Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2109 просмотров

Из-за нового тарифа на перевозки может подорожать уголь в ВКО

«Курсив» разбирался вместе с экспертами

Фото:shutterstock

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей РК (КРЕМиЗК) принял на рассмотрение вторую в этом году заявку КТЖ о повышении тарифа на грузовые перевозки. Эксперты уверены – если перевозчику утвердят новую цену на услуги, это напрямую скажется на себестоимости грузов – угля, зерна, нефтепродуктов. «Курсив» узнал причины возможного удорожания грузоперевозок и последствия, к которым оно может привести.

Попытка номер два

В феврале специалисты АО «НК «КТЖ» подали заявку на повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 30% (в среднем на перевозки на 7,7%). На общественных слушаниях 15 марта представители Союза товаропроизводителей и экспортеров заявили, что перевозчики должны заявку отозвать в связи с тем, что она недостаточно обоснована. 1 апреля специалисты КРЕМиЗК отказали национальному оператору железнодорожных перевозок в согласовании тарифа. 
Спустя почти два месяца, согласно информации, размещенной на сайте базы «Монополист» (электронный ресурс КРЕМиЗК), представители АО «КТЖ – Грузовые перевозки» вновь опубликовали уведомление о предстоящем повышении предельной цены на свои услуги.

«Да, заявка подана и принята. АО «КТЖ – Грузовые перевозки» считают необходимым увеличить тариф на 12% с 1 июля. Решение о согласовании или отказе в повышении тарифа будет обнародовано только после проведения всех предусмотренных законодательством процедур – общественных слушаний, непосредственно согласования», – сообщили «Курсиву» в пресс-службе КРЕМиЗК.

Необходимое обоснование

В компании АО «НК «КТЖ» назвали четыре объективные причины, которые влияют на ценообразование железнодорожных перевозок.

«Основными факторами, определяющими необходимость повышения тарифов на услуги локомотивной тяги, являются недостаточный уровень заработной платы, заложенный в тарифе, рост цен на дизельное топливо, необходимость обновления подвижного состава, рост расходов по сервисному обслуживанию локомотивов», – заявили в ответе на запрос «Курсива» представители правления «Казахстан Темир Жолы».

Сообщается, что еще в прошлом году фактические затраты АО на заработную плату превысили заложенные в тарифе средства по этой статье расходов на 18%. Кроме того, с 1 января 2019 года на предприятии также прошло повышение зарплаты. Существенно влияет на тариф железнодорожных перевозок цена на дизельное топливо. По расчетам рост расходов на солярку в 2019 году составит 47% к утвержденному уровню. Увеличение затрат на сервисное обслуживание локомотивов в компании объясняют долларовой составляющей, ведь курс американской валюты по сравнению с прошлым годом увеличился с 345 до 380 тенге.

Именно низкие тарифы и фактический рост расходов представители правления АО «НК «КТЖ» называют причиной убыточности предприятия по итогам 2018 года. Согласно данным из консолидированной финансовой отчетности «Казахстан Темир Жолы», опубликованной на сайте компании, прошлый год АО завершило с убытком 86 млрд 455 млн тенге. Однако причиной того, что предприятие ушло «в минус», в официальном документе указывается курсовая разница в размере 112,7 млрд тенге, возникшая по займам «КТЖ» в иностранной валюте. Общий размер долга перед кредиторами, который должен быть погашен до конца этого года, составляет 175 млрд тенге. Большая задолженность и отрицательная доходность привели КТЖ – дочку АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» – в «красную зону» финансового риска среди компаний ФНБ.

Повлияет на все?

Еще на мартовских общественных слушаниях эксперты Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Союза товаропроизводителей и экспортеров дали прогноз на существенное удорожание всех значимых перевозимых грузов в случае роста транспортной составляющей.

«В случае согласования с уполномоченным органом повышения цены на услуги локомотивной тяги рост общего железнодорожного тарифа к уровню 2018 года составит 7,7%. Учитывая, что транспортная составляющая в себестоимости угля равна 7%, то увеличение стоимости перевозки на рост цены твердого топлива скажется не более чем на 1%», – сообщили «Курсиву» в правлении «КТЖ».

Представители крупнейшего в Восточном Казахстане угольного месторождения – АО «Каражыра» называют совершенно другие цифры. По информации начальника отдела маркетинга АО «Каражыра» Алмата Арсламбаева, доля грузоперевозок в цене на каражыринский уголь составляет от 20 до 22%.

«Если КРЕМиЗК одобрит новый тариф на услуги локомотивной тяги, это однозначно повлияет на ценообразование угля. Мы будем вынуждены увеличить стоимость тонны твердого топлива. Можно понять, что КТЖ хочет выйти на безубыточную деятельность, совершить экономический прорыв, обновить машинный парк, путевое хозяйство, но рост на 12 или даже на 7% существенно повлияет на всех грузоотправителей», – сказал Алмат Арсламбаев в интервью «Курсиву».

Ценовая политика АО «Каражыра», как поставщика стратегического товара, тоже зависит от решений Комитета по регулированию естественных монополий. И, по словам Алмата Арсламбаева, процент роста отпускной цены на уголь в 2019 году был утвержден только в инфляционном коридоре – не более 5,3%. То есть, по сути, это индексация стоимости товара.
«Если тариф на грузоперевозки КТЖ увеличится, то не только мы поднимем шум, но и все грузоотправители. Если бы удорожание как-то поэтапно прошло, возможно, оно было бы безболезненно. А с ростом на 7–12% это будет сложно. В любом случае официальных уведомлений мы пока не получали», – подытожил руководитель отдела маркетинга АО «Каражыра».

Следом за обновлением ценника на уголь свои тарифные сметы вынуждены будут корректировать и теплоэлектростанции Восточного Казахстана. Впрочем, некоторые ТЭЦ еще даже не успели компенсировать затраты предыдущих ценовых скачков. Например, АО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» подало заявку на повышение тарифа на тепло как раз по этой причине. В пояснительной записке к проекту неутвержденного пока тарифа на теплоэнергию сказано, что стоимость каменного угля в 2016–2020 годы намного превзошла ожидаемый уровень и поднялась на 15%. Это в свою очередь привело к дефициту средств на топливо в утвержденном тарифе более чем на 444 млн тенге. Аналогичная ситуация складывается на предприятии КГП «Теплокоммунэнерго» в Семее.

Соответственно, если подорожают грузоперевозки, а за ними по цепочке и уголь, ТЭЦы будут вынуждены вновь вносить корректировки, дабы не уходить в минус. От теплоэлектростанций, в свою очередь, будет зависеть и цена на электроэнергию, ведь в зимний период главная энергопередающая компания Востока АО «ВК РЭК» вынуждена часть энергии покупать у Усть-Каменогорской и Согринской ТЭЦ.
 


1195 просмотров

Пожилые работники разгоняют мировую экономику

В развитых странах все больше людей пенсионного возраста продолжают работать

Японские работники-пенсионеры. Фото: Toru Yamanaka / Agence France-Presse / Getty Images

Медленно растущая мировая экономика получила импульс оттуда, откуда никто не ожидал. По мере того, как все больше людей в развитых странах по возрасту приближаются к 60-летнему рубежу или уже преодолели его, растет доля тех, кто предпочитает продолжать работать, а не выходить на пенсию.

Доля экономически активного населения в возрасте от 55 до 64 лет в странах с развитой экономикой начала расти на рубеже веков, хотя в течение десятилетий до этого наоборот снижалась. Приблизительно в 2010 году начала расти и доля работающих в возрасте 65 лет и старше, достигнув в прошлом году 15,3%, что больше полувека назад в развитых странах было максимальным значением.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 2001 года рост доли работающих в возрасте старше 55 лет в Италии, Японии, США, Великобритании, Германии и Франции обеспечил приток в экономику 18,8 млн работников, или 5,5%-ный прирост экономически активного населения в целом.

Увеличение доли «седовласых» работников вызвано пенсионными изменениями, улучшением здоровья людей и повышением уровня образования, что имеет свои положительные последствия. Во-первых, большее число работников на рынке может способствовать расширению бизнеса компаний, поскольку сейчас безработица находится на минимальном уровне. Во-вторых, это сглаживает тенденцию старения населения и понижает финансовое давление на государство.

«Нужно больше людей, необходимо, чтобы трудовые ресурсы пополнила значительная доля населения страны для сохранения объемов текущего производства. В первую очередь это актуально для большинства развитых стран, где, согласно прогнозам, численность населения в следующем десятилетии сократится», – говорит Петя Топалова, экономист Международного валютного фонда.

Доля работающих пожилых людей начала снижаться примерно в 1970-х годах. Во многом причиной этому послужила политика государств, поощрявшая ранний выход на пенсию и предусматривающая такие меры, как более низкий пенсионный возраст и щедрые пособия по безработице.

Позже, в 1990-х годах, ряд стран этот курс пересмотрели. В Италии были приняты законы, предусматривающие постепенное повышение пенсионного возраста с 52 лет в 1996 году до 61 года к 2011 году. В итоге это помогло повысить долю работающих мужчин в возрасте от 55 до 59 лет. Она неуклонно росла и в 2014 году достигла 78%. Для сравнения: в 2001 году этот показатель составлял 54%, согласно исследованию профессора экономики Wellesley College Кортни Койл и ее соавторов.

В 1998 году Германия начала сокращать пенсионные пособия для выходящих на пенсию досрочно. К началу 2000-х годов в стране также был сокращен максимальный срок, в течение которого выплачивались пособия по безработице для пожилых работников. В результате доля работающих в возрасте от 55 до 64 лет с 43,1% в 2003 году возросла до 73,6% в 2018 году.

Свою роль в этом процессе сыграло и увеличение продолжительности жизни людей. Некоторые пожилые, возможно, решили продолжать работать по причине недостаточных пенсионных сбережений, что особенно проявилось после финансового кризиса, который обесценил акции и жилую недвижимость.

Хотя старение населения способствует замедлению экономического роста во всем мире, без роста доли работающих этот процесс будет только усугубляться. По данным Марка Киза, экономиста по вопросам занятости при ОЭСР, если бы в 2018 году доля работающих немцев в возрасте от 55 до 79 лет соответствовала аналогичной доле 1991 года, общая численность трудоспособного населения Германии за этот период сократилась бы на 2,4%, или почти на 1 млн человек. В реальности же доля работающих возросла на 9,6%, или на 3,8 млн человек. Без роста доли работающих пожилых людей трудовые ресурсы Италии также были бы значительно меньше.

Этот тренд оказывает влияние и на государственные финансы. Поскольку все больше людей из числа тех, кто достиг пенсионного возраста, продолжают работать, они также продолжают платить налоги. Кроме того, многие из них не получают пособий, что снижает финансовое давление на государственную пенсионную систему. В частности, резерв государственной пенсионной системы Германии, то есть количество средств, предназначенных для выплаты пенсий, с примерно 2 млрд евро в 2005 году вырос до почти 38 млрд евро в 2018 году ($43 млрд).

Однако в перспективе на ближайшие десятилетия роста доли работающего населения будет недостаточно для того, чтобы компенсировать старение населения, особенно в таких странах, как Япония и Германия, где этот процесс протекает быстрее всего.

Более того, по словам Акселя Берш-Зупана, экономиста Мюнхенского центра экономики старения, европейские популистские движения намерены помешать реализации политики, направленной на то, чтобы стимулировать пожилых людей продолжать работать. «В ряде европейских стран можно увидеть то, что я называю пенсионным откатом», сказал он. К примеру, на выборах прошлым летом в Италии победила коалиция оппозиционных партий, в том числе пообещав повысить пенсионные выплаты. В Дании на выборах 5 июня победили социал-демократы, выступившие, среди прочего, с обещанием обеспечить возможность досрочного выхода на пенсию и отменить некоторые недавние изменения в пенсионном законодательстве.

В качестве противоположного примера Киз указывает на Японию, которая продолжает игнорировать экономические трудности, несмотря на быстрое старение населения. В 2018 году 77% японцев в возрасте от 55 до 64 лет по-прежнему работали. Для сравнения: в 2011 году таких было только 68,2%.

«Если другие страны пойдут по пути Японии, то в этом случае все еще есть возможности для значительного повышения уровня занятости даже по сравнению с ее текущим высоким значением», – отмечает он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций