Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Почему в Шымкенте резко снизился объем привлеченных инвестиций

Мегаполис оказался в тройке аутсайдеров

Фото: Shutterstock.com

По итогам прошлого года третий мегаполис страны стал лидером по темпам привлечения инвестиций, а в 2019 году вообще оказался в конце списка. Главная причина резкой метаморфозы – завершение дорогостоящего проекта модернизации Шымкентского НПЗ (ШНОС).

Инвесткачели

На последнем заседании правительства РК, состоявшемся 10 сентября, Шымкент в очередной раз прозвучал в числе отстающих по привлечению инвестиций регионов страны. В таком же качестве он был указан и на августовском заседании правительства, и ранее, за что руководство города подвергалось критике.

На сегодняшний день (по итогам января – июля 2019 года) объем инвестиций в основной капитал в Шымкент, согласно статданным, составляет 103,5 млрд тенге с ИФО 27,1%. Третий мегаполис занял по этому показателю последнее место в респуб­лике. В тройке антилидеров также Мангистауская область (243,4 млрд тенге, 78%) и Нур-Султан (437,7 млрд тенге, 83,6%).

При этом нынешний аутсайдер списка являлся абсолютным лидером прошлого года по темпам привлечения инвестиций. В 2018 году в экономику города Шымкента, по данным акимата, было привлечено инвестиций на 582,1 млрд тенге, вложения в основной капитал по сравнению с 2017 годом увеличились на 260%. По уровню привлечения инвестиций третий мегаполис занял четвертое место после Атырауской области, Нур-Султана и Алматы.

Это достижение стало предметом особой гордости местной власти, о нем много говорилось с разных трибун. Между тем изначально было известно, что увеличение объема инвестиций было связано с проектом модернизации и реконструкции Шымкентского НПЗ. Общий объем вложений в проект составил $1,85 млрд. И без него не было бы ни сначала резкого роста, ни после – стремительного спада показателей.

Впрочем, как отметили в управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента, если отбросить «вклад» ШНОСа, то рост, хотя и незначительный, все же произошел: за семь месяцев 2018 года инвестиции в Шымкенте исчислялись 92 млрд тенге.

До конца 2019 года руководство города поставило задачу довести этот показатель до 220 млрд тенге. К слову, в перспективе, согласно комплексному плану развития и застройки Шымкента до 2023 года, предполагается довести годовой объем инвестиций в течение пяти лет до 1 трлн тенге, что составит 30% ВРП. Как ранее отмечал премьер-министр республики Аскар Мамин, Шымкент должен стать магнитом для инвесторов. О том, что он должен стать новым центром притяжения инвестиций Центральной Азии, говорил при подписании указа о придании Шымкенту статуса города республиканского значения первый президент РК Нурсултан Назарбаев.

Не ШНОСом единым 

Экс-руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Шымкента Нуркен Бегулиев (на днях покинувший эту должность. – «Курсив») уверен, что достичь намеченной на конец этого года планки реально.

«Многие акты ввода сдаются именно к концу года. Есть перечень проектов, которые отслеживаются и над которыми ведется усиленная работа», – пояснил он.

При этом Нуркен Бегулиев признал, что на сегодняшний день есть факторы, которые в определенной мере замедляют возможности региона. Это отсутствие свободных участков в индустриальной зоне «Оңтүстік», заполненность СЭЗ «Оңтүстік» почти на 90%, высокие тарифы, мешающие бизнесу развиваться.

Поэтому в городе намерены построить новую индустриальную зону «Жулдыз», расширить сферы деятельности и увеличить территорию СЭЗ «Оңтүстік», придать статус СЭЗ строящемуся жилому району Shymkent City. Ожидается, что эти и другие меры вызовут активный приток инвестиций. Напомним, предварительная сумма инвестиций только в Shymkent City (один из ключевых якорных инвестпроектов города) ранее прогнозировалась в пределах $1 млрд.

Эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев также считает, что ресурсы действующих сегодня в Шымкенте экономических зон для привлечения инвестиций очень ограничены. 

«Появится новая индустриальная зона. Но здесь главный вопрос – когда. Документация только разрабатывается; пока выделят деньги, пока построят. То есть наверняка в ближайшие полтора года размещения новых проектов в индустриальных зонах не будет. Будут только развиваться уже начатые проекты. Хорошо, что расширяет сферы деятельности и площади действующая СЭЗ, появится еще одна. Инвестиции туда пойдут, но тоже только через определенное время. То есть сегодня реальные, но не слишком значительные, возможности есть только у действующих предприятий. Это увеличение мощностей, расширение, запуск новых линий», – сказал в комментариях «Курсиву» Бауыржан Бердалиев.

Карта – в помощь 

В свою очередь председатель правления АО «СПК «Shymkent» Абильсеит Рабаев рассказал «Курсиву», что третьему мегаполису страны необходимо целенаправленно ориентироваться на определенные направления.

«Это может быть туризм, это может быть агросфера, хотя Шымкенту будет невозможно состязаться в ней с той же Туркестанской областью. Скорее всего, Шымкент, как Алматы, должен выживать за счет переработки продукции. Сейчас СПК занимается разработкой индустриальной карты, в которой будут определены основные ключевые направления, в которые в Шымкенте могут вложиться инвесторы. Для этого нужно проделать огромную работу, провести фундаментальный анализ природных, промышленных и других ресурсов Шымкента с привлечением компетентных специалистов», – сообщил Абильсеит Рабаев.

Для облегчения и удобства работы инвесторов в регионе, по его словам, будет также внедрено оказание услуг по принципу одного окна. Кроме того, будет разработана стратегия развития СПК на ближайшие годы. Как убежден собеседник, СПК должна заниматься крупными якорными проектами для создания условий для МСБ, чтобы вокруг них мультипликативно развивались другие отрасли. 

«Мы хотим значительно, как минимум в пять раз, повысить результативность работы с инвесторами. Чтобы она не останавливалась на заключении меморандумов, а приводила к реальному запуску проектов. Наша цель – заинтересовать инвесторов и создать для них необходимые условия», – подчеркнул спикер.

При этом, как он добавил, СПК намерена повернуть лицо к местным предпринимателям. Те нередко сетуют, что иностранцам дают возможность строить цеха и запускать другие бизнес-объекты, которые они могли бы реализовать сами. Напомним, создание благоприятной среды для инвесторов, привлечение и их поиск для реализации социально значимых проектов мегаполиса является одним из основных приоритетов деятельности СПК.

Воспользоваться шансом

Эксперт по инвестициям и экспорту, советник РИЦ «Оңтүстік» Нурбек Ачилов считает, что Шымкент вполне может стать в перспективе инвестиционным магнитом Центральной Азии. Как он отметил, у третьего мегаполиса Казахстана более выгодное географическое положение, чем у Алматы и Нур-Султана, сопоставимое с Ташкентом. 

«Хотя у нас более либеральная страна, в Узбекистане сейчас открываются большие возможности. И чтобы инвесторы предпочли реализовать проекты в Казахстане, нужно создавать подобающую инфраструктуру для реализации проектов, профессионально разрабатывать их в соответствии с международными практиками, размещать проекты в свободном доступе в электронном формате. Очень важно решить проблемы с землей. В Узбекистане земля не была роздана в частные руки, как у нас, а это создает проблемы. Любое производство, любое решение по проектам начинается с того, что инвестор, образно говоря, забивает под него место», – отметил собеседник издания.

По данным Комитета статистики, общий объем инвестиций в основной капитал по всему Казахстану в январе – июле 2019 года составил 6348 млрд тенге, что на 11,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как сообщил 5 сентября на пресс-конференции в правительстве РК заместитель премьер-министра республики Женис Касымбек, за годы независимости в Казахстан было привлечено $330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Более 50% из них приходится на страны Европейского союза, 15% – на США, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.

К слову, интерес в свете последних синофобских тенденций представляют данные об объеме китайских инвестиций с 2005 по 2018 год American Enterprise Institute. Казахстан фигурирует в лидерах – второе место после РФ. Так, в Россию было привлечено $53,98 млрд инвестиций, в Казахстан – $34,93 млрд. При этом в общем объеме иностранных инвестиций в страну доля КНР составила только 25,45%.

607 просмотров

Халықтың инфляция жеп қойған ақшасын кім қайтарады?

Отандық өнім бағасының өзі 10-15%-ға қымбаттаған

Фото: ашық дереккөздерден алынды

2020 жылдың 1-қаңтарынан мұғалімдердің еңбекақысы 25%-ға, мәдениет саласы қызметкерлерінің айлығы 35-50%-ға, әлеуметтік сала қызметкерлерінікі - 30 %-ға өсті. Сондай-ақ шәкіртақы мен зейнетақы көлемі де 800 теңгеге көбейді. 

Сол-ақ екен, елдегі азық-түлік өнімдері бірден 10-15%-ға шарықтап кете барды. Бастапқыда, мұны біз Қытай  эпидемиясының салдары, шекарадағы шектеу дедік. Бірақ  мамандар алға тартып отырғандай, елде отандық өнімдердің де бағасы қаңтар айынан бері қымбаттап шыға келген. 

Сала мамандарының пайымдауынша, нақ қазіргі қалыптасып отырған қымбатшылық жайғдайында халықтың табысына мардымсыз үстемақы қосылып отыр.

Экономист-ғалым Жаңабай Алдабергеновтың айтуынша, 10-15, 20-25 пайыздық үстемақы қосу халықты қымбатшылықтан құтқармайды. Мысалы, біздегі орташа еңбекақы көлемі 120 мың теңгенің айналасында.

 Ал енді санаңыз, қазір бір айға, ең аз дегенде, азық-түлік сатып алуға 60-70 мың теңге кетеді. Қала халқының төлейтін коммуналдық қызметақысы бар. Ауыл халқының жем-шөбінен бастап, отынуы-суына дейін қымбаттаған. Алдағы уақытта да қымбатшылықтың жалғаспайтынына қатысты ешбір инстанция кепілдік бере алмайды. 

«Біз қазір әлеуметтік аз қамтылған топтарға үлкен салмақ түсіріп отырмыз. Соңғы бес жылда халықтың ақшаны тамақтан үнемдеуі көп нәрсені аңғартады», - дейді экономист-ғалым. 

Сарапшының пайымдауынша, үкімет алдағы екі жылда сауатты шешімдер қабылдауы тиіс. Әсіресе, елдегі орташа еңбекақы мен ең төменгі күн көріс деңгейіне қатысты нақты шешімдер қабылдайтын кезең жетті. 

«Сондай-ақ халықтың зейнетақы қорындағы қаржысы да құнсызданып жатыр. Оны да мойындаған жөн. Депозиттерде жатқан қаржы да қазір құнсыз. Бірақ біздегі депозиттерге қосылатын үстеме пайыз өскен жоқ. Мұның барлығына қатысты нақты нақты шешімдер қабылдайтын кез келді»,- дейді Жаңабай Алдабергенов. 

Ол үшін маман айтып отырғандай, бірінші кезекте, келесі шаралады жүзеге асырған жөн:

  • халық тұтынатын азық-түлік себетінен бастап, орташа еңбекақы көлемі, күн көріс деңгейі қайта сұрыпталуы қажет;
  • үкімет монополистерге шектеу қоя білуі тиіс, тариф бағасын қолдан көтеруге, газ, жанар-жағармай бағасын, транзиттік қызметтерді орынсыз қымбаттатуға жол берілмеуі керек.

Үкімет өсірген еңбекақыны инфляция жеп қоймауы үшін, алдымен, осы іспетті шараларды орындауға мән беру керек, деген сенімде мамандар.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif