Перейти к основному содержанию

34933 просмотра

Сколько лет копить на квартиру в Нур-Султане

Посчитали, как долго нужно откладывать среднюю зарплату на двушку в столицах бывшего СССР

Фото:shutterstock

Объемы ипотечного кредитования в Казахстане растут с каждым годом. Сегодня это, пожалуй, самый простой способ улучшить свои жилищные условия. На долю ипотечных займов приходится треть всех выданных кредитов в стране. Но если отказаться от ипотеки и попытаться накопить на квартиру? Мы взяли средний доход и стоимость двухкомнатных апартаментов в столицах бывшего СССР и сравнили, сколько их жителям придется откладывать на новое жилье. 

По данным Национального банка РК, в мае этого года в республике было выдано ипотечных кредитов на 69,7 млрд тенге. По сравнению с январем рост составил почти 50%. Примерно две трети всех выданных жилищных займов приходится на три крупнейших города страны – Нур-Султан (22,9 млрд тенге), Алматы (15,9 млрд тенге) и Шымкент (2,1 млрд тенге). 

Этим же трем городам достались и самые большие объемы вводимого в стране жилья: по сравнению с другими регионами – почти треть из 4,6 млн кв. м, введенных в строй с января по май этого года. Комитет по статистике Министерства нацэкономики РК оценивает среднюю себестоимость строительства одного квадратного метра в многоквартирном доме по республике в 105,6 тыс. тенге. 

Рыночная цена одного квад­ратного метра в среднем превышает эту оценку в 3,5 раза. Поэтому для казахстанцев ипотека – по-прежнему самый распространенный способ улучшить свои жилищные условия. И в этом жители нашей страны ничем не отличаются от граждан других государств бывшего СССР – при среднем доходе накопить на собственное жилье везде проблематично. Однако в Нур-Султане это можно сделать быстрее, чем, скажем, в соседних Ташкенте и Бишкеке. 
Имея среднюю месячную зарплату в 233,5 тыс. тенге – по данным официальной статистики, именно столько получает в среднем житель Нур-Султана, – откладывать на двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м ему придется 6 лет. Столько же среднемесячных зарплат потратят на аналогичное жилье киевляне и жители Кишинева. 

Самая высокая стоимость квад­ратного метра на пространстве бывшего Союза в столицах России и Эстонии. Правда, и средний уровень доходов там выше. Чтобы купить двушку, москвичам и таллинцам придется копить 7 лет. Столько же времени потребуется и жителям Тбилиси за счет соотношения среднего дохода и стоимости квадратного метра в столице Грузии. 

На год больше горожанам нужно копить в Минске, Риге и Вильнюсе. По 9 лет откладывать среднюю зарплату придется в Ташкенте и Ереване. У бишкекчан на это уйдет 10 лет. Почти 12 лет будут откладывать средний заработок жители Ашхабада и Баку. 

Меньше всего повезло душанбинцам. Притом, что в Таджикистане самые низкие зарплаты во всем бывшем СССР, средняя стоимость квадратного метра в столице республики вполне сопоставима с ценами в Кишиневе, Ташкенте или Бишкеке. Откладывать средний доход на квартиру площадью 50 кв. м жителю Душанбе придется почти два десятка лет, в 3 раза дольше, чем в Нур-Султане. 

С учетом средних доходов населения и стоимости квадратного метра жилая недвижимость в Нур-Султане может считаться одной из самых доступных на пространстве бывшего СССР наряду с Киевом и Кишиневом. Но это в относительных цифрах. С учетом того, что значительные объемы недвижимости приобретаются в ипотеку, более доступное жилье все же в Прибалтийских странах, где годовая эффективная ставка составляет от 2 до 2,6%. В Казахстане средняя ГЭСВ составляет 15–17% (это если не брать в расчет различные государственные программы поддержки). И это не самые высокие показатели. Например, в Украине и Таджикистане ипотечные кредиты выдают под 20–30% годовых.
skolko-stoit-dvushka-v-byvshem-sssr.jpg

1167 просмотров

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance