Перейти к основному содержанию

1 просмотр

В Казахстане пересмотрят выплаты из фонда соцстрахования

Предлагаемые изменения позволят повысить размеры соцвыплат в среднем на 30%

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане пересмотрят выплаты из Государственного фонда социального страхования. Пересмотрены будут размеры выплат в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Проект закона «Об обязательном социальном страховании», содержащий данные нормы, одобрен сегодня депутатами мажилиса в первом чтении. 

Как отметил министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев, в целом предлагаемые изменения в законопроекте позволят повысить размеры социальных выплат по трем видам социальных рисков: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы, для 200 тыс. получателей в среднем на 30%.

Так, документом предлагается предусмотреть новый механизм определения коэффициента утраты трудоспособности, основывающийся на индивидуальном подходе к каждому случаю и соответствующий индивидуальной степени утраты трудоспособности, установленной подразделениями медико-социальной экспертизы. В результате ожидается увеличение размера социальных выплат в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Тогда как сегодня применяются усредненные коэффициенты утраты общей трудоспособности. К примеру, при утрате трудоспособности от 30% до 59% применяется коэффициент 0,3; от 60% до 79% – коэффициент 0,5; от 80% до 100% –коэффициент 0,7. По новому механизму при установлении степени утраты трудоспособности – 65%, коэффициент будет составлять 0,65; 80% – 0,8, 100% – 1,0 соответственно.

«Если рассмотреть на конкретном примере, то для участника системы с 7-летним стажем участия и среднемесячном доходе в 100 тыс. тенге, которому установлена степень утраты общей трудоспособности на уровне 65%, размер выплаты с учетом новых параметров составит 31 080 тенге, при действующих параметрах – 22 988 тенге. Рост на 35%. Учитывая, что система обязательного соцстрахования – это дополнительный обязательный уровень социальной защиты, к данной выплате необходимо прибавить выплату государственного социального пособия по инвалидности. К примеру, для инвалида 2-й группы размер составляет 45 438 тенге в 2019 году, соответственно, общая сумма выплаты составит 76 518 тенге», – пояснил глава минсоцтруда.

Планируется повысить также действующие коэффициенты количества иждивенцев при исчислении социальных выплат по потере кормильца. Рост коэффициента составляет от 5 до 20%. Наиболее высокий рост коэффициента составляет при количестве иждивенцев от 3 и более человек. Соответственно, ожидается рост социальных выплат по потере кормильца. 

К примеру, в случае потери кормильца, который являлся участником системы на протяжении 7 лет и со среднемесячным доходом в 100 тыс. тенге, размер социальной выплаты на одного иждивенца при новых параметрах составит 23 907 тенге, что на 30% выше размера выплаты при действующих параметрах – 18 390 тенге. Учитывая, что система социального обеспечения лиц, потерявших кормильца, является многоуровневой, в сумме с государственным социальным пособием по потере кормильца общая сумма выплаты вырастет до 49 448 тенге.

Законопроектом усилена взаимосвязь между стажем участия в системе социального страхования и размерами социальных выплат, что стимулирует к длительному участию работающих граждан в системе обязательного социального страхования. А именно, предусматривается  после достижения стажа участия 5 лет ежегодное повышение достигнутого коэффициента стажа участия с 1% на 2%.

Наряду с этим предлагается усовершенствованный механизм исчисления социальных выплат по потере работы. В частности, разработчиком предлагается повысить коэффициент замещения дохода с 30% на 40% и одновременно увеличить продолжительность социальной выплаты по потере работы с 4 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе. Тогда как в настоящее время социальная выплата осуществляется на 6 месяцев только по отдельным причинам потери работы – сокращение штата, ликвидация юридического лица.

Разработчики уверены в том, что внедрение нового механизма исчисления социальных выплат по потере работы приведет к увеличению числа получателей и размера данной социальной выплаты. 

Законопроект также предусматривает нормы, регулирующие деятельность Государственного фонда социального страхования, его финансовую устойчивость, порядок рассмотрения обращений граждан, управление активами.
 
В целях обеспечения финансовой устойчивости в долгосрочный период законопроектом, помимо ежегодного аудита деятельности данного фонда, предусматривается также проведение аудита актуарных расчетов по оценке финансовой устойчивости на периодической основе.

574 просмотра

Халықтың инфляция жеп қойған ақшасын кім қайтарады?

Отандық өнім бағасының өзі 10-15%-ға қымбаттаған

Фото: ашық дереккөздерден алынды

2020 жылдың 1-қаңтарынан мұғалімдердің еңбекақысы 25%-ға, мәдениет саласы қызметкерлерінің айлығы 35-50%-ға, әлеуметтік сала қызметкерлерінікі - 30 %-ға өсті. Сондай-ақ шәкіртақы мен зейнетақы көлемі де 800 теңгеге көбейді. 

Сол-ақ екен, елдегі азық-түлік өнімдері бірден 10-15%-ға шарықтап кете барды. Бастапқыда, мұны біз Қытай  эпидемиясының салдары, шекарадағы шектеу дедік. Бірақ  мамандар алға тартып отырғандай, елде отандық өнімдердің де бағасы қаңтар айынан бері қымбаттап шыға келген. 

Сала мамандарының пайымдауынша, нақ қазіргі қалыптасып отырған қымбатшылық жайғдайында халықтың табысына мардымсыз үстемақы қосылып отыр.

Экономист-ғалым Жаңабай Алдабергеновтың айтуынша, 10-15, 20-25 пайыздық үстемақы қосу халықты қымбатшылықтан құтқармайды. Мысалы, біздегі орташа еңбекақы көлемі 120 мың теңгенің айналасында.

 Ал енді санаңыз, қазір бір айға, ең аз дегенде, азық-түлік сатып алуға 60-70 мың теңге кетеді. Қала халқының төлейтін коммуналдық қызметақысы бар. Ауыл халқының жем-шөбінен бастап, отынуы-суына дейін қымбаттаған. Алдағы уақытта да қымбатшылықтың жалғаспайтынына қатысты ешбір инстанция кепілдік бере алмайды. 

«Біз қазір әлеуметтік аз қамтылған топтарға үлкен салмақ түсіріп отырмыз. Соңғы бес жылда халықтың ақшаны тамақтан үнемдеуі көп нәрсені аңғартады», - дейді экономист-ғалым. 

Сарапшының пайымдауынша, үкімет алдағы екі жылда сауатты шешімдер қабылдауы тиіс. Әсіресе, елдегі орташа еңбекақы мен ең төменгі күн көріс деңгейіне қатысты нақты шешімдер қабылдайтын кезең жетті. 

«Сондай-ақ халықтың зейнетақы қорындағы қаржысы да құнсызданып жатыр. Оны да мойындаған жөн. Депозиттерде жатқан қаржы да қазір құнсыз. Бірақ біздегі депозиттерге қосылатын үстеме пайыз өскен жоқ. Мұның барлығына қатысты нақты нақты шешімдер қабылдайтын кез келді»,- дейді Жаңабай Алдабергенов. 

Ол үшін маман айтып отырғандай, бірінші кезекте, келесі шаралады жүзеге асырған жөн:

  • халық тұтынатын азық-түлік себетінен бастап, орташа еңбекақы көлемі, күн көріс деңгейі қайта сұрыпталуы қажет;
  • үкімет монополистерге шектеу қоя білуі тиіс, тариф бағасын қолдан көтеруге, газ, жанар-жағармай бағасын, транзиттік қызметтерді орынсыз қымбаттатуға жол берілмеуі керек.

Үкімет өсірген еңбекақыны инфляция жеп қоймауы үшін, алдымен, осы іспетті шараларды орындауға мән беру керек, деген сенімде мамандар.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif