Перейти к основному содержанию

27388 просмотров

Что известно о ливанской компании из Тенгиза

И какие проекты реализует ее материнская структура в Казахстане

Автор коллажа Александр Игизбаев

На минувших выходных в одном из вахтовых поселков на Тенгизском месторождении произошла драка местных рабочих и экспатов компании Consolidated Contracting Engineering & Procurement S.A.L. Offshore (CСЕР). По уточненным данным в результате беспорядков пострадали 40 человек. На время разбирательств все иностранные рабочие эвакуированы с объекта.  

CСЕР – дочерняя структура Consolidated Contractors Company, крупнейшей строительной компании на Ближнем Востоке. Согласно сайту компании, в 2017 году (более поздние данные не разглашаются) общий доход группы составил $7,4 млрд. На тот же год число сотрудников достигло почти 190 тыс. человек. 

Компания специализируется на строительстве гражданских коммерческих и жилых объектов, дорог, нефтепроводов, промышленных предприятий и реализации прочих инфраструктурных проектов по всему миру. Ее сотрудники работают на Ближнем Востоке, в СНГ, Африке, Австралии и Океании.

Consolidated Contractors Company основана двумя палестинскими беженцами – Хасибом Саббахом, его зятем Саидом Хури – в 1952 году в Бейруте, столице Ливана. Позже к ним присоединился Камель Абдельрахман.

В 1970-х годах Хасиб Саббах, христианин по вероисповеданию, сблизился с Организацией освобождения Палестины и ее лидером Ясиром Арафатом, помогая решать проблемы палестинских беженцев в Ливане. После начала гражданской войны в «стране кедра» головной офис Consolidated Contractors Company был перенесен сначала в Лондон, а затем в Афины, где он остается и по сей день. 

Хасиб Саббах скончался в 2010 году, через четыре года умер и Саид Хури. По данным журнала Forbes, к 2008 году состояние господина Хури достигло $1,3 млрд (926-е место в рейтинге самых богатых людей планеты).

Их родственники и сегодня руководят компанией. Совет директоров CCC возглавляет Ваэль Хури, Тауфик Хури –исполнительный вице-председатель СД. Директор компании – Самер Хури. Сухейл Саббах совмещает должности управляющего партнера Consolidated Contractors Company и директора группы по людским ресурсам. 

Одни из самых известных проектов компании  – Дубай Молл (второй по площади торговый центр мира), международный аэропорт Абу-Даби (стоимость контракта – $3,2 млрд), международный аэропорт Маската в Омане ($ 1,3 млрд), президентский дворец в Абу-Даби ($ 1 млрд).

Consolidated Contractors Company строила азербайджанский участок трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Объем их работ включал проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию 886 км нефтепровода и газопровода. 

Совместно с Saipem (дочерней структурой итальянской нефтяной компании Eni) ССС участвовала в работах на Карачаганакском месторождении в Западном Казахстане. На пике проекта в нем было задействовано более 13 тыс. человек и более 1,2 тыс. единиц строительной техники. Все основные работы были завершены в 2003 году. 

В настоящее время Consolidated Contractors Company является основным оператором строительства «Абу-Даби Плаза» в столице Казахстана. Строительные работы начались в 2010 году. Сдача объекта планируется в марте 2020 года. Его стоимость оценивается в $1,6 млрд. «Абу-Даби Плаза» станет самым высоким зданием не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии.  

За время строительства на объекте трижды вспыхивали пожары. Два из них – в феврале и марте 2016 года. Еще один – в апреле прошлого года. Во всех трех случаях обошлось без жертв. 

В сентябре 2017 года конфликт между местным охранником общежития для иностранных рабочих и индийцами вылился в массовые беспорядки, в результате которых сорок человек были задержаны, двое госпитализированы.

В январе этого года тогдашний аким Астаны Бахыт Султанов заявил, что количество казахстанских рабочих на объекте планируется довести до 65%. 

Напомним, информация о том, что на месторождении Тенгиз идет массовая драка между казахстанскими рабочими и сотрудниками иностранных компаний, появилась в социальных сетях 29 июня утром –  в видеороликах, распространенных через мессенджер «WhatsАpp».

Поводом для драки, произошедшей в субботу в вахтовом поселке Тенгиз, послужила фотография с казахстанкой, опубликованная в мессенджере иностранным сотрудником компании. Местные рабочие посчитали данный снимок непристойным, оскорбляющим честь сотрудницы и их соотечественницы.

Позже представители компании «Тенгизшевройл» опровергли появившиеся в соцсетях сведения о разрыве соглашения с CСЕР в связи с событиями на месторождении. 

1167 просмотров

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance