Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Темиртау стремительно покидают квалифицированные специалисты

Они меняют гражданство и уезжают из страны

Фото:shutterstock

Тема отъезда из страны все чаще звучит среди темиртаусцев, особенно она актуальна среди русскоязычного населения. В российском консульстве большие очереди. В миграционной службе города металлургов тоже поток эмигрантов немалый. В чем причина, выяснял «Курсив»

По словам инспектора миграционной службы Темиртау Гулим Бейсенбиевой, в последние годы резко увеличился поток выезжающих. «С начала 2019 года по сегодняшний день из Темиртау выехали 414 человек. В 2018 году уехало около двух тысяч человек. Большинство перебираются в Россию, но и в другие страны тоже. Это в основном люди русской национальности, но есть и казахи. Их, правда, не очень много», – отмечает Гулим Бейсенбиева. 

Как правило, говорят в миграционной службе, эмигрируют из Темиртау специалисты с высшим образованием – врачи, педагоги, мастера и узкие специалисты металлургической отрасли. И если раньше из города уезжали в основном молодые люди, то сейчас отъездом озабочены как пенсионеры, так и те, кто находится в предпенсионном возрасте. 

Информацию инспекторов миграционной службы подтверждает и генеральный директор юридической фирмы «Созвездие» Артем Козловский, который помогает жителям города и области правильно оформить документы по выезду на постоянное место жительства в другие страны, в основном в Россию. 

«Люди бегут из Казахстана. Сейчас поток увеличился, если пять лет назад в месяц я отправлял одну-две семьи, то сейчас это другие масштабы. Я вынужден был два года назад увеличить штат в своей фирме. Взял на работу администратора, консультанта, юриста, потому что очень многим людям требуется помощь по разъяснению программы переселения и оформлению документов. Сейчас проводим до 20 консультаций в день. Если раньше очереди были три человека, то сегодня – более 40», – говорит Артем Козловский.

В чем причина 

По словам господина Козловского, квалифицированных специалистов привлекают за границей высокие зарплаты.

«Профессионалов переманивают и забирают к себе. Умы и хорошие кадры везде нужны. Исходя из практики, вижу, что уезжает очень много нейрохирургов, сосудистых хирургов, учителей высшей категории, профессоров-докторантов, покидают город тренеры спортивных школ со всей области. И, естественно, образуются пустые вакансии, которые потом очень сложно восполнить», – отмечает юрист. 

Сами люди, выезжающие из города и меняющие гражданство, называют несколько причин своего отъезда. Основная – это ухудшающаяся экология в Темиртау. Район промышленный, наличие металлургического комбината дает о себе знать. 
Светлана Казанцева через месяц уезжает жить в Екатеринбург. Она имеет высшее юридическое образование, супруг – металлург, они родители двух школьников. 

«За детей тревожно. Видим, как город постепенно приходит в упадок. Ничего не развивается, экология ужасная, пойти некуда, мне кажется, происходит какая-то деградация. Поэтому долго не раздумывали, оформились по программе переселения в Екатеринбург и сейчас готовимся к отъезду», – говорит женщина. 

В числе названных причин также ухудшение социально-экономической ситуации в стране, психологический дискомфорт, отсутствие стабильной зарплаты и неуверенность в завтрашнем дне. Однако почти каждый второй уезжающий из страны отмечает, что в Казахстане замечательные люди, такие, каких не встретить больше нигде. 

«Очень жаль покидать город, здесь прошли наше детство и молодость, да и друзья здесь. Безусловно, тяжело уезжать. У нас здесь необычайный народ, даже русские люди совсем другие, они отличаются от тех, что в России. Видимо, уклад здешней жизни, быт, традиции накладывают на них определенный отпечаток, поэтому казахстанцев не спутать ни с кем», – говорит металлург Александр Казанцев, недавно сменивший гражданство.

Кто едет к нам?

Как результат, Темиртау стал городом, притягивающим мигрантов из всего региона Центральной Азии.
«Хороших врачей у нас, наверное, уже практически не осталось, все уезжают. Впрочем, и приезжие тоже есть – это в основном оралманы, которые потом здесь получают казахстанское гражданство. Как правило, к нам едут люди без высшего или среднеспециального образования. Поэтому каждого из нас сегодня волнует вопрос, кто будет обучать и лечить тех, кто здесь останется, наших детей?» – говорит госпожа Бейсенбиева.

По данным миграционной службы, большое количество людей приезжают из Узбекистана и Монголии. 

«Из Узбекистана в основном едут казахи. На втором месте стоит Монголия. У нас в Темиртау они устраиваются работать санитарками в больницах, охранниками в супермаркетах, кассирами. В общем, в основном это обслуживающий персонал. За 2018 год к нам приехали 565 человек», – поясняет инспектор миграционной службы.

По ее данным, в 2018 году в Темиртау 335 человек приобрели казахстанское гражданство. С начала этого года 222 человека подали ходатайства на гражданство, а 204 уже приобрели. Заявления остальных людей находятся на рассмотрении. 

Сегодня работники местного ЦОНа, а также миграционный отдел в общей сложности обслуживают в день до 20 человек, желающих оформить документы на выезд и въезд в город. 

Примечательно, что по информации представителей инспектора, есть также те, кто, получив гражданство России, оформляет вид на жительство и остается в городе на долгие годы.
 

1502 просмотра

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance