Перейти к основному содержанию

2444 просмотра

Из-за нового тарифа на перевозки может подорожать уголь в ВКО

«Курсив» разбирался вместе с экспертами

Фото:shutterstock

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей РК (КРЕМиЗК) принял на рассмотрение вторую в этом году заявку КТЖ о повышении тарифа на грузовые перевозки. Эксперты уверены – если перевозчику утвердят новую цену на услуги, это напрямую скажется на себестоимости грузов – угля, зерна, нефтепродуктов. «Курсив» узнал причины возможного удорожания грузоперевозок и последствия, к которым оно может привести.

Попытка номер два

В феврале специалисты АО «НК «КТЖ» подали заявку на повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 30% (в среднем на перевозки на 7,7%). На общественных слушаниях 15 марта представители Союза товаропроизводителей и экспортеров заявили, что перевозчики должны заявку отозвать в связи с тем, что она недостаточно обоснована. 1 апреля специалисты КРЕМиЗК отказали национальному оператору железнодорожных перевозок в согласовании тарифа. 
Спустя почти два месяца, согласно информации, размещенной на сайте базы «Монополист» (электронный ресурс КРЕМиЗК), представители АО «КТЖ – Грузовые перевозки» вновь опубликовали уведомление о предстоящем повышении предельной цены на свои услуги.

«Да, заявка подана и принята. АО «КТЖ – Грузовые перевозки» считают необходимым увеличить тариф на 12% с 1 июля. Решение о согласовании или отказе в повышении тарифа будет обнародовано только после проведения всех предусмотренных законодательством процедур – общественных слушаний, непосредственно согласования», – сообщили «Курсиву» в пресс-службе КРЕМиЗК.

Необходимое обоснование

В компании АО «НК «КТЖ» назвали четыре объективные причины, которые влияют на ценообразование железнодорожных перевозок.

«Основными факторами, определяющими необходимость повышения тарифов на услуги локомотивной тяги, являются недостаточный уровень заработной платы, заложенный в тарифе, рост цен на дизельное топливо, необходимость обновления подвижного состава, рост расходов по сервисному обслуживанию локомотивов», – заявили в ответе на запрос «Курсива» представители правления «Казахстан Темир Жолы».

Сообщается, что еще в прошлом году фактические затраты АО на заработную плату превысили заложенные в тарифе средства по этой статье расходов на 18%. Кроме того, с 1 января 2019 года на предприятии также прошло повышение зарплаты. Существенно влияет на тариф железнодорожных перевозок цена на дизельное топливо. По расчетам рост расходов на солярку в 2019 году составит 47% к утвержденному уровню. Увеличение затрат на сервисное обслуживание локомотивов в компании объясняют долларовой составляющей, ведь курс американской валюты по сравнению с прошлым годом увеличился с 345 до 380 тенге.

Именно низкие тарифы и фактический рост расходов представители правления АО «НК «КТЖ» называют причиной убыточности предприятия по итогам 2018 года. Согласно данным из консолидированной финансовой отчетности «Казахстан Темир Жолы», опубликованной на сайте компании, прошлый год АО завершило с убытком 86 млрд 455 млн тенге. Однако причиной того, что предприятие ушло «в минус», в официальном документе указывается курсовая разница в размере 112,7 млрд тенге, возникшая по займам «КТЖ» в иностранной валюте. Общий размер долга перед кредиторами, который должен быть погашен до конца этого года, составляет 175 млрд тенге. Большая задолженность и отрицательная доходность привели КТЖ – дочку АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» – в «красную зону» финансового риска среди компаний ФНБ.

Повлияет на все?

Еще на мартовских общественных слушаниях эксперты Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Союза товаропроизводителей и экспортеров дали прогноз на существенное удорожание всех значимых перевозимых грузов в случае роста транспортной составляющей.

«В случае согласования с уполномоченным органом повышения цены на услуги локомотивной тяги рост общего железнодорожного тарифа к уровню 2018 года составит 7,7%. Учитывая, что транспортная составляющая в себестоимости угля равна 7%, то увеличение стоимости перевозки на рост цены твердого топлива скажется не более чем на 1%», – сообщили «Курсиву» в правлении «КТЖ».

Представители крупнейшего в Восточном Казахстане угольного месторождения – АО «Каражыра» называют совершенно другие цифры. По информации начальника отдела маркетинга АО «Каражыра» Алмата Арсламбаева, доля грузоперевозок в цене на каражыринский уголь составляет от 20 до 22%.

«Если КРЕМиЗК одобрит новый тариф на услуги локомотивной тяги, это однозначно повлияет на ценообразование угля. Мы будем вынуждены увеличить стоимость тонны твердого топлива. Можно понять, что КТЖ хочет выйти на безубыточную деятельность, совершить экономический прорыв, обновить машинный парк, путевое хозяйство, но рост на 12 или даже на 7% существенно повлияет на всех грузоотправителей», – сказал Алмат Арсламбаев в интервью «Курсиву».

Ценовая политика АО «Каражыра», как поставщика стратегического товара, тоже зависит от решений Комитета по регулированию естественных монополий. И, по словам Алмата Арсламбаева, процент роста отпускной цены на уголь в 2019 году был утвержден только в инфляционном коридоре – не более 5,3%. То есть, по сути, это индексация стоимости товара.
«Если тариф на грузоперевозки КТЖ увеличится, то не только мы поднимем шум, но и все грузоотправители. Если бы удорожание как-то поэтапно прошло, возможно, оно было бы безболезненно. А с ростом на 7–12% это будет сложно. В любом случае официальных уведомлений мы пока не получали», – подытожил руководитель отдела маркетинга АО «Каражыра».

Следом за обновлением ценника на уголь свои тарифные сметы вынуждены будут корректировать и теплоэлектростанции Восточного Казахстана. Впрочем, некоторые ТЭЦ еще даже не успели компенсировать затраты предыдущих ценовых скачков. Например, АО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» подало заявку на повышение тарифа на тепло как раз по этой причине. В пояснительной записке к проекту неутвержденного пока тарифа на теплоэнергию сказано, что стоимость каменного угля в 2016–2020 годы намного превзошла ожидаемый уровень и поднялась на 15%. Это в свою очередь привело к дефициту средств на топливо в утвержденном тарифе более чем на 444 млн тенге. Аналогичная ситуация складывается на предприятии КГП «Теплокоммунэнерго» в Семее.

Соответственно, если подорожают грузоперевозки, а за ними по цепочке и уголь, ТЭЦы будут вынуждены вновь вносить корректировки, дабы не уходить в минус. От теплоэлектростанций, в свою очередь, будет зависеть и цена на электроэнергию, ведь в зимний период главная энергопередающая компания Востока АО «ВК РЭК» вынуждена часть энергии покупать у Усть-Каменогорской и Согринской ТЭЦ.
 

1238 просмотров

Что мешает экспорту казахстанской национальной молочной продукции

Только из России в страну завозятся сотни тысяч тонн «молочки»

Фото: Shutterstock.com

В прошлом году объемы экспорта отечественных молочных продуктов в Россию оказались в 15 раз меньше, чем доля импорта оттуда аналогичного товара. Об этом свидетельствуют статистические данные экспертов ЕАЭС, согласно которым Казахстан отправил в соседнюю страну всего около 20 тыс. т молока, тогда как Россия ввезла на территорию РК около 300 тыс. т. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что в Казахстане существует нехватка крупных молочных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, за последний год в стране было произведено около 5,5 млн т молока, 80% которых – в личных подворных хозяйствах. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35%, или 1,68 млн т. Объем экспорта – 54,8 тыс. т, объем импорта – 574 тыс. т, а внутреннее потребление – 10,8 млн т.

Более 75% молока перерабатывающие компании Казахстана вынуждены закупать у личных подсобных хозяйств. А от этого в первую очередь страдает качество сырья. Нехватка качественного молока приводит к тому, что объемы переработанной продукции едва покрывают потребности внутреннего рынка. Кроме того, из-за сложной логистики и дороговизны продукция местных производителей оказывается невостребованной в соседних странах. 

«Для того чтобы выйти на экспорт, нужно обеспечить свою продовольственную безопасность. А мы на 60% по сыру, на 90% по сухому молоку и на 40% по маслу импортозависимы. Пока еще свой внутренний рынок не обеспечиваем. Российская и белорусская продукция почти вдвое дешевле казахстанской. Потому что в России, тем более в Белоруссии, переработчики закупают молоко у крупных промышленных ферм. Соответственно, они получают молоко хорошего качества», – рассказывает исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.

По его словам, сегодня 75% от 1,5 млн т переработанного молока в стране производят мелкие крестьянские хозяйства. И к нему много претензий: например, бывают повышены микробиологические показатели молока и в составе присутствуют антибиотики. Свою лепту вносят и такие факторы, как большие расстояния между подсобными хозяйствами, неразвитая сеть сбора молока, неграмотность специалистов, осуществляющих сбор и сдачу сырья, а также сезонность удоя.

Обеспечить внутренний рынок и выйти на экспорт в больших объемах, по мнению Владимира Кожевникова, Казахстану поможет объединение небольших хозяйств в кооперативы. 

Также необходимо ограничить отечественный рынок от импортного товара. Для этого, как отмечает первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, ведомством принимаются меры по организации контрольно-пропускных пунктов вдоль границы, чтобы пресекать ввоз контрафакта. Также государство поддерживает производителей и переработчиков путем финансирования для увеличения объемов производства продукции. 

Однако несмотря на меры господдержки, два молодых предприятия Карагандинской области пока безуспешно пытаются наладить экспорт своих товаров. Один бизнесмен готов поставлять сливочное масло и курт в Германию и ОАЭ, другой – снабжать заграничный рынок сухим верблюжьим и кобыльим молоком. 

Обещание ничего не значит? 

Фермер из Каркаралинского района Сламбек Кинаятулы, о проблемах которого «Курсив» писал ранее («Бизнесмену наконец помогут», №2 (центр), 24 января 2019 г.), по-прежнему не может получить обещанных возвратных субсидий, чтобы расширить свое производство и наладить экспорт в ОАЭ и Германию. Почти год предприниматель обивает пороги Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства, где его то кормят обещаниями, то просят подтвердить залоговое имущество.

«Я хотел получить от фонда 107 млн тенге по программе «Ырыс» для приобретения 100 голов коров и техники. В качестве гарантийного взноса я предоставил две квартиры в Нур-Султане и все, что у меня есть. Но мне говорят, что этого недостаточно, хотя изначально говорили обратное. Последний раз мне сказали, что до конца года я получу деньги. Но ведь зима – не сезон для молочного хозяйства», – сетует аграрий. 

Сейчас предприниматель содержит сто голов коров. Из них только 30 дают молоко. Этого сырья недостаточно, чтобы изготавливать большие объемы продукции и удовлетворить спрос зарубежных заказчиков. Выход из ситуации фермер видит только в расширении поголовья и сборе молока у крестьянских хозяйств. А для этого нужны дополнительные средства.

Нужны переговоры

Другой предприниматель – владелец крупного завода по производству сублимированного кобыльего и верблюжьего молока Кадырбек Мейрамбеков, инвестировал в свой бизнес более 3 млрд тенге. Часть денег он заимствовал в «КазАгро» и при поддержке ФРП «Даму» в этом году строит завод детского питания. 

Несмотря на свою уникальность, его продукция пока не пользуется большим спросом. В основном ее потребляет внут­ренний рынок, и только одна тонна сухого верблюжьего молока экспортируется в Китай. Завоевать российский рынок у казахстанского завода пока тоже не получается. Проблема в том, что для ее распространения на российском рынке нужны дополнительные средства – речь идет о миллионах рублей. 

Идея производства сублимированного молока возникла у предпринимателя в 2013 году, когда он ездил в Россию и увидел в одном из супермаркетов сухое кобылье молоко, производимое жителем Германии Цольманом. Как оказалось, он овладел технологией сублимирования благодаря своему родственнику Рудольфу Штроху. Последний в советские годы был в казахской степи и здесь же заболел тяжелой формой туберкулеза. Один из степняков выходил его, отпаивая парным кобыльим молоком. Выздоровев и вернувшись в Германию, Штрох основал свое производство. Узнав эту историю, Кадырбек Мейрамбеков решил во что бы то ни стало запустить свое производство сублимированного молока. Он связался с Цольманом, под его руководством в 2015 году открыл производство в Осакаровском районе Карагандинской области. Казахстанский завод – точная копия немецкого.

На сегодняшний день в активе компании 25 тыс. га пастбищных земель, позволяющих формировать собственную кормовую базу на круглогодичной основе. Более 2500 кобылиц, которые дают до четырех тонн молока в день. Создано 200 рабочих мест. Но вместе с тем у компании есть невыплаченные долги по кредитам. 

«К сожалению, за годы существования мы еще не вышли в плюс. На сегодняшний день наша задолженность составляет около 800 млн тенге. Больше половины займа мы уже погасили. Оставшуюся сумму планируем закрыть в течение двух лет», – поделился бизнесмен.

На следующий год он планирует собрать от населения до 2 млн т кобыльего молока. Также начнет принимать верблюжье молоко из южных регионов страны и планирует закупить тысячу верблюдиц. 

«У нас есть все мощности, чтобы выйти на экспорт в Европу и Азию. Но нам пока не хватает денег. Мы надеемся на то, что в скором времени ученые докажут пользу нашей продукции для здоровья. Сейчас они ведут соответствующие исследования. И тогда уже можно будет печататься в мировых журналах и смело делать рекламу», – добавил Кадырбек Мейрамбеков.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций