Перейти к основному содержанию
2915 просмотров

Казахстан планирует догнать Японию

Республика намерена снизить инвестиционные риски

Фото: Аскар Ахметуллин

Казахстану необходимо перейти на суверенный кредитный рейтинг с низким уровнем риска (А), сообщил министр национальной экономики Руслан Даленов.

«Сегодня суверенный кредитный рейтинг Казахстана входит в категорию инвестиционной оценки, но уровень риска характеризуется как средний. К 2025 году стране необходимо перейти на следующий уровень в категорию стран с низким уровнем риска – это кредитный рейтинг уровня А-. В эту группу входят такие страны как Чили, Япония, Польша», - сказал он на заседании правительства 17 сентября.

Для достижения этой задачи, по его словам, республике необходимо диверсифицировать структуру экономики, оздоровить банковский сектор и ужесточить бюджетную дисциплину.

Даленов отметил, что суверенные кредитные рейтинги являются наиболее значимым фактором для инвесторов. Эти рейтинги составляются такими агентствами, как Standard&Poor’s, Moody’s и Fitch. В августе текущего года эти рейтинговые агентства подтвердили свои рейтинги (BBB-/Baa3/BBB).При этом Moody’s повысил свой прогноз со «стабильного» на «позитивный».

В рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business» Казахстан в 2019 году занял 28 место из 140 стран мира.

«Мы ставим себе цель войти в первую двадцатку к 2025 году. Сегодня, это уровень таких стран, как Финляндия, Австралия и Латвия. Сдерживающими факторами в этом рейтинге являются: сфера международной торговли, процедуры подключения к системе электроснабжения, получения разрешений на строительство, получения кредитов и налогообложения, а также регистрации предприятия и собственности», - сказал Даленов.

В разрезе регионов Казахстана, по условиям ведения бизнеса лидируют Алматы, Актау и Актобе. Отстающими являются Караганда, Усть-Каменогорск и Тараз. Следующий региональный обзор Всемирного банка планируется в 2021 году. В связи с этим, полагает министр, местным исполнительным органам необходимо обратить внимание на сдерживающие факторы для улучшения своих позиций к тому времени.

Уровень развитости торговой и транспортной инфраструктуры измеряется рейтингом LPI Всемирного банка. Индекс помогает странам определить вызовы и возможности в развитии торговой логистики. Казахстан в этом рейтинге по итогам 2018 года занял 71 место. 

«Стране к 2025 году необходимо попасть в топ-40 стран. Это такие страны, как Израиль, Исландия, Малайзия. Сдерживающими факторами в этом рейтинге являются: качество торговой и транспортной инфраструктуры, легкость организации международных перевозок, эффективность таможенного и пограничного контроля, а также возможность отслеживания грузов», - сказал Даленов.

Кроме того, в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума по эффективности таможенного оформления Казахстан планирует войти в топ-40 стран наряду с Израиль, Чехия и Чили. Для этого республике необходимо улучшить пропускную способность пунктов таможенного досмотра и эффективность самих проверок.

По рейтингу школьного образования PISA, который каждые три года измеряет качество обучения математике, естественным наукам и чтению, к 2025 году Казахстан должен войти в топ-40 с 53 места 2012 году (по итогам 2018 года будет опубликован в декабре 2019 года).

«Качество высшего образования оценивается международными рейтингами университетов. Это мировой рейтинг вузов QS. Это рейтинг лучшей тысячи вузов мира. Только 10 вузов Казахстана входят в этот рейтинг. КазНУ занимает лишь 207 место. К 2025 году казахстанским вузам необходимо войти в топ-150», - резюмировал министр.

1 просмотр

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance