Перейти к основному содержанию

3672 просмотра

Казахстан поставит в Таджикистан локомотивы и вагоны на $35 млн

Кроме того, Таджикистан будет закупать сельхозтехнику

Фото: Shutterstock.com

Представители Казахстана и Таджикистана подписали договоры о поставке казахстанской сельхозтехники и локомотивов. Об этом сообщает Интерфакс-Казахстан со ссылкой на пресс-службу АО «ЭСК "KazakhExport"».

Договоренности были достигнуты в рамках визита премьер-министра РК Аскара Мамина в Таджикистан.

«Республиканское государственное унитарное предприятие «Таджиксельхозлизинг» при поддержке KazakhExport закупит у АО «Агромашхолдинг» комбайны казахстанской сборки марки ESSIL и другую сельскохозяйственную технику», – говорится в сообщении.

Кроме того, Евразийский банк развития и государственное унитарное предприятие «Рохи Охани Точикистон» (Таджикские железные дороги) при страховой поддержке KazakhExport договорились о реализации совместного проекта по приобретению продукции железнодорожного машиностроения на $35 млн.

«Таджикская сторона выразила заинтересованность в приобретении маневренных и магистральных локомотивов АО «Локомотив курастыру зауыты», грузовых вагонов и полувагонов, производимых ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания", а также железнодорожных рельсов, выпускаемых ТОО "Актюбинский рельсобалочный завод"», – поясняется в информации.

По данным министерства национальной экономики РК, товарооборот между Казахстаном и Таджикистаном за 2018 год составил $845,9 млн. Экспорт из Казахстана в Таджикистан за прошлый год вырос на 13,8% и составил $522 млн.

АО «Экспортно-страховая компания "KazakhExport"», входящее в состав холдинга «Байтерек», предоставляет инструменты финансовой поддержки казахстанским экспортерам. Офисы KazakhExport работают в Татарстане, Узбекистане и Таджикистане, до конца 2019 года планируется открытие еще шести офисов зарубежных представителей: в России, Китае, Кыргызстане, Белоруссии.

«Таджиксельхозлизинг» специализируется на поставке в лизинг сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам Таджикистана сельхозтехники и запчастей, а также сервисном и техническом обслуживании клиентов.

АО «Агромашхолдинг KZ» – производитель сельскохозтехники в Казахстане, дистрибьютор продукции белорусской компании «Гомсельмаш» в Казахстане. Производственная мощность «Агромашхолдинг KZ» по выпуску зерноуборочных комбайнов составляет до тысячи единиц в год.

1167 просмотров

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance