422 просмотра

Как вести бизнес в Казахстане с тысячами процентов прибыли

Заниматься незаконной торговлей, как оказалось, безопасно и выгодно

Фото: geogif / Shutterstock.com

Полмиллиарда контрафактных (поддельных) сигарет уже было продано в 2019 году в Казахстане – это примерно 2,5% всего объема табачного рынка страны. Такие данные предоставил «Курсиву» сотрудник одной из табачных компаний, пожелавший остаться неназванным.

Пять лет назад незаконный объем составлял 0,1%, и его природа была полностью контрабандной. Но сейчас, акцентирует внимание собеседник, наряду с незаконным ввозом сигарет, как правило, из Китая, растет производство подделок внутри страны.

«Для этого из Китая везут акцизные марки, упаковки для сигарет и даже оборудование для их производства. Но это ведь лицензированный бизнес, как же это оборудование пересекает границу?» – возмущается представитель табачной отрасли. 

Контрабанда – незаконное перемещение товаров через государственную границу. Контрафакт – товар, копирующий оригинал, произведенный без права на использование торговой марки, природа появления такого товара на рынке не подтверждается официально. Пример производства контрафактных сигарет на контрабандном оборудовании, по мнению экспертов, как нельзя лучше демонстрирует: в казахстанских условиях два этих явления во многом пересекаются. 

Дисбаланс таможенной статистики – $7 млрд 

Примерный годовой оборот контрафактного товара в мире оценен как $200–360 млрд. Эти цифры получены на основе статистики таможенных конфискаций.

Сопоставление таможенных данных Казахстана и стран – торговых партнеров помогло общественному фонду Transparency Kazakhstan сделать вывод о примерном объеме контрабанды и контрафакта, поступающего в страну. В 2018 году фонд опубликовал доклад «Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота». 

Сравнение выявило две группы стран, чьи данные в сравнении с показателями казахстанской таможни либо занижены – и тогда можно подозревать контрабанду, либо завышаются – и это уже подозрение на контрафакт. 

К примеру, по данным Transparency Kazakhstan, совокупный импорт из Китая, Швейцарии и Польши в 2017 году был занижен на $6,5 млрд. Импорт же из США, Японии и Италии, напротив, завышен в 2017-м на $1,1 млрд. 

Михаил Надточий, директор компании «Бизнес Оптима», говорит, что в текущем году зеркальное сравнение с Китаем показывает разницу в $7 млрд. Поднебесная, напоминает Надточий, имеет репутацию «глобальной фабрики контрафакта», здесь производится 70% незаконной продукции, продаваемой во всем мире. 

Компания «Бизнес Оптима» – одна из немногих в стране, занимающихся защитой интересов товарных знаков. С 2013 года по заказу деловых партнеров фирма изучает пути проникновения контрабанды и контрафакта на рынок Казахстана. За эти годы в компании сложилось понимание масштабов такого бизнеса в республике и заработков на нем.

«Средняя маржинальность казахстанского бизнеса, связанного с контрабандой и контрафактом, – 500%, максимальная – 5000%. Это выгоднее подделки денег и торговли оружием», – констатирует Надточий.

Как завозится и продается незаконный товар

Главный маршрут поставок китайского контрафакта на мировой рынок – Южный морской путь. По нему подделки достигают стран арабского мира. Здесь фальсифицированная продукция изымается миллионами единиц. Тот товар, который проскочил через этот фильтр, отправляется в Турцию и далее в Европу. Отдельным маршрутом из Турции контрафакт направляется в Азербайджан и далее автотранспортом – на север Казахстана. 

Но основной поток незаконного товара, предназначенного для Казахстана, протекает через Алматы. Здесь аккумулируются партии, поставляемые напрямую через китайскую границу и опосредованно – через Кыргызстан, на границе с которым таможенный контроль очень условный. Границу товар пересекает по такой схеме: машины разгружаются на киргизской стороне, команда носильщиков переносит товар как ручную кладь через границу, где он загружается в другую машину. 

Дальнейшую схему реализации ввезенного таким образом товара Михаил Надточий описывает так. Существуют теневые структуры, повторяющие конфигурацию официальных торговых схем. Здесь есть свои «официальные дистрибьюторы», заключающие договоры с внештатными агентами, чей заработок зависит от объема сделок. Далее – региональные офисы, имеющие свои склады, где товар оценивается с точки зрения качества и формируется его цена. Товар предлагается оптовым покупателям, которые распространяют его мелкими партиями через магазины и рынки. 

Надточий говорит, что подделываются самые продаваемые и недорогие товары. К примеру, из сферы компьютерной периферии это картриджи, блоки питания, флешки, жесткие диски. 

Сложный товар подделывается крайне редко. Системе важен быстрый оборот товара и возврат средств. Поэтому подделывается то, что хорошо продается. Директор «Бизнес Оптимы» называет топ-3 групп товаров, где подделки встречаются чаще всего. Первое место у бытовой химии. Второе – у женских украшений. Третье – у товаров авторынка. 

Завозимая партия рассчитана таким образом, чтобы распространение занимало не больше месяца. Соответственно, это должен быть товар, пользующийся повышенным спросом. У каждого бренда есть три-четыре таких изделия, популярных и недорогих. Их то и подделывают в первую очередь.

Как вскрываются сети незаконных поставок

Первый признак появления партии контрафакта на рынке – падение продаж у компании – официального представителя бренда. По словам Михаила Надточего, в любой стране мира контрафакт присутствует в объеме не менее 5%, это экономически безопасный уровень. В Казахстане по некоторым группам товаров контрафакт занимает больше половины рынка. Эксперт рассказывает про кейс европейского производителя пищевого продукта – в Казахстане этот продукт оказался на 90% поддельным.

Если компания желает выдавить контрафакт и вернуть свою долю рынка, она обращается к таким специалистам, как Надточий. Сам он говорит, что навести порядок в продажах заказчика не очень сложно. 

Начинается все с того, что «Бизнес Оптима» мониторит рынок и определяет объем контрафакта. Каждый товар имеет не менее 15 признаков, по которым можно оценить легальность его появления на рынке. Пять из них популяризуются среди потенциальных покупателей, пять – раскрываются для правоохранительных органов. Наименее очевидные предназначены для узких специалистов рынка и экспертов компании – владельца торговой марки, для быстрой оценки. 

Михаил Надточий подчеркивает, что задача компании не просто прикрыть точки сбыта – важно вскрыть всю сеть поставок и предупредить все звенья, что правообладатель готов бороться за свой рынок. Как правило, продавец не хочет серьезных проблем, он выдает остатки контрафактной продукции и называет поставщика. Далее за дело берется юридический отдел компании, адресующий поставщику предупреждение о последствиях. Обычно этого достаточно, чтобы поставки контрафактного товара именно этого бренда прекратились. Другое дело, что в результате увеличиваются поставки подделок на другие торговые марки.

Можно ли победить незаконный товар

Сбыт контрафакта в Казахстане ежегодно расширяется на 10%, считает Надточий. По его оценке, потери государства при текущем состоянии дел составляют около 300 млрд тенге недополученных налогов и таможенных сборов. И это без учета потери репутации рынка и прямой угрозы здоровью потребителя. 

Эксперты говорят о важности совместных усилий и бизнеса, и государства. В этом году компании из сферы бытовой химии начали переговоры о совместной борьбе с контрафактом. Международный опыт свидетельствует: именно активность бизнеса в защите своих интересов определяет «рамки комфорта» для тех, кто создает нелегальные схемы. 

Момент, который, по мнению Надточего, мешает борьбе с контрафактом – смягчение законодательной базы. Например, увеличена сумма доказанного ущерба, при достижении которой начинается уголовная ответственность: раньше это был эквивалент 1000 МРП, сейчас – 2000 МРП. Смягчено отношение к контрафактной продукции – в закон вкралась поправка, разрешающая оставлять подделки на рынке в случае доказанной «общественной значимости» товара. 

А преступные схемы тем временем совершенствуются. Потоки контрафактного товара освоились на торговых интернет-площадках и даже завоевывают «тихие гавани» госзакупок. 

kak-vesti-biznes-v-kazahstane-s-tysyachami-procentov-pribyli.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций