В Карагандинской и Костанайской областях отремонтируют дороги на 60 млрд тенге

В этом году будут реконструированы 4,4 тыс. км казахстанских дорог

фото: shutterstock.com

4,4 тыс. км казахстанских дорог будут реконструированы в 2019 году, в том числе 1,6 тыс. км республиканских трасс. Все эти работы идут в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», которая сейчас выступает драйвером дорожного строительства в Казахстане.

Дороги с иголочки

Около 28 млрд тенге потратят на ремонт автодорог Карагандинской области – долю дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии здесь собираются увеличить с 80 до 90% к 2020 году.

В этом году в Карагандинской области запланирован ремонт 63 км автодорог республиканского значения, а также 363 км – местного. Большая часть из 28 млрд тенге будет потрачена именно на восстановление республиканской дорожной сети – 14,7 млрд тенге. Речь идет о завершении реконструкции участков транспортного коридора Центр – Юг: автодороги Темиртау – Караганда и Северо-Восточного обхода Караганды протяженностью 15 км и 48,4 км соответственно.

Screenshot_1.png

«Дорога Караганда – Темиртау будет иметь цементобетонное покрытие, шестиполосное движение. Помимо выполнения прочих работ, подрядная фирма ТОО «Сейсер» устраняет на дорожном полотне трещины, появившиеся весной прошлого года. Северный и Восточный обходы Караганды покроют асфальтобетонным покрытием. Транспортный поток будет двигаться по четырем полосам. Завершение реконструкции намечено на октябрь-ноябрь 2019 года», – рассказал директор Карагандинского филиала НК «КазАвтоЖол» Айдос Серик.

Кроме того, в этом году началась реконструкция еще двух участков транспортного коридора Центр – Юг. Это Караганда – Балхаш (362,6 км) и Балхаш – Бурылбайтал (143 км). Кредит на проведение работ в размере 52,4 млрд тенге предоставил китайский ЭксимБанк. Дорогу Караганда – Балхаш планируют сдать к 2022 году. Чтобы планы не сорвались, в регионе создали специальный штаб по контролю за ходом работ.

По подсчетам специалистов, ежесуточно через Караганду проезжает около 22 тыс. транспортных средств. Новая дорога вокруг города даст возможность пустить транзитный трафик в объезд, что в свою очередь положительно скажется на состоянии внутренних автодорог. Благодаря реконструкции транспортного коридора Центр – Юг улучшится автодорожная инфраструктура, сократится дальность перевозок и время нахождения автомобилей в пути, повысится безопасность движения, а также улучшится экологическая обстановка.

В рамках развития местной дорожной сети, за счет средств программы «Нурлы жол», в регионе реконструируют автодорогу Новодолинка – Шахан – Молодецкое (17 км) и мост через реку Жаман Сарысу, который два года назад разрушили весенние паводки. Кроме того, уже идет полным ходом капитальный ремонт 19 км автодороги Караганда – Сарань – Шахтинск, которая соединяет города-спутники с областным центром. Средний ремонт предусмотрен на 19 участках дорог общей протяженностью 300 км.

Нурлыжол_0.png

Важные республиканские

В Костанайской области в 2019 году на проведение работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог республиканского значения выделено 9,4 млрд тенге – это на 200 млн тенге больше, чем год назад, и 28% этих средств уже вложены в дело. 

На начало строительно-монтажных работ по реконструкции важного участка автомобильной дороги республиканского значения  Костанай – Карабутак протяженностью 114 км выделено 4 млрд тенге. Это только часть от 36 млрд тенге, которые будут потрачены здесь до 2021 года.

«Здесь ремонт разделен на участке. На первом, от поселка Денисовка до поселка Перелески, протяженностью 34,6 км, работает подрядная организация ТОО «ИВРУС». Сумма договора составляет 6,9 млрд тенге, но на этот год им выделен 1 млрд тенге. За второй участок, от поселка Перелески до станции Тобол, протяженностью 30,1 км, отвечает подрядная организация ТОО «АБК-Автодор НС». Сумма договора составляет 7,8 млрд тенге. В этом году им также нужно освоить 1 млрд тенге», – рассказал «Курсиву» директор Костанайского филиала АО НК «КазАвтоЖол» Андрей Горват.

На этих участках дорога из третьей категории перейдет во вторую, а близ Рудного – в первую, с четырехполосным движением, которое заменит двухполосное. Ремонт на участках идет в две смены.

На капитальный ремонт автодороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы в районе п. Севастопольское выделено 292 млн тенге, 237 млн из них автодорожные строители намерены освоить уже до конца октября 2019 года.

«Завершается разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт 3 км дороги Жезказган – Петропавловск со строительством моста через реку Бала-Терисаккан, на капитальный ремонт 37 км автодороги Денисовка – Житикара – Мюктиколь – граница РФ с обустройством пункта пропуска на казахстанско-российской границе «Кондыбай» выделено 26 млн тенге. Ее ремонт приведет к равномерному распределению транспортных потоков в Российскую Федерацию и снизит интенсивность движения по опасным участкам Уральских гор, разгрузит международный пункт пропуска «Кайрак», что тоже важно», – добавил Андрей Горват.

В 2019 году на средний и текущий ремонты направлено более 3,5 млрд тенге. На эти деньги будут отремонтированы 89 км автодорог, в числе которых, например, Жезказган – Петропавловск вблизи города Аркалык, приведены в порядок размытые отсосы и кюветы, а в районе поселка Боровское на автодороге Мамлютка – Костанай и села Федоровка по трассе Алматы – Екатеринбург установлено освещение. В целом на ремонт дорог в Костанайской области в этом году выделено почти 33 млрд тенге.

Нурлы Жол.png

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстанские правительственные чиновники ожидают экономический рост к концу года

На фоне негативных прогнозов регулятора и международных институтов

Фото: Depositphotos/irstone

В первом полугодии 2020 года ВВП страны ушел в отрицательную зону – величина падения составила 1,8%.
 
Ухудшение показателей произошло во II квартале, так как, по информации МНЭ, по итогам первых трех месяцев рост ВВП составлял 2,7%. Являются ли результаты второго квартала дном, станет ясно из осенней статистики. 

Прогнозы оптимистов и пессимистов

На расширенном заседании правительства Казахстана, которое прошло в закрытом режиме, премьер-министр Аскар Мамин заявил, что «на фоне глобальных негативных трендов в первом полугодии ВВП Казахстана снизился на 1,8%». Это означает, что во II квартале 2020 года, в период действия карантина, экономика серьезно просела, так как по итогам I квартала Министерство национальной экономики фиксировало рост ВВП на 2,7% относительно аналогичного периода прошлого года.

При этом, как следует из опубликованной на официальном сайте МНЭ РК информации, в первом полугодии наблюдался устойчивый рост в реальном секторе экономики. Производство товаров выросло на 4,1%. Основными его драйверами стали строительство (+11,2%) и обрабатывающая промышленность (+4,8%), рост которой обеспечен за счет автомобилестроения (46%), фармацевтики (24%), производства готовых металлических изделий (20%), легкой промышленности (8%), производства резиновых и пластмассовых изделий (8%) и бумаги (15%). Положительная динамика также отмечена в горнодобывающей промышленности (2,2%). Ввод жилья по стране вырос на 7,3%.
 
Похоже, что в целом правительство продолжает достаточно позитивно оценивать ситуацию в экономике. Буквально накануне расширенного заседания правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев заявил, комментируя годовой прогноз по ВВП, что «на сегодняшний день эта цифра составляет -0,9%. По итогам полугодия мы еще будем делать перерасчеты. Есть основания полагать, что к концу года мы можем выйти на небольшой положительный рост».

Такое утверждение не сходится не только с международными оценками роста ВВП Казахстана, но и с прогнозом Национального банка. Последний в своем «Обзоре инфляции. Июнь-2020» констатировал: «Согласно прог­нозам Национального банка, в 2020 году ВВП Казахстана сократится на 1,8%. Предполагается отрицательный вклад со стороны внутреннего спроса и чистого экспорта». 

Напомним, МВФ в своем июньском отчете ухудшил прогноз по росту экономики Казахстана в 2020 году с -2,5% до -2,7%. В сторону ухудшения пересмотрел свой прогноз по росту ВВП РК в 2020 году и Азиатский банк развития – с +1,8% в апреле до -1,2% в июне. Всемирный банк считает, что ВВП Казахстана ожидает в этом году еще большее падение (-3%). 

Оптимизм Мади Такиева основан на том, что «многие меры поддержки предпринимательства в Казахстане были приняты со значительным временным лагом»: например, налоговые льготы действуют до 1 октября текущего года. И поскольку на фоне высокой динамики производственного сектора в последующие месяцы в случае благоприятной эпидемиологической ситуации сектор услуг в стране будет набирать темпы, наверстывая упущенное в первом полугодии, в МНЭ предполагают возможность «небольшого положительного роста». То есть фактически речь шла о том, что в секторе производства и так все более-менее нормально, и если сектор услуг покажет быстрые темпы восстановления, то это позволит вывести ВВП в положительную зону. Следует отметить, что эти заявления прозвучали до принятия решения о введении в июле ограничительных карантинных мероприятий, которые вновь ударили по сектору услуг. Но и кроме этого, как показывают итоги полугодия, есть ряд факторов, которые заставляют с осторожностью относиться к оптимизму МНЭ. 

Что с драйверами?

В предыдущие несколько лет ключевыми драйверами экономического роста в стране были крупные проекты (например, газопровод «Сарыарка»), госинвестиции и потребительский спрос. 

Но тот же Нацбанк прямо констатирует, что «потребительский спрос, который в течение последних двух лет являлся одним из драйверов роста, в 2020 году будет вносить отрицательный вклад в динамику ВВП. Спад потребительского спроса будет обусловлен снижением реальных денежных доходов населения на фоне сокращения деловой активности в реальном секторе».  

«Наибольшее сокращение внутреннего потребления ожидается во II и III кварталах 2020 года. Ограничивающим фактором наряду с доходами станет более слабый курс тенге по сравнению с прошлыми периодами и ускорение инфляции», –  полагают аналитики Нацбанка.

Объем инвестиций в основной капитал, по данным Комстата, в январе – июне 2020 года cоставил 5215,6 млрд тенге, что на 2,9% меньше, чем в январе – июне 2019 года. Здесь кривая падения выглядит следующим образом: в I квартале рост 5,1%, но уже по итогам января – апреля 2020 года инвестиции в основной капитал замедлились до 0,9% в годовом выражении, в мае рост составил 0,1%. 

По оценке Нацбанка, основной вклад в это замедление внесло снижение инвестиций в горнодобывающую промышленность на 2,3% (доля этого сектора в общем объеме инвестиций в I квартале 2020 года составляла 57%). 

Снижение инвестиций было отмечено также в строительстве (на 51,4%), торговле (на 33%), на транспорте (на 25,4%), в профессиональной, научной и технической деятельности (на 62,1%) и обрабатывающей промышленности (на 8,6%). 

Еще одним важным фактором, который оказывает ключевое влияние на развитие экономики Казахстана, являются крупные проекты. И здесь не слишком радужные перспективы.  «Вместе с тем все еще сохраняется высокая неопределенность, связанная с реализацией крупных проектов в промышленности, что повышает риски более сильного спада накопления основного капитала, в случае если проекты будут отложены или заморожены», – считают в Нацбанке.

Минус сырье

Положительные итоги первого полугодия в отраслях, которые являются базовыми для экономики страны, – это тоже в основном следствие работы в I квартале. 

Напомним, начало года ознаменовалось резким падением цен на основные продукты казахстанского экспорта. Тем не менее внешнеторговый оборот в январе – марте 2020 года вырос на 2,7% в годовом выражении за счет увеличения объемов экспорта на 4,2% и сохранения объемов импорта практически неизменными (снижение на 0,06%). Рост объемов экспорта в стоимостном выражении на 4,2% был обеспечен исключительно увеличением экспорта минеральных ресурсов (рост на 14,3%). Все остальные товарные позиции показали спад.

Так, экспорт нефти в физических объемах вырос на 14% за счет увеличения объемов экспорта в Италию (рост на 14,5%) и Нидерланды (на 66,9%). Сокращение экспорта нефти во Францию, Швейцарию и Корею нивелировалось его ростом в Китай (в 2,1 раза), Литву (в 2,1 раза), Польшу (в 4,3 раза), Индию (в 3,8 раза), Турцию (на 82,3%). 

Наблюдалось увеличение экспорта руд, за исключением хромовых и марганцевых, направляемых в Россию. 

Экспорт цветных металлов в стоимостном выражении снизился на 33%, чему способствовало снижение как физических поставок, так и ценовой динамики. Сокращение экспорта черных металлов (ферросплавов) обусловлено существенным ухудшением ценовой динамики. При этом физические поставки черных металлов в I квартале 2020 года выросли на 28,1% в результате увеличения экспортных поставок в Россию (в 4,3 раза), Индию (в 4,5 раза), Китай (на 23%). 

В результате итоговые показатели за полугодие составили по углю – 101,9% относительно аналогичного периода прошлого года, железной руде – 107,9%, по нефти – 101,3%, и это с учетом вступивших в силу ограничений в рамках ОПЕК+. Следует отметить, что Казахстан фактически начал полностью выполнять условия соглашения ОПЕК+ только в июне, пообещав, что нагонит недостающее впоследствии. И эти обещания придется выполнять: Bloomberg сообщает, что ОПЕК+  будет добиваться дополнительных сокращений производства от тех членов, которые не выполнили квоты. По словам делегатов, технический комитет обозначил планы для таких стран, как Ирак, Нигерия и Казахстан, по внесению дополнительных 842 тыс. баррелей в сутки компенсационных сокращений в августе и сентябре. Если это произойдет, то стоит ожидать существенного сокращения реального экспорта на фоне снижения добычи нефти и газового конденсата, и тогда итоги III квартала могут оказаться хуже, чем -1,8% во втором.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg