Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1579 просмотров

Из-за нового тарифа на перевозки может подорожать уголь в ВКО

«Курсив» разбирался вместе с экспертами

Фото:shutterstock

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей РК (КРЕМиЗК) принял на рассмотрение вторую в этом году заявку КТЖ о повышении тарифа на грузовые перевозки. Эксперты уверены – если перевозчику утвердят новую цену на услуги, это напрямую скажется на себестоимости грузов – угля, зерна, нефтепродуктов. «Курсив» узнал причины возможного удорожания грузоперевозок и последствия, к которым оно может привести.

Попытка номер два

В феврале специалисты АО «НК «КТЖ» подали заявку на повышение тарифа на услуги локомотивной тяги на 30% (в среднем на перевозки на 7,7%). На общественных слушаниях 15 марта представители Союза товаропроизводителей и экспортеров заявили, что перевозчики должны заявку отозвать в связи с тем, что она недостаточно обоснована. 1 апреля специалисты КРЕМиЗК отказали национальному оператору железнодорожных перевозок в согласовании тарифа. 
Спустя почти два месяца, согласно информации, размещенной на сайте базы «Монополист» (электронный ресурс КРЕМиЗК), представители АО «КТЖ – Грузовые перевозки» вновь опубликовали уведомление о предстоящем повышении предельной цены на свои услуги.

«Да, заявка подана и принята. АО «КТЖ – Грузовые перевозки» считают необходимым увеличить тариф на 12% с 1 июля. Решение о согласовании или отказе в повышении тарифа будет обнародовано только после проведения всех предусмотренных законодательством процедур – общественных слушаний, непосредственно согласования», – сообщили «Курсиву» в пресс-службе КРЕМиЗК.

Необходимое обоснование

В компании АО «НК «КТЖ» назвали четыре объективные причины, которые влияют на ценообразование железнодорожных перевозок.

«Основными факторами, определяющими необходимость повышения тарифов на услуги локомотивной тяги, являются недостаточный уровень заработной платы, заложенный в тарифе, рост цен на дизельное топливо, необходимость обновления подвижного состава, рост расходов по сервисному обслуживанию локомотивов», – заявили в ответе на запрос «Курсива» представители правления «Казахстан Темир Жолы».

Сообщается, что еще в прошлом году фактические затраты АО на заработную плату превысили заложенные в тарифе средства по этой статье расходов на 18%. Кроме того, с 1 января 2019 года на предприятии также прошло повышение зарплаты. Существенно влияет на тариф железнодорожных перевозок цена на дизельное топливо. По расчетам рост расходов на солярку в 2019 году составит 47% к утвержденному уровню. Увеличение затрат на сервисное обслуживание локомотивов в компании объясняют долларовой составляющей, ведь курс американской валюты по сравнению с прошлым годом увеличился с 345 до 380 тенге.

Именно низкие тарифы и фактический рост расходов представители правления АО «НК «КТЖ» называют причиной убыточности предприятия по итогам 2018 года. Согласно данным из консолидированной финансовой отчетности «Казахстан Темир Жолы», опубликованной на сайте компании, прошлый год АО завершило с убытком 86 млрд 455 млн тенге. Однако причиной того, что предприятие ушло «в минус», в официальном документе указывается курсовая разница в размере 112,7 млрд тенге, возникшая по займам «КТЖ» в иностранной валюте. Общий размер долга перед кредиторами, который должен быть погашен до конца этого года, составляет 175 млрд тенге. Большая задолженность и отрицательная доходность привели КТЖ – дочку АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» – в «красную зону» финансового риска среди компаний ФНБ.

Повлияет на все?

Еще на мартовских общественных слушаниях эксперты Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Союза товаропроизводителей и экспортеров дали прогноз на существенное удорожание всех значимых перевозимых грузов в случае роста транспортной составляющей.

«В случае согласования с уполномоченным органом повышения цены на услуги локомотивной тяги рост общего железнодорожного тарифа к уровню 2018 года составит 7,7%. Учитывая, что транспортная составляющая в себестоимости угля равна 7%, то увеличение стоимости перевозки на рост цены твердого топлива скажется не более чем на 1%», – сообщили «Курсиву» в правлении «КТЖ».

Представители крупнейшего в Восточном Казахстане угольного месторождения – АО «Каражыра» называют совершенно другие цифры. По информации начальника отдела маркетинга АО «Каражыра» Алмата Арсламбаева, доля грузоперевозок в цене на каражыринский уголь составляет от 20 до 22%.

«Если КРЕМиЗК одобрит новый тариф на услуги локомотивной тяги, это однозначно повлияет на ценообразование угля. Мы будем вынуждены увеличить стоимость тонны твердого топлива. Можно понять, что КТЖ хочет выйти на безубыточную деятельность, совершить экономический прорыв, обновить машинный парк, путевое хозяйство, но рост на 12 или даже на 7% существенно повлияет на всех грузоотправителей», – сказал Алмат Арсламбаев в интервью «Курсиву».

Ценовая политика АО «Каражыра», как поставщика стратегического товара, тоже зависит от решений Комитета по регулированию естественных монополий. И, по словам Алмата Арсламбаева, процент роста отпускной цены на уголь в 2019 году был утвержден только в инфляционном коридоре – не более 5,3%. То есть, по сути, это индексация стоимости товара.
«Если тариф на грузоперевозки КТЖ увеличится, то не только мы поднимем шум, но и все грузоотправители. Если бы удорожание как-то поэтапно прошло, возможно, оно было бы безболезненно. А с ростом на 7–12% это будет сложно. В любом случае официальных уведомлений мы пока не получали», – подытожил руководитель отдела маркетинга АО «Каражыра».

Следом за обновлением ценника на уголь свои тарифные сметы вынуждены будут корректировать и теплоэлектростанции Восточного Казахстана. Впрочем, некоторые ТЭЦ еще даже не успели компенсировать затраты предыдущих ценовых скачков. Например, АО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» подало заявку на повышение тарифа на тепло как раз по этой причине. В пояснительной записке к проекту неутвержденного пока тарифа на теплоэнергию сказано, что стоимость каменного угля в 2016–2020 годы намного превзошла ожидаемый уровень и поднялась на 15%. Это в свою очередь привело к дефициту средств на топливо в утвержденном тарифе более чем на 444 млн тенге. Аналогичная ситуация складывается на предприятии КГП «Теплокоммунэнерго» в Семее.

Соответственно, если подорожают грузоперевозки, а за ними по цепочке и уголь, ТЭЦы будут вынуждены вновь вносить корректировки, дабы не уходить в минус. От теплоэлектростанций, в свою очередь, будет зависеть и цена на электроэнергию, ведь в зимний период главная энергопередающая компания Востока АО «ВК РЭК» вынуждена часть энергии покупать у Усть-Каменогорской и Согринской ТЭЦ.
 


1 просмотр

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций