Перейти к основному содержанию

2062 просмотра

БРК поможет интернетизировать села

Банк предоставит 13,3 млрд тенге на 12 лет для строительства телекоммуникационных сетей

Фото: Аскар Ахметуллин

Свыше 400 казахстанских сел в 2020 году планируется обеспечить широкополосным доступом в интернет благодаря финансированию АО «Банк развития Казахстана».

АО «Банк развития Казахстана» (БРК, дочерняя организация АО «Национальный управляющий холдинг "Байтерек"») открыло финансирование проекта по обеспечению широкополосным доступом к интернету (ШПД) сельских населенных пунктов во всех областях страны. Стоимость проекта составляет 16,8 млрд тенге. БРК предоставил заем в сумме 13,3 млрд тенге сроком на 12 лет. Остальной объем необходимых инвестиций в размере 3,5 млрд тенге обеспечит сам заемщик – ТОО «SilkNetCom».

Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), где партнерами государства выступает консорциум ТОО «SilkNetCom» и АО «Транстелеком». В рамках проекта в 2020 году планируется проложить от существующих магистральных сетей АО «Транстелеком» волоконно-оптические линии связи общей протяженностью 6 200 км во все регионы республики, что обеспечит доступ к ШПД государственных органов и бюджетных учреждений (свыше 1 200 точек ШПД) в 421 селе.

«БРК открыл финансирование инвестиционного проекта – обеспечение доступа к интернету в сельских населенных пунктах Республики Казахстан. Заемщиком выступило ТОО «SilkNetCom». Проект реализуется в формате государственно-частного партнерства в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан», цель которой – расширить доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры для повышения качества жизни населения», – сообщила на пресс-конференции старший банкир дирекции по работе с клиентами БРК Асем Шакенова.

Согласно стратегии БРК, проект входит в число приоритетных отраслей для кредитования. Для банка это не первый проект в отрасли телекоммуникации и связи. Ранее фининститут реализовал ряд похожих проектов, в том числе профинансировал строительство волоконно-оптической связи и строительство сетей 4G по всей стране.

«Но сотрудничество с SilkNetCom для нас имеет особое значение, так как это первый проект, реализуемый в формате ГЧП, с участием БРК», – сказала Шакенова.

Она уточнила «Курсив», что БРК предоставил заем под 10% годовых до 2027 года, после 2027 года до 2032 года – под 15% годовых. Обеспечением по займу выступает сам контракт ГЧП, то есть гарантия государства по закупке определенных объемов услуг. Первые платежи от школ, больниц, акиматов и других госучреждений уже начали поступать. Всего за заемщиком закреплено 1 222 гарантированных потребителя.

Сам конкурс по определению партнеров по ГЧП прошел в 2018 году. Сроки реализации намечены на 2018-2031 годы (14 лет). Реализация проекта подразумевает предоставление услуг связи для госорганов и бюджетных учреждений в сельских населенных пунктах с численностью населения свыше 250 человек с общей пропускной способностью канала связи не менее 50 Мбит/с. По итогам реализации проекта ожидается, что доля пользователей интернета к 2022 году достигнет 82% населения страны по сравнению с 72,9% в 2018 году. Кроме того, интернетизация сел позволит обеспечить рост ВВП до 2% к 2031 году с 0,1% в 2018 году. Также ожидается и косвенный эффект – рост налоговых поступлений до 55,426 млрд тенге к 2031 году с 2,771 млрд в 2018 году.

Расчетные тарифы за ШПД на весь период проекта установлены для школ на уровне 187,2 тыс. тенге, для других госучреждений – 121,3 тыс. тенге в месяц. Общая сумма контракта по проекту составляет 68,3 млрд тенге. Помимо гарантированных доходов от госучреждений SilkNetCom может предоставлять услуги населению, бизнесу, а также сотовым операторам.

Заместитель генерального директора SilkNetCom Данияр Шингисов отмечает, что сотовые операторы пока не обращались в компанию с предложением о сотрудничестве, однако во многих данных селах пока довольно низкая скорость доступа в интернет.

«До 2 Мбит/сек максимум мы зафиксировали (в данных селах – «Курсив»). Это очень маленькая скорость. Сейчас даже на сотовых телефонах вы можете получить до 30-40 Мбит/сек на LTE. Покрытие сотовой сети поддерживает только 2G, то есть потребители не могли пользоваться интернетом, а сейчас благодаря нашему проекту сотовые операторы смогут входить в данные села», – сказал он «Курсиву».

Замглавы компании отметил, что в большинстве сел данного проекта проживает от 500 до 3 000 человек. Эти населенные пункты, по информации министерства национальной экономики, продолжат свое развитие и после завершения проекта.

Более половины материалов и оборудования, по словам Шингисова, закуплено в Казахстане, в том числе кабель, маршрутизаторы, аккумуляторы. Это позволило нивелировать валютные риски.

«Есть иностранные вендоры. Да, было подорожание (закупаемых материалов и оборудования – «Курсив»). Мы уже заключили контракты. Благодаря тому, что у нас большой объем закупок, мы смогли договориться на меньшую сумму. И мы также заключили контракты, пытаясь поддержать казсодержание. Мы провели анализ рынка и нашли местных производителей, которые смогут заменить иностранных вендоров, что помогло нам сэкономить», – сказал он.

На данной стадии компания уже подключила к ШПД более 230 поселков в разных регионах – это порядка 700 госорганов. На данный момент производятся работы по завершению последней инвестфазы, где будут подключены дополнительно 200 сел и еще 505 госорганов.

«Инвестиционные фазы разделены на три периода: 2018, 2019 и 2020 год. Все работы по 2018-2019 году мы уже закончили. Осталась последняя фаза. Ведутся работы, многие уже закончены, но основной удар придется на конец лета, чтобы закончить все точки 2020 года», – сказал Шингисов.

Все работы планируется завершить к 1 июля 2020 года. Реализация проекта позволит предоставить высокоскоростной доступ ко всемирной сети 1 222 государственным органам и бюджетным учреждениям, при этом охватив ШПД около одного миллиона сельских жителей.

«Эта цифра отражает около 15% от 7,75 млн резидентов областей (районов), которые будут соединены высокоскоростной широкополосной сетью. Наличие высокоскоростной волоконно-оптической связи в государственных учреждениях на селе не только улучшит скорость и качество работ, но и станет базой для реализации множества проектов по государственной программе «Цифровой Казахстан», таких как электронное правительство, электронное здравоохранение и тому подобное. Таким образом, мы уменьшим цифровое неравенство между городом и селом», – сообщил генеральный директор SilkNetCom Асет Зейнуллин.

Он отметил, что компания проводит работу с местными исполнительными органами, которые оповещают жителей на предмет наличия волоконно-оптической связи.

«Если у них есть желание, то они могут подключиться, подать заявку, мы ее рассматриваем, собираем документы и подключаем. С этим нет никаких проблем. Стоимость этой услуги – мы совместно с регулятором, министерством разрабатываем сейчас как раз-таки поправки, чтобы удешевить данный интернет, то есть, чтобы вы понимали, этот интернет будет таким же, как в городе, но цена как в городе не особо подходит для села», – сказал Зейнуллин.

1167 просмотров

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance