Перейти к основному содержанию

742 просмотра

Ощутили ли жители ВКО снижение стоимости коммунальных услуг?

Экономия жителей области за счет снижения тарифов на коммунальные услуги составит 2,5 млрд тенге

Фото: Автора

Поручение президента РК Нурсултана Назарбаева снизить тарифы на коммунальные услуги с 2019 года, безусловно, порадовало многих. Но не всех. Многие понимали, что если экономических предпосылок для этого на большинстве предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, нет, то данный жест «доброй воли» или будет формальным и останется незамеченным, или обязательно еще «аукнется». Почувствовали ли восточноказахстанцы понижение тарифов, выясняли журналисты «Курсива».

Тарифный гамбит

Экономия жителей ВКО за счет снижения тарифов на коммунальные услуги составит 2,5 млрд тенге.

С начала января все крупные коммунальные предприятия Усть-Каменогорска уменьшили стоимость своих услуг для населения. Ориентировочно в течение 6–12 месяцев за воду, канализацию, тепло горожане будут платить меньше на 3–5%, за электроэнергию – на 6,5%. «Курсив» попытался выяснить, за счет чего произошло снижение тарифов и чем это чревато в будущем.

Надо – значит надо

После выступления президента страны Нурсултана Назарбаева на заседании Совбеза РК по поводу снижения тарифов на коммунальные услуги специалисты областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (ДКРЕМЗ) известили о такой необходимости все предприятия ВКО еще в конце 2018 года. Нельзя оспорить тот факт, что экономических предпосылок для уменьшения доходной части у коммунальщиков не было. Ведь, согласно существующей методике расчета, большая часть предприятий перешла на предельные тарифы, и их поэтапное повышение рассчитано и утверждено на несколько лет вперед.

«Совместно с местными исполнительными органами, прокуратурой мы провели большую работу с субъектами естественных монополий о том, что необходимо найти внутренние резервы предприятий для уменьшения тарифов. Таким образом, с 1 января снижение произошло практически по всем видам услуг – от 3 до 10%. В общей сложности население региона за год может сэкономить 2,5 млрд тенге», – сообщил руководитель ДКРЕМЗ по ВКО Кайрат Уразбаев.

По информации, озвученной на брифинге в Службе региональных коммуникаций ВКО, с начала года АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» снизило стоимость своих услуг для населения на 5,63% (к утвержденному ранее уровню предельного тарифа 2019 года). Для остальных потребителей, юрлиц, оплата осталась на прежнем уровне.

Специалисты АО «УК ТС» подсчитали, что экономия за тепло и горячую воду для проживающих в однокомнатной квартире без счетчиков составит 169 тенге в месяц. Владельцы «двушек» сэкономят 297 тенге в месяц, жители «трешек» – 401 тенге в месяц. Суммарно в год устькаменогорцы заплатят за услуги «УК ТС» на 2–4,8 тыс. тенге меньше, чем в 2018 году. 

Услуги ГКП «Оскемен Водоканал» станут дешевле на 5%. Однако, как указано на сайте компании, сниженный тариф будет действовать всего пять месяцев – до конца мая. Плата за воду и канализацию для жителя, не имеющего счетчика, с учетом пересчета, будет уменьшена на 64 тенге в месяц, или на 320 тенге за весь период.

Самое скромное снижение тарифа произвело КГП «Новая Согра», обеспечивающее услугами водоснабжения и водоотведения одноименный микрорайон. Согласно данным, предоставленным руководителем предприятия Ержаном Конырбаевым, с 1 января по 30 июня жители Новой Согры будут платить за воду и канализацию на 3% меньше прошлогоднего уровня. В абсолютных значениях экономия составит 16 тенге в месяц с одного человека, не имеющего счетчик. За шесть месяцев сумма будет равна 96 тенге. Для тех, кто имеет приборы учета, расчет необходимо производить индивидуально. С начала года один куб воды для потребителей этого микрорайона будет дешевле на 1,09 тенге, по услугам водоотведения стоимость кубометра снизится на 0,6 тенге. Таким образом, если человек потребляет 7–8 кубов воды, ежемесячная экономия не превысит 20 тенге.

Весомым уменьшением счета для жителей областного центра может обернуться снижение тарифа на электроэнергию. Согласно данным и. о. заместителя генерального директора ТОО «Шыгысэнерготрейд» Айнаш Абдулмановой, с 1 января этого года среднеотпускной тариф на электроэнергию стал ниже на 6,5%, или на 0,757 тенге с каждого киловатта. 

За чей счет банкет?

Социальная направленность принятых решений по снижению стоимости коммунальных услуг понятна. А вот экономический аспект такого тарифного гамбита на разных предприятиях отличается. За счет каких внутренних резервов удалось снизить затратную часть? Не повлияет ли это на тарифную политику в дальнейшем?

«Мы все патриоты нашей области, мы хотели бы большего снижения. Но за этими маленькими цифрами – 3% – стоят большие суммы. Предприятия должны были пустить эти деньги на заработную плату, поощрения, какие-то другие нужды. Однако если руководитель государства сказал, они делают. И в дальнейшем эта работа будет проводиться. Главная задача – это безаварийная постоянная подача коммунальных услуг», – считает Кайрат Уразбаев.

По словам финансового директора ТОО «Усть-Каменогорские тепловые сети» Аллы Фатеевой, на их предприятии снижения удалось добиться с учетом того, что производитель тепла – «УК ТЭЦ» уменьшил цены на 10%. Кроме того, была частично сокращена инвестиционная составляющая по нескольким проектам. То есть, часть планов по обновлению оборудования пока отложена.

«Оскемен Водоканал» со своей стороны уменьшил стоимость своих услуг только за счет снижения затрат на покупку электроэнергии. 

Сэкономленные на этой статье 44 млн тенге позволили сделать потребителям 5%-ную скидку на пять месяцев.

Однако не получится ли так, что нынешнее финансовое «ужимание» каких-то проектов предприятий в будущем обернется еще большим увеличением тарифов? Отвечая на этот вопрос, Кайрат Уразбаев согласился с тем, что такие опасения есть. Как подчеркнул руководитель антимонопольного ведомства, КРЕМЗ заинтересован в том, чтобы население меньше платило за услуги, но в то же время необходима четкая и без сбоев работа оборудования на предприятиях и обязательно периодическое техническое обновление. Во всем должен быть баланс.

1389 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance