Перейти к основному содержанию

1080 просмотров

Казахстанские локомотивы могут быть поставлены в Таджикистан и Молдову

Схема финансирования поставки пока не определена

Фото: Shutterstock.com

Казахстан ведет переговоры по экспорту локомотивов в Молдову и Таджикистан, сообщил директор департамента страхования АО «Экспортная страховая компания KazakhExport» Куаныш Мукажанов.

«Азербайджанская железная дорога была покупателем (казахстанских локомотивов). У нее была потребность в 10 локомотивах, но не было средств, чтобы за эти локомотивы расплатиться. Требовался финансовый продукт. Мы его структурировали совместно с «БРК-Лизинг». Переговоры сначала велись самим «Банком развития Казахстана», но из-за того, что на тот момент у нас капитал был только 12 млрд тенге, а сумма сделки была $50 млн, мы не могли позволить себе взять на себя риски на 8 миллиардов тенге при капитале 12 млрд тенге», – сказал он 13 сентября на седьмом форуме машиностроителей Казахстана.

По его словам, в результате 70% риска взяла на себя дочерняя структура Исламского банка развития.

«Поэтому мы искали емкость за рубежом, куда можно было часть риска – 70% – передать в перестрахование. Данный риск некоммерческий, то есть обычные страховые компании не берут его на себя, поэтому мы обращались именно в экспортно-кредитные агентства. Согласилось экспортно-кредитное агентство Ай-Си-Эк (Саудовская Аравия), которое работает по законам шариата, «дочка» Исламского банка развития», – сказал Мукажанов.

Поэтому, отметил он, нужно было предоставить такой финансовый инструмент, который бы не противоречил законам шариата.

«Лизинг оказался подходящим инструментом, поэтому мы стали структурировать сделку в форме лизинга, то есть «БРК-Лизинг» получил деньги от «Банка развития Казахстана», профинансировал Азербайджанскую железную дорогу, весь риск поэтому мы взяли на себя, 70% передали в АйСиЭк. Получился экспорт. По такой схеме мы сейчас ведем переговоры об экспорте локомотивов в Молдову, Таджикской железной дороге», – сказал Мукажанов.

Ранее два казахстанских локомотива было экспортировано в Таджикистан.

В свою очередь президент АО «Локомотив курастыру зауыты» Марат Тлеубаев сообщил «Курсиву», что компания должна поставить ранее законтрактованные дизельные локомотивы в Молдову.

«На Молдову мы конкурс выиграли, сейчас собираем. До конца июня мы должны выдать 12 единиц (локомотивов)», – сказал он.

По его словам, Таджикистан проявил интерес к покупке двух локомотивов. «Один мы продали, по второму ждем финансирования от них. Они хотят изменить серию маневрового локомотива. Как сами определятся – мы готовы», – сказал Тлеубаев.

По его мнению, Таджикистан может пойти на приобретение новых локомотивов, но это будет зависеть от роста грузопотока в этой стране.

«Изменится в большую сторону – они вынуждены будут покупать. Точно так же, как у нас в Казахстане», – сказал он.

1 просмотр

Халықтың инфляция жеп қойған ақшасын кім қайтарады?

Отандық өнім бағасының өзі 10-15%-ға қымбаттаған

Фото: ашық дереккөздерден алынды

2020 жылдың 1-қаңтарынан мұғалімдердің еңбекақысы 25%-ға, мәдениет саласы қызметкерлерінің айлығы 35-50%-ға, әлеуметтік сала қызметкерлерінікі - 30 %-ға өсті. Сондай-ақ шәкіртақы мен зейнетақы көлемі де 800 теңгеге көбейді. 

Сол-ақ екен, елдегі азық-түлік өнімдері бірден 10-15%-ға шарықтап кете барды. Бастапқыда, мұны біз Қытай  эпидемиясының салдары, шекарадағы шектеу дедік. Бірақ  мамандар алға тартып отырғандай, елде отандық өнімдердің де бағасы қаңтар айынан бері қымбаттап шыға келген. 

Сала мамандарының пайымдауынша, нақ қазіргі қалыптасып отырған қымбатшылық жайғдайында халықтың табысына мардымсыз үстемақы қосылып отыр.

Экономист-ғалым Жаңабай Алдабергеновтың айтуынша, 10-15, 20-25 пайыздық үстемақы қосу халықты қымбатшылықтан құтқармайды. Мысалы, біздегі орташа еңбекақы көлемі 120 мың теңгенің айналасында.

 Ал енді санаңыз, қазір бір айға, ең аз дегенде, азық-түлік сатып алуға 60-70 мың теңге кетеді. Қала халқының төлейтін коммуналдық қызметақысы бар. Ауыл халқының жем-шөбінен бастап, отынуы-суына дейін қымбаттаған. Алдағы уақытта да қымбатшылықтың жалғаспайтынына қатысты ешбір инстанция кепілдік бере алмайды. 

«Біз қазір әлеуметтік аз қамтылған топтарға үлкен салмақ түсіріп отырмыз. Соңғы бес жылда халықтың ақшаны тамақтан үнемдеуі көп нәрсені аңғартады», - дейді экономист-ғалым. 

Сарапшының пайымдауынша, үкімет алдағы екі жылда сауатты шешімдер қабылдауы тиіс. Әсіресе, елдегі орташа еңбекақы мен ең төменгі күн көріс деңгейіне қатысты нақты шешімдер қабылдайтын кезең жетті. 

«Сондай-ақ халықтың зейнетақы қорындағы қаржысы да құнсызданып жатыр. Оны да мойындаған жөн. Депозиттерде жатқан қаржы да қазір құнсыз. Бірақ біздегі депозиттерге қосылатын үстеме пайыз өскен жоқ. Мұның барлығына қатысты нақты нақты шешімдер қабылдайтын кез келді»,- дейді Жаңабай Алдабергенов. 

Ол үшін маман айтып отырғандай, бірінші кезекте, келесі шаралады жүзеге асырған жөн:

  • халық тұтынатын азық-түлік себетінен бастап, орташа еңбекақы көлемі, күн көріс деңгейі қайта сұрыпталуы қажет;
  • үкімет монополистерге шектеу қоя білуі тиіс, тариф бағасын қолдан көтеруге, газ, жанар-жағармай бағасын, транзиттік қызметтерді орынсыз қымбаттатуға жол берілмеуі керек.

Үкімет өсірген еңбекақыны инфляция жеп қоймауы үшін, алдымен, осы іспетті шараларды орындауға мән беру керек, деген сенімде мамандар.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif