Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2152 просмотра

Почему половина туроператоров Казахстана работают незаконно

Разобрался журналист «Курсива»

Фото: Polymanu

В семи регионах Казахстана ни одна из компаний-операторов не является участником корпоративного фонда «Туристік Қамқор», созданного государством для защиты туристов за рубежом.

Пока не все

По словам директора корпоративного фонда «Туристік Қамқор» Асылхана Есилова, региональные туроператоры не спешат вливаться в систему гарантирования прав туристов. За 2,5 года существования фонда лишь около 50% компаний стали участниками «Қамқор», оплачивают взносы за каждый реализованный турпакет.

Остальная половина представителей этого бизнеса не выдают туристу туркод, позволяющий в случае ЧП вернуть казахстанца на родину.

Всего к числу участников системы гарантирования относят 51 туроператора. Из них большая часть – 58% – это компании Алматы, 27% – фирмы из Нур-Султана. Регионы представлены только городами Шымкент, Караганда, Костанай, Атырау, Актау.

«Например, с января по сентябрь прошлого года Анталию посетили 215 тыс. казахстанцев. Из них всего 141 тыс. человек имели полученные от операторов туркоды – своеобразную защиту на случай, если турфирма обанкротится и туриста нужно будет вывезти из-за границы», – говорит Асылхан Есилов.

Причин, по которым туроператоры не хотят становиться частью системы – несколько. Самая главная – финансовая. Чтобы стать членом фонда «Қамқор», тур­оператор должен предоставить банковскую гарантию в размере 5 тыс. МРП (12,6 млн тенге). То есть деньги, которые он положит на специальный счет в банке, будут заморожены на много лет. При этом бизнесмен не может их инвестировать, использовать какие-либо финансовые инструменты для защиты от инфляции, девальвационных процессов. Эти деньги лежат на счету на тот случай, если у турфирмы произойдет финансовый кризис и отправленные за рубеж казахстанские туристы останутся без авиабилетов. Тогда «Қамқор» изымет эти средства и оплатит перелет путешественников в Казахстан.

«Дело в том, что очень большой взнос. 12 млн тенге – это неподъемная сумма для многих операторов из небольших городов Казахстана. Нам нечего даже в залог поставить, чтобы обеспечить эту банковскую гарантию. При этом наша доходность не такая, чтобы идти в банк брать кредит», – отмечает руководитель турагентства «Премьер-Тур Өскемен» Валерия Топольняк.

Поэтому многие региональные туроператоры, по сути, работают как турагенты, заказывая турпакеты через крупных столичных операторов. За каждый проданный турпродукт они оплачивают в фонд 0,5 МРП (1200 тенге). Для туриста, законно выезжающего по туркоду, это значит только одно – ему приходится работать с посредником.

Другая важная причина – относительно небольшой оборот у региональных операторов, не позволяющий «отбить» гарантию. Не каждая компания из областного центра имеет столько же клиентов, сколько имеют компании в Алматы или Нур-Султане. По словам Асылхана Есилова, столичным туроператорам «заморозить» 12 млн тенге не так проблематично. Общая сумма платы за туркоды в некоторых крупных компаниях страны уже превысила размер банковской гарантии и составила более 38 млн тенге.

Как быть

Глава ТОО «Алтайские экспедиции» Татьяна Юрченкова считает, что если бы порог гарантии был снижен, многие региональные туроператоры зарегистрировались бы в системе как положено.

«Мы не отказываемся платить сборы за своих туристов в «Туристік Қамқор», но все должно быть разумно. Мы хотим работать в рамках закона, однако размер гарантии просто нереально высок», – высказывает свое мнение Татьяна Юрченкова.

По данным директора корпоративного фонда, такое предложение уже неоднократно звучало из уст операторов в разных регионах. Предлагалось сделать дифференциацию и определить меньший порог «вхождения» именно для региональных операторов – 500 МРП (1,2 млн тенге).

«Қамқор» со своей стороны инициировал внесение поправок в действующий закон «О туристской деятельности». Предложено для столичных туроператоров оставить 100% существующего размера гарантии, а для областных центров – 75%, то есть 9,4 млн тенге. В настоящее время проект закона с поправками находится на рассмотрении депутатов сената парламента.

Агенты под прикрытием?

Специалисты корпоративного фонда отмечают, что и большинство турагентств Казахстана также работают незаконно. У них либо нет лицензии, либо они не состоят в госреестре. И это тоже риски, которые ложатся на плечи туристов. Ведь далеко не каждый казахстанец, решивший купить путевку на зарубежный курорт, проверяет информацию о репутации турфирмы. Как следствие – многочисленные случаи мошенничества со стороны турагентов. Например, в прошлом году более 200 казахстанцев стали жертвами обмана лжеагентов.

Асылхан Есилов утверждает, что корпоративный фонд не имеет контрольных функций и не может проверять ту или иную компанию на предмет наличия лицензии или законности их действий. Это должны делать сотрудники Комитета индустрии туризма или департамента госдоходов.

«А зачем нужна лицензия, если турагентства никто не проверяет, не спрашивает о ней? На моей памяти к нам ни разу не приезжали из комитета и не проводили проверок. И, что важнее всего, наличие турагентской лицензии не гарантирует, что турист проведет свой отпуск за границей без эксцессов», – отмечает исполнительный директор Туристской ассоциации ВКО Серик Жунусов.

Представители турбизнеса предлагают вообще отменить лицензирование и ввести другие инструменты контроля агентств.

 


5624 просмотра

Как вести бизнес в Казахстане с тысячами процентов прибыли

Заниматься незаконной торговлей, как оказалось, безопасно и выгодно

Фото: geogif / Shutterstock.com

Полмиллиарда контрафактных (поддельных) сигарет уже было продано в 2019 году в Казахстане – это примерно 2,5% всего объема табачного рынка страны. Такие данные предоставил «Курсиву» сотрудник одной из табачных компаний, пожелавший остаться неназванным.

Пять лет назад незаконный объем составлял 0,1%, и его природа была полностью контрабандной. Но сейчас, акцентирует внимание собеседник, наряду с незаконным ввозом сигарет, как правило, из Китая, растет производство подделок внутри страны.

«Для этого из Китая везут акцизные марки, упаковки для сигарет и даже оборудование для их производства. Но это ведь лицензированный бизнес, как же это оборудование пересекает границу?» – возмущается представитель табачной отрасли. 

Контрабанда – незаконное перемещение товаров через государственную границу. Контрафакт – товар, копирующий оригинал, произведенный без права на использование торговой марки, природа появления такого товара на рынке не подтверждается официально. Пример производства контрафактных сигарет на контрабандном оборудовании, по мнению экспертов, как нельзя лучше демонстрирует: в казахстанских условиях два этих явления во многом пересекаются. 

Дисбаланс таможенной статистики – $7 млрд 

Примерный годовой оборот контрафактного товара в мире оценен как $200–360 млрд. Эти цифры получены на основе статистики таможенных конфискаций.

Сопоставление таможенных данных Казахстана и стран – торговых партнеров помогло общественному фонду Transparency Kazakhstan сделать вывод о примерном объеме контрабанды и контрафакта, поступающего в страну. В 2018 году фонд опубликовал доклад «Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота». 

Сравнение выявило две группы стран, чьи данные в сравнении с показателями казахстанской таможни либо занижены – и тогда можно подозревать контрабанду, либо завышаются – и это уже подозрение на контрафакт. 

К примеру, по данным Transparency Kazakhstan, совокупный импорт из Китая, Швейцарии и Польши в 2017 году был занижен на $6,5 млрд. Импорт же из США, Японии и Италии, напротив, завышен в 2017-м на $1,1 млрд. 

Михаил Надточий, директор компании «Бизнес Оптима», говорит, что в текущем году зеркальное сравнение с Китаем показывает разницу в $7 млрд. Поднебесная, напоминает Надточий, имеет репутацию «глобальной фабрики контрафакта», здесь производится 70% незаконной продукции, продаваемой во всем мире. 

Компания «Бизнес Оптима» – одна из немногих в стране, занимающихся защитой интересов товарных знаков. С 2013 года по заказу деловых партнеров фирма изучает пути проникновения контрабанды и контрафакта на рынок Казахстана. За эти годы в компании сложилось понимание масштабов такого бизнеса в республике и заработков на нем.

«Средняя маржинальность казахстанского бизнеса, связанного с контрабандой и контрафактом, – 500%, максимальная – 5000%. Это выгоднее подделки денег и торговли оружием», – констатирует Надточий.

Как завозится и продается незаконный товар

Главный маршрут поставок китайского контрафакта на мировой рынок – Южный морской путь. По нему подделки достигают стран арабского мира. Здесь фальсифицированная продукция изымается миллионами единиц. Тот товар, который проскочил через этот фильтр, отправляется в Турцию и далее в Европу. Отдельным маршрутом из Турции контрафакт направляется в Азербайджан и далее автотранспортом – на север Казахстана. 

Но основной поток незаконного товара, предназначенного для Казахстана, протекает через Алматы. Здесь аккумулируются партии, поставляемые напрямую через китайскую границу и опосредованно – через Кыргызстан, на границе с которым таможенный контроль очень условный. Границу товар пересекает по такой схеме: машины разгружаются на киргизской стороне, команда носильщиков переносит товар как ручную кладь через границу, где он загружается в другую машину. 

Дальнейшую схему реализации ввезенного таким образом товара Михаил Надточий описывает так. Существуют теневые структуры, повторяющие конфигурацию официальных торговых схем. Здесь есть свои «официальные дистрибьюторы», заключающие договоры с внештатными агентами, чей заработок зависит от объема сделок. Далее – региональные офисы, имеющие свои склады, где товар оценивается с точки зрения качества и формируется его цена. Товар предлагается оптовым покупателям, которые распространяют его мелкими партиями через магазины и рынки. 

Надточий говорит, что подделываются самые продаваемые и недорогие товары. К примеру, из сферы компьютерной периферии это картриджи, блоки питания, флешки, жесткие диски. 

Сложный товар подделывается крайне редко. Системе важен быстрый оборот товара и возврат средств. Поэтому подделывается то, что хорошо продается. Директор «Бизнес Оптимы» называет топ-3 групп товаров, где подделки встречаются чаще всего. Первое место у бытовой химии. Второе – у женских украшений. Третье – у товаров авторынка. 

Завозимая партия рассчитана таким образом, чтобы распространение занимало не больше месяца. Соответственно, это должен быть товар, пользующийся повышенным спросом. У каждого бренда есть три-четыре таких изделия, популярных и недорогих. Их то и подделывают в первую очередь.

Как вскрываются сети незаконных поставок

Первый признак появления партии контрафакта на рынке – падение продаж у компании – официального представителя бренда. По словам Михаила Надточего, в любой стране мира контрафакт присутствует в объеме не менее 5%, это экономически безопасный уровень. В Казахстане по некоторым группам товаров контрафакт занимает больше половины рынка. Эксперт рассказывает про кейс европейского производителя пищевого продукта – в Казахстане этот продукт оказался на 90% поддельным.

Если компания желает выдавить контрафакт и вернуть свою долю рынка, она обращается к таким специалистам, как Надточий. Сам он говорит, что навести порядок в продажах заказчика не очень сложно. 

Начинается все с того, что «Бизнес Оптима» мониторит рынок и определяет объем контрафакта. Каждый товар имеет не менее 15 признаков, по которым можно оценить легальность его появления на рынке. Пять из них популяризуются среди потенциальных покупателей, пять – раскрываются для правоохранительных органов. Наименее очевидные предназначены для узких специалистов рынка и экспертов компании – владельца торговой марки, для быстрой оценки. 

Михаил Надточий подчеркивает, что задача компании не просто прикрыть точки сбыта – важно вскрыть всю сеть поставок и предупредить все звенья, что правообладатель готов бороться за свой рынок. Как правило, продавец не хочет серьезных проблем, он выдает остатки контрафактной продукции и называет поставщика. Далее за дело берется юридический отдел компании, адресующий поставщику предупреждение о последствиях. Обычно этого достаточно, чтобы поставки контрафактного товара именно этого бренда прекратились. Другое дело, что в результате увеличиваются поставки подделок на другие торговые марки.

Можно ли победить незаконный товар

Сбыт контрафакта в Казахстане ежегодно расширяется на 10%, считает Надточий. По его оценке, потери государства при текущем состоянии дел составляют около 300 млрд тенге недополученных налогов и таможенных сборов. И это без учета потери репутации рынка и прямой угрозы здоровью потребителя. 

Эксперты говорят о важности совместных усилий и бизнеса, и государства. В этом году компании из сферы бытовой химии начали переговоры о совместной борьбе с контрафактом. Международный опыт свидетельствует: именно активность бизнеса в защите своих интересов определяет «рамки комфорта» для тех, кто создает нелегальные схемы. 

Момент, который, по мнению Надточего, мешает борьбе с контрафактом – смягчение законодательной базы. Например, увеличена сумма доказанного ущерба, при достижении которой начинается уголовная ответственность: раньше это был эквивалент 1000 МРП, сейчас – 2000 МРП. Смягчено отношение к контрафактной продукции – в закон вкралась поправка, разрешающая оставлять подделки на рынке в случае доказанной «общественной значимости» товара. 

А преступные схемы тем временем совершенствуются. Потоки контрафактного товара освоились на торговых интернет-площадках и даже завоевывают «тихие гавани» госзакупок. 

kak-vesti-biznes-v-kazahstane-s-tysyachami-procentov-pribyli.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций