Перейти к основному содержанию

2936 просмотров

Почему половина туроператоров Казахстана работают незаконно

Разобрался журналист «Курсива»

Фото: Polymanu

В семи регионах Казахстана ни одна из компаний-операторов не является участником корпоративного фонда «Туристік Қамқор», созданного государством для защиты туристов за рубежом.

Пока не все

По словам директора корпоративного фонда «Туристік Қамқор» Асылхана Есилова, региональные туроператоры не спешат вливаться в систему гарантирования прав туристов. За 2,5 года существования фонда лишь около 50% компаний стали участниками «Қамқор», оплачивают взносы за каждый реализованный турпакет.

Остальная половина представителей этого бизнеса не выдают туристу туркод, позволяющий в случае ЧП вернуть казахстанца на родину.

Всего к числу участников системы гарантирования относят 51 туроператора. Из них большая часть – 58% – это компании Алматы, 27% – фирмы из Нур-Султана. Регионы представлены только городами Шымкент, Караганда, Костанай, Атырау, Актау.

«Например, с января по сентябрь прошлого года Анталию посетили 215 тыс. казахстанцев. Из них всего 141 тыс. человек имели полученные от операторов туркоды – своеобразную защиту на случай, если турфирма обанкротится и туриста нужно будет вывезти из-за границы», – говорит Асылхан Есилов.

Причин, по которым туроператоры не хотят становиться частью системы – несколько. Самая главная – финансовая. Чтобы стать членом фонда «Қамқор», тур­оператор должен предоставить банковскую гарантию в размере 5 тыс. МРП (12,6 млн тенге). То есть деньги, которые он положит на специальный счет в банке, будут заморожены на много лет. При этом бизнесмен не может их инвестировать, использовать какие-либо финансовые инструменты для защиты от инфляции, девальвационных процессов. Эти деньги лежат на счету на тот случай, если у турфирмы произойдет финансовый кризис и отправленные за рубеж казахстанские туристы останутся без авиабилетов. Тогда «Қамқор» изымет эти средства и оплатит перелет путешественников в Казахстан.

«Дело в том, что очень большой взнос. 12 млн тенге – это неподъемная сумма для многих операторов из небольших городов Казахстана. Нам нечего даже в залог поставить, чтобы обеспечить эту банковскую гарантию. При этом наша доходность не такая, чтобы идти в банк брать кредит», – отмечает руководитель турагентства «Премьер-Тур Өскемен» Валерия Топольняк.

Поэтому многие региональные туроператоры, по сути, работают как турагенты, заказывая турпакеты через крупных столичных операторов. За каждый проданный турпродукт они оплачивают в фонд 0,5 МРП (1200 тенге). Для туриста, законно выезжающего по туркоду, это значит только одно – ему приходится работать с посредником.

Другая важная причина – относительно небольшой оборот у региональных операторов, не позволяющий «отбить» гарантию. Не каждая компания из областного центра имеет столько же клиентов, сколько имеют компании в Алматы или Нур-Султане. По словам Асылхана Есилова, столичным туроператорам «заморозить» 12 млн тенге не так проблематично. Общая сумма платы за туркоды в некоторых крупных компаниях страны уже превысила размер банковской гарантии и составила более 38 млн тенге.

Как быть

Глава ТОО «Алтайские экспедиции» Татьяна Юрченкова считает, что если бы порог гарантии был снижен, многие региональные туроператоры зарегистрировались бы в системе как положено.

«Мы не отказываемся платить сборы за своих туристов в «Туристік Қамқор», но все должно быть разумно. Мы хотим работать в рамках закона, однако размер гарантии просто нереально высок», – высказывает свое мнение Татьяна Юрченкова.

По данным директора корпоративного фонда, такое предложение уже неоднократно звучало из уст операторов в разных регионах. Предлагалось сделать дифференциацию и определить меньший порог «вхождения» именно для региональных операторов – 500 МРП (1,2 млн тенге).

«Қамқор» со своей стороны инициировал внесение поправок в действующий закон «О туристской деятельности». Предложено для столичных туроператоров оставить 100% существующего размера гарантии, а для областных центров – 75%, то есть 9,4 млн тенге. В настоящее время проект закона с поправками находится на рассмотрении депутатов сената парламента.

Агенты под прикрытием?

Специалисты корпоративного фонда отмечают, что и большинство турагентств Казахстана также работают незаконно. У них либо нет лицензии, либо они не состоят в госреестре. И это тоже риски, которые ложатся на плечи туристов. Ведь далеко не каждый казахстанец, решивший купить путевку на зарубежный курорт, проверяет информацию о репутации турфирмы. Как следствие – многочисленные случаи мошенничества со стороны турагентов. Например, в прошлом году более 200 казахстанцев стали жертвами обмана лжеагентов.

Асылхан Есилов утверждает, что корпоративный фонд не имеет контрольных функций и не может проверять ту или иную компанию на предмет наличия лицензии или законности их действий. Это должны делать сотрудники Комитета индустрии туризма или департамента госдоходов.

«А зачем нужна лицензия, если турагентства никто не проверяет, не спрашивает о ней? На моей памяти к нам ни разу не приезжали из комитета и не проводили проверок. И, что важнее всего, наличие турагентской лицензии не гарантирует, что турист проведет свой отпуск за границей без эксцессов», – отмечает исполнительный директор Туристской ассоциации ВКО Серик Жунусов.

Представители турбизнеса предлагают вообще отменить лицензирование и ввести другие инструменты контроля агентств.

 

banner_wsj.gif

574 просмотра

Компании в сфере 3D-печати осваивают новые направления

Чтобы противостоять пандемии коронавируса они используют новые технологии для производства наборов для взятия мазка из носа, защитных масок для лица и дверных ручек

Менеджеры испанской компании Aenium Engineering, которая вместо деталей для аэрокосмической индустрии теперь выпускает фильтры для защитных масок. ФОТО: AENIUM ENGINEERING

Во всем мире сегодня различные транснациональные компании и стартапы перенастраивают свои суперсовременные 3D-принтеры для того, чтобы решить проблему нехватки критически важного медицинского оборудования, возникшей по вине коронавируса.

Среди тех, кто направил свой инженерный и производственный потенциал на помощь больницам и медработникам, такие индустриальные гиганты, как Siemens и General Electric (GE), технологические компании вроде HP и небольшие специализированные предприятия, как испанская Aenium Engineering. Чтобы люди видели, какие усилия 3D-индустрия предпринимает в различных странах мира, пионер в сфере 3D-технологий немецкая компания EOS GmbH во вторник даже запустила специальный веб-сайт 3DAgainstCorona.

Компания Aenium, которая еще недавно занималась производством компонентов для аэрокосмической промышленности, всего за две недели переключилась на выпуск фильтров необходимых для медицинских защитных масок. Используя лазерные технологии для производства сверхлегких металлических деталей, компания разработала четырехслойный фильтр из медицинского полимера. Он может быть использован как в масках, напечатанных на 3D-принтерах (сейчас такие маски разрабатывает корпорация HP), так и в существующих моделях аппаратов для искусственной вентиляции легких.

Сегодня многие промышленные компании переключились на выпуск различного медицинского оборудования вроде аппаратов для искусственной вентиляции легких и респираторов. Благодаря 3D-принтерам производители способны запустить новое производство намного быстрее, выпуская на одной фабрике целый ряд товаров и делая это там, где они нужнее всего. Суть технологии заключается в том, что различные продукты создаются при помощи последовательных слоев, а сами продукты могут иметь любую форму и производиться из самых разных материалов. Исходная цифровая копия может быть отправлена на принтер, расположенный непосредственно возле больницы, из любой точки мира, что полностью устраняет все логистические препоны.

 im-170684.jpgФильтры для масок производства компании Aenium Engineering.
ФОТО: AENIUM ENGINEERING

Один из мировых лидер индустрии, компания HP, использует свои принтеры в США и Испании для производства больничного оборудования, включая фиксаторы для масок и защитные экраны для лица. Кроме того, HP задействовала возможности своих клиентов, у которых есть простаивающие принтеры, например зуботехнические фирмы. Эти компании, оказались в числе первых, к кому обратилась HP, в том числе и потому, что они уже сертифицированы Управлением США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) для производства медицинского оборудования.

Компания Siemens, один из крупнейших мировых производителей медицинского оборудования и лидер в ряде современных производств, также задействовал свою международную сеть клиентов, занимающихся печатью на 3D-принтерах, включая автопроизводителей, в производстве медоборудования. Кроме того, компания подключила к этой работе свыше 100 своих принтеров в США и Европе. Еще две крупные компании – GE и Boeing печатают маски для лица.

По словам Филипа Геертса, генерального директора CECIMO (Европейской ассоциации отраслей станкостроения), для компаний в сфере 3D-технологий текущая ситуация предоставляет «огромные возможности».

«Можно наглядно продемонстрировать, как кастомизировать производство и как это сделать без логистических издержек прямо на выбранном месте», - говорит он, отметив, что ассоциация уже призвала своих членов оказать помощь.

Однако такое аддитивное производство, как печать на 3D-принтерах, по сути, только начало развиваться, и все используемые материалы и производственные методы еще необходимо адаптировать под конкретные цели. Требования для продукции медицинского назначения, в частности для респираторного оборудования, особенно высокие. К примеру, недопустимо, чтобы напечатанные детали выделяли опасные частицы или представляли другую угрозу.

Кроме того, с технологией 3D-печати наращивание производства происходит не так быстро, как например, при большинстве традиционных способов вроде инжекционного прессования, и оно более дорогостоящее. В обычное время никто не станет печатать на 3D-принтере такие одноразовые предметы, как фильтры, палочки для взятия мазка из носа или защитные маски. Однако в условиях катастрофической нехватки этих предметов, это помогает восполнить дефицит.

Для тех же компаний, которые ранее печатью медицинского оборудования не занимались, получение сертификата может стать проблемой. В особенности, по данным властей, угроза возрастает из-за рядовых любителей технологий 3D-печати, которые горят желанием помочь местным больницам.

«Каждый умелец в гараже пытается сделать свои собственные маски, а потом прийти в больницу в снаряжении, которое никто не проверял», - говорит Кит Паркет, профессор Гарвардского университета и подполковник в запасе.

В настоящее время он сотрудничает с руководителем местного стартапа в сфере 3D-печати компанией Desktop Metal с целью решить проблему нехватки инструментов для взятия мазков из носа.

 im-170686.jpg
Дверная ручка, разработанная компанией Materialise для того, чтобы люди могли открывать двери, не используя кисти рук.
ФОТО: MATERIALISE

Впрочем, для некоторых продуктов сложной сертификации не требуется. Бельгийская компания Materialise, которая предлагает услуги и ИТ-решения для пользователей 3D-принтеров, недавно опубликовала в свободном доступе три проекта специальных дверных ручек, при помощи которых можно открыть дверь, не используя кисти рук. В число клиентов компании входит и исследовательский центр Mayo Clinic, где печатью на 3D-принтерах занимаются вот уже 14 лет, отмечает Джонатан Моррис, радиолог и медицинский директор лаборатории Mayo Clinic по 3D-печати. В настоящее время исследовательский центр совместно с рядом организаций работает над созданием медицинских и защитных устройств для борьбы с коронавирусом. Более того, многие клиники также начали предпринимать самостоятельные усилия в области использования возможностей 3D-печати.

Как рассказал Скотт Дрикасис, глава медицинского направления по Северной и Южной Америке компании Stratasys LTD., когда речь идет о деталях требующих особых знаний, крупные компании в сфере 3D-печати ежедневно созваниваются с медицинскими специалистами и представителями госорганов, чтобы обсудить дизайн продуктов и способы их тестирования. Srtatasys – это крупная компания по печати на 3D-принтерах, с двумя офисами – один в городе Иден-Прери (штат Миннесота, США), другой в Реховате (Израль). По словам Дикасиса, никогда раньше он не видел столь тесного взаимодействия между компаниями-конкурентами.

К примеру, над производством фильтров, сертифицированных по стандарту респираторов типа N95, компания Aenium работает совместно с HP и EOS. Получить данные по дизайну фильтра можно бесплатно, поэтому другие компании, занимающиеся 3D-печатью и у которых есть подходящие машины, также могут выпускать эти пористые пластиковые диски.

«У нас есть все необходимые знания и сейчас мы используем их применительно к медицинскому сектору», - говорит менеджер Aenium Хосе Мигель Ампудиа.

Причиной, по которой профессор Гарвардского университета Паркер начал сотрудничать с Риком Фулопом, главой компании Desktop Metal, стала острая нехватка тестовых наборов для взятия мазка из носа. Потребность в этом продукте настолько высока, что Вашингтон даже снарядил военный самолет для того, чтобы тот забрал этот товар у единственного крупного производителя в Италии и доставил его в США.
 

im-170687_1.jpg
Палочки для взятия мазка из носа производства фирмы Formlabs.
ФОТО: FORMLABS

В поисках быстрого решения проблемы, мужчины привлекли к сотрудничеству такие компании в области промышленной 3D-печати, как Formlabs и OPT Industries с целью разработать палочки для взятия мазка, которые можно было бы напечатать. В итоге им пришлось переработать саму структуру такой палочки, в частности заменить хлопок, который обычно используется для сбора слизи у пациента, на мягкие волоски из пластика. И совсем недавно FDA разрешило массовый выпуск изделия.

«Если бы неделей раньше вы спросили меня, может ли кто-то начать новое производство и всего за неделю получить разрешение FDA на выпуск миллионов единиц продукции, я бы ответил, что это полное безумие. Но мы это сделали», - говорит Фулоп.

Daniel Michaels, Asa Fitch

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif