Перейти к основному содержанию

944 просмотра

Новый налоговый кодекс упростит жизнь узбекским налогоплательщикам

Но усложнит её налоговикам и бухгалтерам

Фото: shutterstock

В Узбекистане началось повторное обсуждение проекта новой редакции Налогового кодекса. Первая редакция проекта была уже вынесена на всеобщее обсуждение в ноябре 2018 года и была возвращена на доработку с учетом мнений экспертов и критики общественности. Однако некоторые положения, предусматриваемые в новом кодексе (расширение списка плательщиков НДС, переход на упрощенный порядок расчета НДС, снижение ставки налога на прибыль для юрлиц, снижение ставки налога на доходы физлиц и др.) были приняты с 1 января 2019 года.

Документ, подготовленный министерством финансов совместно с государственным налоговым комитетом (ГНК) и при участии Международного валютного фонда, Всемирного банка, международных и национальных экспертов, размещен на портале обсуждения нормативно-правовых документов.

Обсуждаемый Налоговый кодекс состоит из 20 глав и 489 статей. Эксперты Buxgalter.uz выделили несколько принципиальных новаций в новой редакции НК. Так, вводится понятие «Зеленый коридор» для добросовестных налогоплательщиков. Если предприниматель вовремя сдает отчетность и платит налоги, к нему у налоговиков не будет никаких вопросов. Определять добросовестных налогоплательщиков будет не налоговый инспектор, а компьютерная программа.

Проект НК впервые в истории Узбекистана вводит ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов и применение финансовых санкций. В подобных случаях госбюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню за каждый день «пользования» его деньгами по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ (сейчас – 16% - прим. ред.).

Вводится ряд новшеств по НДС. Если сейчас «отрицательное» сальдо по НДС возвращается только экспортерам, то после одобрения нового НК оно будет выплачиваться всем плательщикам после проведения камеральной проверки. Кроме того, компании смогут сразу засчитывать НДС при приобретении (возведении) основных средств, включая объекты недвижимости. Это поможет сохранить в пользовании предприятия 20% стоимости таких объектов.  Для сравнения, в настоящее время зачет можно сделать равными долями в течение 12 месяцев, а по объектам недвижимости – в течение 36 месяцев.  

Из новой версии НК предлагается исключить упрощенный порядок уплаты НДС, так как он, по мнению экспертов, невыгоден предприятиям – он не позволяет им засчитывать входной налог. Одновременно расширяется перечень плательщиков НДС, к числу которых прибавятся сельхозпроизводители, рынки, адвокатские бюро и фирмы, постоянные учреждения иностранных юридических лиц.

Согласно проекту нового НК, безвозмездно переданное имущество или оказанные услуги можно не облагать НДС при условии экономической оправданности. 

Также новый НК предусматривает отмену ряда отчетов и справок. Налогоплательщики с совокупным доходом за налоговый период до 5 млрд сумов ($533,3 тыс.) больше не будут сдавать справки по текущим платежам и по прогнозу прибыли.

В соответствии с проектом нового НК, при определении налоговой базы по налогу на прибыль из совокупного дохода предприятий вычитаются  все экономически оправданные затраты, которые произведены в целях получения дохода. Кроме того, компании смогут сэкономить на инвестиционным вычете при подсчете налога на прибыль в размере 10% от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое, технологическое перевооружение производства, местное программное обеспечение и 5% от суммы средств, направляемых на расширение производства в любом виде.

При этом в новой редакции кодекса остаются ранее критикуемые экспертами множественность налоговых режимов для различных видов деятельности, декларативность прав налогоплательщика и непрозрачность форм налогового контроля, который одинаково распространялся на всех налогоплательщиков вне зависимости от их законопослушности.

Бухгалтер одной из ташкентских фирм на условиях анонимности рассказал, что, несмотря на ряд декларируемых облегчений по сравнению со старой системой, после частичного принятия нового НК вести бухгалтерию стало гораздо труднее из-за увеличившееся налоговой нагрузки. Отчетов стало больше. Кроме того, выходят очень много документов, касающихся налогообложения. «Оно еще не успеет вступить (в силу – прим. ред.), как начинает приходить требования», - отмечает собеседник «Курсив».

В другой столичной компании, напротив, отметили, что после изменения ряда положений НК с начала текущего года посчитать зарплату сотрудников и налоги действительно стало легче. Были отменены некоторые виды налогов и снижены размеры обязательных отчислений. При этом расширение списка плательщиков НДС привело к увеличению цен на услуги бухгалтерских фирм в среднем на 20%. Кроме того, некоторые виды отчетов теперь требуется предоставлять не ежеквартально, как раньше, а ежемесячно. 

Обсуждение проекта НК продлится до 17 сентября.
 

1014 просмотров

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance