Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Казахстанские машиностроители встраиваются в евразийское импортозамещение

Они должны стать частью общей производственной цепочки

Фото: Shutterstock.com

В ЕАЭС создается общая карта индустриализации – это перечень предприятий стран Евразийского экономического союза и выпускаемой ими продукции по отраслевой принадлежности. Имея четкое представление, кто, где и что производит, государству легче координировать общую промышленную политику, а предприятиям различных отраслей – встраиваться в производственные цепочки друг друга. Основная задача, под которую создается карта индустриализации, – реализация совместных импортозамещающих проектов. 

Операция «Индустриализация»

Карта индустриализации может стать дополнительной возможностью для казахстанской машиностроительной продукции на рынке ЕАЭС. На сентябрьском форуме машиностроителей рес­публики представитель руководства НПП Евгений Больгерт заявил, что включение в эту карту казахстанских предприятий станет одним из главных направлений деятельности государства и бизнес-объединений на внешнем участке. 

«Сегодня каждая из стран стремится реализовать свою программу по импортозамещению. Мы видим сегодня, что наши компании, к сожалению, не могут пробиться в программы по импортозамещению того же «Газпрома» и крупных нефтегазовых компаний России, – сказал Больгерт. – Поэтому мы продвигаем наши компании. По отрасли железнодорожного машиностроения 12 компаний нам удалось включить в число приоритетных, рассматривающихся как кандидаты на промышленную кооперацию в сфере выпуска продукции для транспортного сектора. И по другим подотраслям машиностроения такая работа ведется, поскольку формируется карта индустриализации ЕАЭС. Я надеюсь, что наши компании смогут также найти отражение в ней и получить приоритетное право на участие в госзакупках в странах ЕАЭС и в кооперационных проектах», – добавил он. 

Кооперационные проекты уже есть: так, в июле было подписано соглашение с ПАО «КамАЗ» о производстве в Казахстане главной передачи ведущих мостов и чугунного литья для российского производителя. 

По мнению участников рынка, еще один плюс кооперации – решение проблемы экспортных поставок в страну некоторых дефицитных видов сырья для производства комплектующих. Например, спецстали, потребность в которой составляет около 2 млн тонн в год и, по оценке МИИР, будет нарастать в дальнейшем. Сейчас эту проблему пытаются обойти за счет продажи сырья отечественным производителям по льготным ценам. По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Аманияза Ержанова, норма о льготных ценах на дефицитное для казахстанского рынка сырье заложена в «Дорожной карте развития машиностроения на 2019–2024 годы». 

Кооперация лучше льгот 

Старший партнер Центра стратегических исследований (CSI), экономист Олжас Худайбергенов считает межстрановую кооперацию более надежным и эффективным механизмом развития машиностроения, чем господдержка.

По наблюдениям Худайбергенова, объем обрабатывающей промышленности, в которую входит и машиностроение, в Казахстане упал с 28% к ВПП в начале 90-х годов прошлого столетия до 10% к ВВП в нынешнее время. Причем в начале 2000-х этот показатель составлял 16% к ВВП, а затем продолжил падение, несмотря на то, что в стране прошли сразу две пятилетки индустриализации. «Госпрограмма форсированного индустриально-инновационного развития играет скорее роль сдерживающего фактора, чем фактора развития: не будь этой программы, мы бы упали еще сильнее. Как такового роста обрабатывающей промышленности нет», – утверждает эксперт. 

По оценке Худайбергенова, меры налоговой поддержки машиностроения, которые принимает государство, упираются в размытость ответственности государственных органов. Саму налоговую политику разрабатывает Министерство национальной экономики, но реализует Министерство финансов, для которого главным индикатором является сбор налогов. И поэтому споры вокруг налоговой политики иногда доходят до смешного. 

«Я сам присутствовал на рабочей группе по вопросу предоставления налоговых льгот для создания проектов по добыче и переработке олова. У нас нет оловянной промышленности, но сотрудники Комитета государственных доходов зарубили это предложение, – говорит Хубайбергенов. – На вопрос: «Почему вы отказываете в налоговой льготе?» они ответили: «У нас будут потери бюджета». Но ведь оловянной промышленности же еще нет, какие могут быть потери бюджета? Пусть сперва промышленность появится – нет, они заранее уже просчитывают потери бюджета. То есть логика направлена только на сбор, она мешает, налоговая политика должна включать в себя и расширение налоговой базы», – отмечает экономист.

По его мнению, эффект от кооперации с российскими и белорусскими предприятиями для казахстанской машиностроительной отрасли будет больше, чем от предоставления неработающих льгот и преференций на внутреннем рынке. Особенно если эта кооперация будет подкреплена межстрановыми соглашениями, убирающими и гласные, и негласные бюрократические барьеры. И тогда, уверен эксперт, многим предприятиям обрабатывающего сектора гос­поддержка будет просто не нужна. 

«Если взять все проблемы взаимоотношений с государством, то они в себестоимости нашей продукции составляют примерно 50%. То есть если все эти проблемы решатся, себестоимость продукции сократится примерно в два раза, и вдруг окажется, что и продукция конкурентоспособна, и многие вопросы мы можем сами решать», – заключил Худайбергенов.


1164 просмотра

Самые кассовые отечественные фильмы

И особенности их производства

Фото: Shutterstock.com

Ввиду большого количества киностудий, выбора региона местом для съемок фильмов и производства каждого второго мультфильма в стране Шымкент нередко называют казахстанским Голливудом и столицей казахской анимации. Оценивать такие высказывания можно по-разному, но бесспорно одно: третий мегаполис Казахстана стал одним из центров отечественной киноиндустрии.

Фильмы особого значения 

Главная особенность анимации и кино Шымкента – тяготение к фольклорной и национально-исторической тематике. Подавляющее большинство снятых и снимающихся здесь фильмов повествует о народных и исторических героях, памятных эпизодах отечественной истории. 

Самый яркий образец и, к слову, самая крупная кинокомпания города – студия «Сак». Ежегодно здесь выпускают около десяти работ. Мультфильмы и картины студии показывают на национальных телеканалах, они получают международные призы. В их числе, например, исторический сериал «Толе би», детский сериал «Томпақ», мультфильм «Қошқар мен Теке». 

Работы создаются за счет бюджетных средств. Режиссер студии, экс-председатель Ассоциации аниматоров Казахстана Батырхан Дауренбеков, рассказал «Курсиву», что в рамках программы «Рухани жаңғыру» за последние два года было снято шесть фильмов и шесть мультфильмов. 

Затрагивая вопросы коммерции, Батырхан Дауренбеков отметил, что аниматоры находятся в странном положении.

«Мы являемся предпринимателями. Однако если представителям других сфер оказывается поддержка в виде субсидий, льготных кредитов и других мер, то для нас она не предусмотрена. Нам говорят: в законе ничего не оговорено про аниматоров, вы не являетесь производителями. Но ведь кино, мультфильмы – это тоже производство, конечно же, особого характера», – говорит режиссер.

Кстати, о необходимости государственного финансирования анимационных произведений, воспитывающих подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма и идеологии, не раз говорил и известный шымкентский режиссер, президент дважды проводившегося в Шымкенте международного фестиваля анимационного кино «Алтын жебе» Керимбек Ниязбаев. Он прямо назвал мультфильмы телепедагогикой.

Впрочем, режиссер также с грустью отмечает, что даже в эту сферу уже проникла коррупция. По словам Керимбека Ниязбаева, при выделении денег для производства мультфильмов в рамках госзаказа также имеют место пресловутые откаты.

Можно ли здесь заработать?

Режиссер и продюсер, руководитель студии «Киножуз» Жорабек Мусабаев никогда не полагался на стороннюю поддержку и снял начиная с 1990-х более десяти картин на свои деньги. Он признается, что понесенные затраты оправдал только один фильм – «Сговор», который шел в кинопрокате в 2014 году. Бюджет фильма, по словам создателя, составил $30 тыс., и это относительно скромные цифры. Самой дорогой в его фильмографии стала картина «Фараон», куда он вложил более $500 тыс.

Режиссер уверен, что в казахстанском прокате никогда не компенсируются затраты на фильм с бюджетом выше $50 тыс.

«У нас нет для этого достаточно рынка, такого проката. Причем речь идет только о возвращении вложенных средств, о получении прибыли я вообще не говорю», – сказал Жорабек Мусабаев. 

Поэтому он не верит, когда заявляют о том, что тот или иной казахстанский фильм с бюджетом, например, $1 млн стал кассовым. В качестве аргументов режиссер приводит статданные: в кино ходит только 1% населения, соответственно, больших денег на показах в Казахстане не собрать. Исключением, по мнению режиссера, являются лишь картины мирового уровня. 

Не кино единым

В разговоре с корреспондентом «Курсива» Жорабек Мусабаев признался, что сам он никогда не ставил перед собой цели заработать и не относился к кино как к бизнесу: это его хобби, страсть. Заниматься искусством, не задумываясь над материальными потерями, ему позволяет другой бизнес. 

И это также является одной их характерных черт шымкентского кинопроизводства, вероятно, связанной с присущей южанам предпринимательской жилкой. Практически все студии не занимаются исключительно кино, а имеют параллельный бизнес. Это типографии, коммерческие проекты, оказание услуг по постобработке и монтажу чужих фильмов.

Например, детская киностудия «Мейрам» зарабатывает деньги на обучении детей актерскому мастерству, потом вкладывает собранные средства в съемки фильмов.

Директор этой студии Мейрамбек Агадилов рассказал, что особой выгоды производить кино небольшим компаниям нет. Поэтому многие стремятся максимально сэкономить бюджет. По словам Агадилова, его студия может снять коротокометражку даже за 100 тыс. тенге. Для этого нужно не тратиться на аренду, а использовать в качестве места действия окружающую природу, находящиеся рядом здания и заведения, учитывая это еще на этапе написания сценария. Но если стоит задача попасть в кинопрокат, то, как отметил собеседник, на фильм придется затратить минимум 10 млн тенге.

Между тем Шымкент и Туркестанская область уже служат привлекательным съемочным местом для приезжих кинематографистов. Сюда едут снимать фильмы в силу ряда факторов, таких как изобилие историко-культурных памятников, наличие всех типов местности, благоприятный климат, относительная дешевизна товаров и услуг.

samye-kassovye-otechestvennye-filmy.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций