Перейти к основному содержанию

608 просмотров

Нур-Султан: столица инвестиций и предпринимательства

В 2018 году главный город страны привлек более триллиона тенге внешних и внутренних инвестиций

фото: shutterstock.com

В 2018 году главный город страны привлек более триллиона тенге внешних и внутренних инвестиций, причем, вопреки расхожему мнению, порядка 80% из них являлись внебюджетными. В текущем году руководство столицы Казахстана надеется на кратный прирост денежных вливаний со стороны частных инвесторов, причем для упрощения поиска партнеров со стороны вновь входящего на столичный рынок бизнеса аким Астаны Бахыт Султанов еще в феврале текущего года пообещал создать карту предпринимателей Нур-Султана – детальную базу данных по каждому хозсубъекту с указанием их актуального статуса на данный момент.

Интерактивная карта предпринимательства в столице будет представлять собой детальную базу данных по каждому предпринимателю, где кроме общих сведений о предприятиях будет указан их актуальный статус: имеет ли тот или иной предприниматель кредит, выплачивает ли он налоги в полном объеме, испытывает ли он потребность в специалистах того или иного профиля и намерен ли он расширять свой бизнес в ближайшее время. Такие интерактивные карты будут создаваться по всей стране, но в Нур-Султане, в котором по итогам прошлого года, по утверждению местных властей, было сформировано порядка 10% инвестиций в основной капитал страны и произведено свыше 11% от общего валового внутреннего продукта республики, эта карта имеет особое значение.

Город, не имеющий на своей территории крупных металлургических и добывающих мощностей, сумел выйти на безубыточность и прибыльность за счет активного развития малого и среднего бизнеса – по итогам прошлого года более половины экономики города на сегодня уже формируется малым и средним бизнесом, доля которого во внутреннем региональном продукте столицы составила 58,5%. И именно с расширением этого сегмента в последующем столичные власти связывают дальнейший экономический рост Нур-Султана, в связи с чем в мае этого года в главном городе страны планируется открыть полноформатный центр обслуживания предпринимателей, который максимально упростит для бизнеса процедуру получения средств и госуслуг, необходимых для воплощения проектов.

Как утверждают в столичном акимате, в таком спеццоне любой предприниматель по принципу одного окна сможет получить полное сопровождение проекта и все виды услуг. Максимальное упрощение разрешительных процедур должно привести к появлению новых субъектов МСБ (всего на данный момент в городе работает более 100 тыс. субъектов бизнеса различного «калибра), и если за последние восемь лет их количество увеличилось почти в пять раз, то упрощение разрешительных процедур должно эти темпы роста увеличить. В результате уже сейчас каждый третий астанчанин занят в сфере предпринимательства, а более половины налоговых поступлений в бюджет – это налоги малого и среднего бизнеса.

При этом дальнейшее развитие столицы, которое власти города отразили в стратегии до 2050 года, предполагает, что работа на рынке главного города страны найдется и для МСБ, и для крупного бизнеса. В стратегии развития поставлена цель сделать городскую среду более привлекательной и комфортной для проживания, экономику Нур-Султана – креативной, а городское планирование – более предсказуемым для потенциальных инвесторов.

«Мы сейчас разрабатываем мастер-план развития столицы до 2035 года, и заложенный в нем новый формат планирования даст инвесторам четкое видение приоритетных направлений развития города и планируемой застройки в долгосрочной перспективе, что повысит его инвестиционную привлекательность», – говорит аким Астаны Бахыт Султанов.

При этом следует учесть, что Нур-Султан продолжает активно строиться, и только в сфере транспортной инфраструктуры с учетом ежегодного роста уровня автомобилизации на 8-9%, до 2023 года в нем планируется построить 121 км дорог, две транспортные развязки, три моста, один путепровод, один тоннель, а также первую очередь легкорельсового транспорта (LRT). Вкупе с активным жилищным строительством все это позволяет лидировать в показателях промпроизводства в главном городе страны отрасли стройматериалов, к которой при этом подбираются легкая и пищевая промышленность.

Такой расклад вполне вписывается во взятый Казахстаном курс на развитие «экономики простых вещей», а также в планы правительства обеспечить в текущем году рост обрабатывающей промышленности на уровне не менее 4%, о чем 26 марта на заседании правительства заявил министр индустрии и инфраструктурного развития республики Роман Скляр.

«Для этого будут приняты меры по увеличению объемов производства и сохранению рабочих мест на предприятиях курируемых отраслей. Планируется ввести около 120 проектов на сумму 1,1 трлн тенге с созданием 20 тыс. постоянных рабочих мест по всей стране», – подчеркнул министр.

Новый импульс обрабатывающему сектору, по его словам, должны придать выделенные по поручению первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на программу льготного кредитования отраслей «экономики простых вещей» 600 млрд тенге, из которых 400 млрд тенге будут направлены на развитие производства промышленных товаров и отдельных видов услуг – по оценке главы МИИР, это позволит запустить производство порядка 250 промышленных товаров ежедневного пользования в отраслях легкой, мебельной и пищевой промышленности, а также в стройиндустрии.

Помимо этого в текущем году будут модернизированы и расширены крупные проекты в легкой промышленности, а в декабре прошлого года постановлением правительства принята концепция третьей пятилетки индустриализации, в рамках которой планируется осуществить переход от отраслевых приоритетов к поддержке эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности. И предприниматели Нур-Султана, уже доказавшие свою состоятельность на внутреннем рынке, вполне могут стать получателями этой поддержки для выхода на межрегиональные и внешние рынки. Тем более что средства, потраченные на строительство и развитие столицы, окупились в разы, как утверждал в апреле прошлого года экс-аким столицы Казахстана Асет Исекешев: в обмен на 2,3 трлн тенге трансфертов в свое двадцатилетнее развитие Нур-Султан вернул в бюджет в виде налогов и иных платежей 6,3 трлн тенге, продемонстрировав всем возможным инвесторам высокую рентабельность вложений в свою экономику.

2708 просмотров

Почему откладывается сдача трассы между Темиртау и Карагандой

Трещины на новом покрытии появляются раньше, чем наступает срок сдачи объекта

Фото автора

На реконструкцию 15 километров дороги между Темиртау и Карагандой по госпрограмме «Нурлы жол» были выделены почти 10 миллиардов тенге из республиканского бюджета. По заказу АО «Казавтожол» проект реконструкции участка международной трассы разработал «Алматыдорпроект». 

В декабре 2016 года, сбросив почти 18% стоимости, конкурс на укладку бетонно-цементного покрытия выиграло ТОО «Сейсер». Весной 2017 года фирма приступила к реконструкции. По контракту в декабре того же года заказчики должны были получить 15 км шестиполосной прочной дороги первой категории с цементно-бетонным покрытием за 6,9 млрд тенге. 

По факту к декабрю 2019 года проект реализован на 80%: нет освещения, не закончены развязки, нет дорожных знаков, не завершен монтаж разделительного заграждения – отбойников. Уложенный бетон покрыт трещинами и местами вымылся. Сроки сдачи объекта несколько раз переносились. Последним называли 1 октября 2019 года. 

«Наша задача была – дать проезд. Мы открыли трассу на зиму для беспрепятственного проезда. Трещины на безопасность никак не влияют. Но их не должно быть. Поскольку дорога вновь строится, это дефект. В этом году дорогу не примем. Рассматривается вопрос о продлении контракта», – говорит директор Карагандинского филиала АО «Казавтожол» Серик Айдос

Почему так долго?

Проблемы возникли уже в 2017 году. Первые метры нового бетонного покрытия потрескались. Плюс к этому выявили значительные недоработки проекта. 

«По ходу строительства вышли непредвиденные, не учтенные проектом работы. Грунтовые воды не учли, в связи с этим необходима была замена материалов и их количества. Проект подвергся изменению и был направлен на государственную экспертизу. Прошел проект экспертизу только осенью 2018 года», – говорит Серик Айдос.

На пути строителей стояла березовая роща. По проекту на месте деревьев должна была пройти дорога. Спохватились, что не перевели земельный участок из лесного в промышленный фонд, а без этого рубить деревья нельзя. 

«Постановление правительства о переводе земель из одного фонда в другой очень долго шло и в связи с переименованием министерств в том числе. На этом месте работы не производились, пока не было законного оформления. Только осенью 2019 года начали. Здесь вины подрядчика нет», – объясняет директор КФ АО «Казавтожол».

Первые латки

Параллельно с корректировкой проекта пытались выяснить причины появления трещин на бетонном покрытии. 

«Основная версия: из-за не­уплотненных обочин произошло просачивание влаги в основание дороги, усадка. Подрядчик отсыпал и укрепил обочины и поменял покрытие», – говорит Серик Айдос.

Так на дороге появились первые латки. Пока меняли забракованные участки, бетон продолжал трескаться на других. Местами он крошится, его просто вымывает. Образуются неровности, которые заполняются водой или снегом, покрываются льдом. 

«Сейчас по прямому ходу покрытие везде уложено. Около 80% выполнено и оплачено. В общем около 5 тыс. погонных метров не принято. Есть не только трещины, но и шелушение. Бетон не должен крошиться. Скорей всего, причина в том, что нарушены параметры самой смеси. Все дефектные участки с трещинами из объема исключены, за них не оплачивали. Мы примем после того, как их доведут до нормативных показателей», – заверил Серик Айдос.

В 2020 году, через три года с начала реконструкции, подрядчик будет опять менять покрытие. Чтобы бетон не разрушился за зиму окончательно, многочисленные трещины сейчас заливают полимером, запечатывают. 

Кто виноват?

«Пока мы не готовы однозначно ответить на вопрос, кто виноват. Сроки реализации нарушены, финансового ущерба как такового нет. Риски несут подрядчики. Представьте, годичный контракт уже три года длится. Последний срок – октябрь 2019-го. Сейчас опять срок сдвинут. Пока планов судиться нет. Здесь вина не только подрядчика», – считает директор Карагандинского филиала АО «Казавтожол». 

О том, что не всегда виноват только подрядчик, говорит и директор дорожно-строительной Ассоциации Карагандинской области Ермек Абильдин. 

«Системная проблема в сфере строительства дорог – у нас проектные институты, которые выигрывают конкурсы на разработку проектов, ни за что не отвечают, как и госэкспертиза. Были такие случаи, когда проектный институт выигрывал тендер, не выезжал на объект, не смотрел геологию, госэкспертиза на это закрывала глаза, а в дальнейшем подрядчик в ходе работы обнаруживал кабельные линии, водоводы. Аналогичная ситуация могла и здесь произойти. В проекте было указано, что скальник, а на самом деле глина, которая проваливается и появляются трещины. Страдает подрядчик. Мы неоднократно направляли предложения, чтобы не только подрядчики несли ответственность, но и проектировщики, и госэксперты», – говорит Ермек Абильдин.

Угроза для водителей

Заказчик надеется принять дорогу в 2020 году. Сейчас, хотя движение по трассе открыто, по-прежнему действует ограничение скорости 50 км/час: новую «бетонку» сложно назвать скоростным автобаном, какой она задумывалась. 

«По идее прочность бетона превосходит асфальт. Но мы еще дорогу не получили, объект не приняли, надеемся, доведут до нормативов и дорога простоит не одно десятилетие. Чтобы дорогу принять, трещин быть не должно. Участок полностью не оборудован, чтобы сдать: обочины, знаки, барьерное ограждение, свет…Только при наличии этого всего вводится 120 км/час. Дорога недоделана, в связи с этим введено ограничение скорости. Но, к сожалению, большая часть водителей игнорирует это ограничение», – сетует Серик Айдос.

Точка зрения 

Руководитель ОО «Общество содействия автомобилистам» Руслан Лазута

«Казавтожол» лукавит, говоря о безопасности такого покрытия. И не понимает ответственности за свои слова. Если любая недоработка не влияет на безопасность, зачем тогда вообще делать дороги? Так сойдет… Безусловно, есть определенные нормативы. Но в наших погодных условиях такой подход неприемлем. Если взялись, обязаны довести до конца. Необходимо обозначить бракованные участки, установить информационные знаки, табло, чтобы водитель знал, что есть опасные отрезки. Трещины, неровности, безусловно, сказываются на движении. Полотно неровное. Там, где бетон раскрошился, скапливается вода, образуется лед. Человек, уверенный, что дорога ровная, попадая на такие участки дороги, может не справиться с управлением машины и улететь в кювет. Эти недоделки – прямая угроза для водителей».
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций