Перейти к основному содержанию

5679 просмотров

В Казахстане предложили возродить финансовый надзор

Новая концепция предполагает передачу части нынешних функций Нацбанка Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков

Фото: Shutterstock

Первая информация о возрождении в Казахстане Агентства финансового надзора (АФН) появилась вместе с новостью об уходе из Национального банка экс-руководителя регулятора Данияра Акишева.

Позже была опубликована новость о сокращении штата сотрудников НБ. Тогда пресс-служба регулятора сообщила об «отделении подведомственных организаций». В распоряжении «Курсива» оказался 13-страничный документ «Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности».

Концепция предполагает передачу части нынешних функций Национального банка Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков.

«По предварительным расчетам, расходы республиканского бюджета могут составить порядка 10 млрд тенге (годовой бюджет агентства, в том числе текущие расходы в размере 9 млрд тенге и капитальные расходы – 1 млрд тенге)», – говорится в концепции законопроекта. 

Стоит отметить, сотрудников будущего регулятора наделят особым статусом «без отнесения их к государственным служащим, по аналогии с работниками Национального банка, с сохранением системы оплаты труда и поощрения на уровне, аналогичном уровню НБ РК».

Из документа также следует, что создать новый финнадзор Нацбанку поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 29 марта. Если АФН возродят, то эта организация будет подчиняться напрямую главе государства.

Предполагается, что агентство будет использовать последнюю надзорную практику, которая включает в себя механизмы мотивированного суждения и прогностический подход. «В 2019 году Национальный банк концептуально изменил подходы по регулированию финансового сектора и перешел на риск-ориентированный надзор с усилением надзорного мандата регулятора. Указанные изменения позволят регулятору превентивно купировать системные риски в секторе и более эффективно управлять финансовыми рынками», – объясняется в законопроекте НБ РК.

Разделение функционала между Национальным банком и финнадзором будет способствовать исключению конфликта интересов и «недобросовестной практики в финансовом секторе».

«Это также придаст большую эффективность регулированию и развитию всех видов финансовых услуг, учитывая необходимость расширения периметра регулирования в отношении онлайн-кредиторов, кредитных товариществ, ломбардов и других организаций, предоставляющих займы населению в качестве предпринимательской деятельности», – говорится в документе.

В целях обеспечения стабильности законопроектом предусмотрена координация деятельности Национального банка и финрегулятора, взаимное представительство в органах управления. «Эффективность... будет обеспечена посредством обмена ключевой информацией между Национальным банком и Агентством. Будет создана единая база статистической и регуляторной информации с обеспечением равного доступа для Национального банка и Агентства. Это позволит исключить дублирование и не создаст дополнительной нагрузки на финансовый сектор», – утверждается в концепции НБ. 

Расширение полномочий агентства 

О новых методах регулирования небанковских организаций «Курсив» писал в предыдущем номере, но здесь часть стоит повторить, так как надзор предполагает расширения полномочий Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков.

Так, Национальный банк предлагает ввести запрет на уровне Гражданского кодекса РК на предоставление гражданами и юридическими лицами займов юридическим и физическим лицам в качестве предпринимательской деятельности. Планируется, что теперь все, кто хочет ссудить деньги под процент, будут обязаны регистрироваться в Нацбанке и подчиняться нормативам Агентства по регулированию финрынка. 

АФН.jpg

Весь материал читайте в свежем номере газеты «Курсив» от 03.05.2019 

1270 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance