Перейти к основному содержанию

4059 просмотров

Как в Казахстане выводить из тени букмекеров

Рассказываем на примере России

Директор Ассоциации конно-спортивных тотализаторов Сергей Побочий

Появление в России Центра учета перевода интерактивных ставок (ЦУПИС) позволило сократить теневой оборот в букмекерском бизнесе в два раза, говорит генеральный директор Ассоциации конно-спортивных тотализаторов Сергей Побочий. О том, что может изменить в отрасли появление аналогичной структуры в Казахстане, российский эксперт рассказал в интервью «Курсиву». 

- Сергей Юрьевич, с чем было связано появление в России Центра учета переводов интерактивных ставок в первую очередь – с проблемами фискального либо какого-то другого характера? 

- Да, в первую очередь федеральный закон  №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который предполагал появление структуры, генерирующей всю информацию о денежных потоках на входе в букмекерские конторы, был призван регулировать всю игровую отрасль в России.

При этом введение функционала Центра учета интерактивных ставок происходило одновременно с объединением организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в саморегулируемые организации, что тоже являлось решением дополнительной проблемы, связанной со структуризацией рынка, его прозрачностью. Одновременно решались вопросы защищенности игроков, добросовестной конкуренции и ее равных условий, шла борьба с нелегальными организаторами азартных игр. 

- Каков был, по оценкам специалистов, размер теневого рынка в букмекерской сфере и какого эффекта по его снижению удалось добиться с внедрением ЦУПИС?

- Очень тяжело оценивать теневой рынок, но вот, по оценкам только одного легального участника рынка, конторы «Лига ставок», доля нелегальных контор в 2017 году составляла в России 60–70%. При этом рынок постоянно растет: в 2018 году россияне, к примеру, сделали на 70% ставок больше, чем в 2017-м. И без нового закона, а также специальных мер со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС) положительного результата в борьбе с теневым оборотом достичь было бы сложно.

Сейчас на сайте ФНС размещается перечень из 33 зарубежных компаний, платежи в адрес которых запрещены, и все банки неукоснительно соблюдают данный запрет. В результате «тень» снизилась вдвое: сейчас соотношение ставок через ЦУПИС и теневой рынок оцениваются многими экспертами как 70/30.

- Какие еще проблемы, помимо увеличения налоговых сборов, решило появление ЦУПИС в России?

- ЦУПИС в первую очередь решил задачу идентификации игроков, контроля их возраста и денежных потоков интерактивных ставок, которые становятся все более популярны. ЦУПИС – это кредитная организация, обладающая лицензией Банка России и подконтрольная ему. Взаимодействие ЦУПИС с саморегулируемыми организациями участников рынка азартных игр позволяет защищать интересы игроков в легальной зоне, интересы государства и самих букмекеров. Легализация рынка сделала возможным продвижение рынка ставок на спорт через спортивные трансляции. Наконец, букмекеры в России производят отчисления спортивным организациям. 

- Как оценивают деятельность центров сами букмекеры, работавшие на этом рынке «в белую» изначально?

- Однозначно положительно: их доходы возрастают благодаря уменьшению тени. При этом интеграция с ЦУПИС не вызвала у них каких-то технических сложностей и не повлекла для них дополнительных затрат. 

- Но если дополнительных затрат на букмекеров содержание ЦУПИС не несет, то за счет каких средств финансируется деятельность ЦУПИС в России? 

- За счет игроков: ЦУПИС, являясь банком или небанковской кредитной организацией, берет за свои расчетные услуги комиссию, что и является источником покрытия операционных расходов и стартовых инвестиций. 

- В Казахстане ведутся споры о целесообразности появления аналогичной структуры – ее противники говорят, что она будет дополнительной нагрузкой на бизнес. Приводит ли, на Ваш взгляд, появление на рынке структур, подобных ЦУПИС, к значительному возрастанию затрат бизнеса, либо эти затраты минимальны и полностью покрываются выгодами от вывода рынка из тени?

- Если говорить о российском опыте, то ЦУПИС обслуживает интерактивные ставки в режиме онлайн. Все операции происходят в безналичном порядке и только через Центр. Таким образом, ЦУПИС позволяет букмекерам снизить издержки на содержание и обслуживание пунктов приема ставок, повышает оборачиваемость, дает новые каналы коммуникаций с игроками. Ведь существуют регионы, где открытие пунктов приема ставок просто нерентабельно для самих организаторов пари или запрещено местными властями.

Привлечь легально такую клиентуру можно исключительно через систему онлайн, а это подразумевает появление такой структуры, как ЦУПИС. При этом все документы и информация об операциях хранятся в электронном виде, прозрачность игрового процесса для игроков повышает доверие к рынку в целом и приводит к его росту. 

- Противники появления такой структуры в Казахстане также апеллируют к уже налаженной системе фискальной системе учета через контрольно-кассовые аппараты. На Ваш взгляд, насколько оправданно появление такого Центра в любой стране мира и что он может дать дополнительно к чисто фискальному контролю? 

- Защиту игроков от нерадивых букмекеров, более точную информацию для регуляторов о масштабах рынка, а также сведения о наличии игроков, которые не могут себя контролировать. Азартные игры могут привести к специфическим нервным расстройствам, что может толкнуть человека на неразумные действия в ущерб себе и семье или даже на нарушение закона. Кроме того, центр учета ставок дает возможность наблюдать за рынком в онлайн-режиме, что позволит вовремя принимать адекватные действия в отношении участников пари. В этой связи имеет смысл собирать информацию не только по интерактивным ставкам, но и о ставках в игровых пунктах.  
 

707 просмотров

Халықтың инфляция жеп қойған ақшасын кім қайтарады?

Отандық өнім бағасының өзі 10-15%-ға қымбаттаған

Фото: ашық дереккөздерден алынды

2020 жылдың 1-қаңтарынан мұғалімдердің еңбекақысы 25%-ға, мәдениет саласы қызметкерлерінің айлығы 35-50%-ға, әлеуметтік сала қызметкерлерінікі - 30 %-ға өсті. Сондай-ақ шәкіртақы мен зейнетақы көлемі де 800 теңгеге көбейді. 

Сол-ақ екен, елдегі азық-түлік өнімдері бірден 10-15%-ға шарықтап кете барды. Бастапқыда, мұны біз Қытай  эпидемиясының салдары, шекарадағы шектеу дедік. Бірақ  мамандар алға тартып отырғандай, елде отандық өнімдердің де бағасы қаңтар айынан бері қымбаттап шыға келген. 

Сала мамандарының пайымдауынша, нақ қазіргі қалыптасып отырған қымбатшылық жайғдайында халықтың табысына мардымсыз үстемақы қосылып отыр.

Экономист-ғалым Жаңабай Алдабергеновтың айтуынша, 10-15, 20-25 пайыздық үстемақы қосу халықты қымбатшылықтан құтқармайды. Мысалы, біздегі орташа еңбекақы көлемі 120 мың теңгенің айналасында.

 Ал енді санаңыз, қазір бір айға, ең аз дегенде, азық-түлік сатып алуға 60-70 мың теңге кетеді. Қала халқының төлейтін коммуналдық қызметақысы бар. Ауыл халқының жем-шөбінен бастап, отынуы-суына дейін қымбаттаған. Алдағы уақытта да қымбатшылықтың жалғаспайтынына қатысты ешбір инстанция кепілдік бере алмайды. 

«Біз қазір әлеуметтік аз қамтылған топтарға үлкен салмақ түсіріп отырмыз. Соңғы бес жылда халықтың ақшаны тамақтан үнемдеуі көп нәрсені аңғартады», - дейді экономист-ғалым. 

Сарапшының пайымдауынша, үкімет алдағы екі жылда сауатты шешімдер қабылдауы тиіс. Әсіресе, елдегі орташа еңбекақы мен ең төменгі күн көріс деңгейіне қатысты нақты шешімдер қабылдайтын кезең жетті. 

«Сондай-ақ халықтың зейнетақы қорындағы қаржысы да құнсызданып жатыр. Оны да мойындаған жөн. Депозиттерде жатқан қаржы да қазір құнсыз. Бірақ біздегі депозиттерге қосылатын үстеме пайыз өскен жоқ. Мұның барлығына қатысты нақты нақты шешімдер қабылдайтын кез келді»,- дейді Жаңабай Алдабергенов. 

Ол үшін маман айтып отырғандай, бірінші кезекте, келесі шаралады жүзеге асырған жөн:

  • халық тұтынатын азық-түлік себетінен бастап, орташа еңбекақы көлемі, күн көріс деңгейі қайта сұрыпталуы қажет;
  • үкімет монополистерге шектеу қоя білуі тиіс, тариф бағасын қолдан көтеруге, газ, жанар-жағармай бағасын, транзиттік қызметтерді орынсыз қымбаттатуға жол берілмеуі керек.

Үкімет өсірген еңбекақыны инфляция жеп қоймауы үшін, алдымен, осы іспетті шараларды орындауға мән беру керек, деген сенімде мамандар.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif