Перейти к основному содержанию

1666 просмотров

Казахстан опустился на 18 позиций в рейтинге экономической свободы

Из 12 оценочных показателей рейтинга РК удалось улучшить всего 4

Фото: Shutterstock

В рейтинге экономической свободы Казахстан потерял сразу 18 позиций за год и занял 59-е место. Об этом говорится в отчете об экономической свободе стран мира, который подготовил исследовательский центр «Фонд наследия» (The Heritage Foundation), передает Ranking.kz.

Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) — это комбинированный показатель, оценивающий уровень экономической свободы, который формирует соответствующий рейтинг. Страны оцениваются и ранжируются по 12 количественным и качественным показателям в четырёх категориях:

  • верховенство закона (имущественные права, честность и неподкупность правительства, эффективность судебной системы);
  • правительственные показатели (государственные расходы, налоговое бремя, финансовое благополучие);
  • эффективность регулирования (свобода бизнеса, свобода труда, денежная свобода);
  • открытость рынков (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода).

По каждому показателю странам выставляется оценка в баллах — от 0 до 100. Чем больше баллов, тем выше уровень экономической свободы. По полученным результатам страны разделены на пять условных групп:

  • свободная экономика (более 80 баллов из 100);
  • преимущественно свободная экономика (от 70 до 80 баллов);
  • умеренно свободная экономика (от 60 до 70 баллов);
  • преимущественно несвободная экономика (от 50 до 60 баллов);
  • несвободная экономика (набравшие менее 50 баллов).

В рейтинге 2019 года участвовали 180 стран мира. На первом месте расположился Гонконг с общей оценкой в 90,2 балла. На втором месте Сингапур: 89,4 балла. Замыкает ТОП-3 Новая Зеландия: 84,4 балла. Всего стран со свободной экономикой шесть: тройка лидеров, а также Швейцария (81,9 балла), Австралия (80,9 балла) и Ирландия (80,5 балла).

Казахстан в рейтинге 2019 года занял 59-е место, по сравнению с прошлым годом это на 18 позиций ниже (в 2018-м было 41-е место). Общая оценка снизилась на 3,7 балла, с 69,1 до 65,4. Строчкой выше, на 58-м месте, расположилась Словения с оценкой в 65,5 балла, на позицию ниже — Азербайджан, 65,4 балла. Среди стран ЕАЭС выше в рейтинге оказалась только Армения: 47-е место. Кыргызстан и Россия расположились на 79-м и 98-м местах соответственно, Беларусь заняла 104-ю строчку.

13_2.png

Казахстан, с учётом оценки в 64,5 балла, попал в группу стран с умеренно свободной экономикой. На общую оценку страны повлияло снижение таких показателей, как честность и неподкупность правительства, эффективность судебной системы, государственные расходы, финансовое благополучие, свобода бизнеса и свобода труда.

Среди 12 показателей РК в 2019 году оценки улучшились только по 4: имущественные права, денежная свобода, налоговая нагрузка и свобода торговли.

Напомним, по итогам марта 2019 года общее количество предприятий, действующих в казахстанской экономике, достигло 288,3 тыс., увеличившись за год на 8,8%. При этом количество государственных предприятий и предприятий с частичным участием государства снизилось на 0,8% — с 25,7 тыс. до 25,5 тысячи компаний. Уменьшилась и их доля — с 9,7% до 8,8% за год. Заметим, количество компаний с участием государства начало снижаться ещё в 2017 году.

1543 просмотра

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance