Перейти к основному содержанию

2562 просмотра

Почему половина туроператоров Казахстана работают незаконно

Разобрался журналист «Курсива»

Фото: Polymanu

В семи регионах Казахстана ни одна из компаний-операторов не является участником корпоративного фонда «Туристік Қамқор», созданного государством для защиты туристов за рубежом.

Пока не все

По словам директора корпоративного фонда «Туристік Қамқор» Асылхана Есилова, региональные туроператоры не спешат вливаться в систему гарантирования прав туристов. За 2,5 года существования фонда лишь около 50% компаний стали участниками «Қамқор», оплачивают взносы за каждый реализованный турпакет.

Остальная половина представителей этого бизнеса не выдают туристу туркод, позволяющий в случае ЧП вернуть казахстанца на родину.

Всего к числу участников системы гарантирования относят 51 туроператора. Из них большая часть – 58% – это компании Алматы, 27% – фирмы из Нур-Султана. Регионы представлены только городами Шымкент, Караганда, Костанай, Атырау, Актау.

«Например, с января по сентябрь прошлого года Анталию посетили 215 тыс. казахстанцев. Из них всего 141 тыс. человек имели полученные от операторов туркоды – своеобразную защиту на случай, если турфирма обанкротится и туриста нужно будет вывезти из-за границы», – говорит Асылхан Есилов.

Причин, по которым туроператоры не хотят становиться частью системы – несколько. Самая главная – финансовая. Чтобы стать членом фонда «Қамқор», тур­оператор должен предоставить банковскую гарантию в размере 5 тыс. МРП (12,6 млн тенге). То есть деньги, которые он положит на специальный счет в банке, будут заморожены на много лет. При этом бизнесмен не может их инвестировать, использовать какие-либо финансовые инструменты для защиты от инфляции, девальвационных процессов. Эти деньги лежат на счету на тот случай, если у турфирмы произойдет финансовый кризис и отправленные за рубеж казахстанские туристы останутся без авиабилетов. Тогда «Қамқор» изымет эти средства и оплатит перелет путешественников в Казахстан.

«Дело в том, что очень большой взнос. 12 млн тенге – это неподъемная сумма для многих операторов из небольших городов Казахстана. Нам нечего даже в залог поставить, чтобы обеспечить эту банковскую гарантию. При этом наша доходность не такая, чтобы идти в банк брать кредит», – отмечает руководитель турагентства «Премьер-Тур Өскемен» Валерия Топольняк.

Поэтому многие региональные туроператоры, по сути, работают как турагенты, заказывая турпакеты через крупных столичных операторов. За каждый проданный турпродукт они оплачивают в фонд 0,5 МРП (1200 тенге). Для туриста, законно выезжающего по туркоду, это значит только одно – ему приходится работать с посредником.

Другая важная причина – относительно небольшой оборот у региональных операторов, не позволяющий «отбить» гарантию. Не каждая компания из областного центра имеет столько же клиентов, сколько имеют компании в Алматы или Нур-Султане. По словам Асылхана Есилова, столичным туроператорам «заморозить» 12 млн тенге не так проблематично. Общая сумма платы за туркоды в некоторых крупных компаниях страны уже превысила размер банковской гарантии и составила более 38 млн тенге.

Как быть

Глава ТОО «Алтайские экспедиции» Татьяна Юрченкова считает, что если бы порог гарантии был снижен, многие региональные туроператоры зарегистрировались бы в системе как положено.

«Мы не отказываемся платить сборы за своих туристов в «Туристік Қамқор», но все должно быть разумно. Мы хотим работать в рамках закона, однако размер гарантии просто нереально высок», – высказывает свое мнение Татьяна Юрченкова.

По данным директора корпоративного фонда, такое предложение уже неоднократно звучало из уст операторов в разных регионах. Предлагалось сделать дифференциацию и определить меньший порог «вхождения» именно для региональных операторов – 500 МРП (1,2 млн тенге).

«Қамқор» со своей стороны инициировал внесение поправок в действующий закон «О туристской деятельности». Предложено для столичных туроператоров оставить 100% существующего размера гарантии, а для областных центров – 75%, то есть 9,4 млн тенге. В настоящее время проект закона с поправками находится на рассмотрении депутатов сената парламента.

Агенты под прикрытием?

Специалисты корпоративного фонда отмечают, что и большинство турагентств Казахстана также работают незаконно. У них либо нет лицензии, либо они не состоят в госреестре. И это тоже риски, которые ложатся на плечи туристов. Ведь далеко не каждый казахстанец, решивший купить путевку на зарубежный курорт, проверяет информацию о репутации турфирмы. Как следствие – многочисленные случаи мошенничества со стороны турагентов. Например, в прошлом году более 200 казахстанцев стали жертвами обмана лжеагентов.

Асылхан Есилов утверждает, что корпоративный фонд не имеет контрольных функций и не может проверять ту или иную компанию на предмет наличия лицензии или законности их действий. Это должны делать сотрудники Комитета индустрии туризма или департамента госдоходов.

«А зачем нужна лицензия, если турагентства никто не проверяет, не спрашивает о ней? На моей памяти к нам ни разу не приезжали из комитета и не проводили проверок. И, что важнее всего, наличие турагентской лицензии не гарантирует, что турист проведет свой отпуск за границей без эксцессов», – отмечает исполнительный директор Туристской ассоциации ВКО Серик Жунусов.

Представители турбизнеса предлагают вообще отменить лицензирование и ввести другие инструменты контроля агентств.

 

1018 просмотров

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance