Перейти к основному содержанию
27008 просмотров

До и после: как Казахстан пришел к современной рыночной экономике?

Казахстан стал лидером в реализации самых успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве

фото: из открытых источников

С начала становления независимого Казахстана примат экономичес­кого развития обуславливал логику всего процесса преоб­разований в новой стране. Такой прагматичный подход Первого президента РК Нурсултана Назарбаева позволил эффективно и в сжатые сроки осуществить исторический по своей значимости переход от прежней сверхцентрализованной административно-командной экономики к современной рыночной системе, - отмечает руководитель Канцелярии Первого Президента РК Махмуд Касымбеков в своей статье.

Под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан стал лидером в реализации самых успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве.

Они осуществлялись в условиях глубокого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции, последовавших за коллапсом советской хозяйственной модели. Однако благодаря последовательной политике Первого Президента удалось не только преодолеть эти трудности, но и осуществить самое главное – сформировать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Массовая приватизация, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и способствовали созданию полноценных механизмов рыночной экономики в Казахстане.

Одним из важнейших шагов в укреплении финансового суверенитета страны стало введение в 1993 году национальной валюты – тенге. Это позволило стабилизировать финансовую систему и прис­тупить к проведению независимой кредитно-денежной политики. В результате Казахстан вышел на лидирующие позиции в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций, объем которых сегодня превысил 320 миллиардов долларов. Это является наглядным свидетельством благоприятного инвестиционного климата и веры иностранных парт­неров в нашу страну и его лидера.

Приток инвестиций обеспечил мощный подъем топливно-энергетического комплекса и горно-металлургической отрасли, обеспечивших стабильность и последующий рост экономики страны на пороге третьего тысячелетия. В связи с этим важным шагом стало учреждение в 2001 году Национального фонда. Он стал эффективным институтом защиты от внешнеэкономических рисков и важным механизмом накопления средств для будущих поколений.

Благодаря решительной антикризисной политике и более глубокой рыночной трансформации Казах­стан успешно преодолел пос­ледствия азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов и мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов.

Изменение конъюнктуры глобальных рынков, переход ведущих стран мира к низкоуглеродной экономике, наступление цифровой эры стали новыми вызовами для Казахстана в XXI веке.

Учитывая эти новые технологические реалии, Лидер нации обозначил курс на масштабную модернизацию казахстанской промышленности. Главная цель – соз­дание конкурентоспособной и диверсифицированной экономики, ориентированной на выпуск несырьевых товаров. Важнейшими вехами на этом пути стали реализация государственных программ форсированного индустриально-инновационного развития и укрепление инфраструктурного потенциала в рамках программы «Нұрлы жол».

Производство изделий с высокой добавленной стоимостью – одно из главных требований Нурсултана Назарбаева в реализации современной индустриальной политики. Сегодня в этом направлении уже достигнуты значимые результаты. За последние годы запущено 1 250 новых производств, освоен выпуск порядка 500 новых видов продукции. Экспортные поставки из Казахстана осуществляются на рынки 110 стран мира. Объем производства с 2009 года в обрабатывающем секторе увеличился более чем в 3 раза.

Доля обрабатывающего сектора в структуре промышленности увеличилась с 36 до 42%, а экспорт обрабатывающей промышленнос­ти – с 28 до 32% в общем объеме экспорта. Машиностроение, в том числе автомобилестроение, стало одной из самых динамично развивающихся отраслей. Каждый второй проданный новый автомобиль в стране был произведен в Казахстане.

Первый Президент уделял также особое внимание вопросам развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса и вывода его на мировой уровень. Реформы в сельском хозяйстве, нап­равленные на увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельхозпродукции, способствовали подъему аграрного сектора.

Страна стала одним из главных мировых экспортеров зерна и муки, последовательно развивается и отечественное животноводство.

С первых лет независимости Нурсултан­ Назарбаев придавал важное значение развитию транс­портного потенциала страны.

Благодаря стратегическому видению и воле Первого Президента Казахстан преодолел внутриконтинентальную замкнутость и стал мощным транзитным хабом евразийского масштаба.

Открыт казахстанский участок международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 787 километров. Сформирован Транскаспийский коридор, включаю­щий порт Ляньюньган на востоке Китая, сухой порт «Хоргос – Восточные ворота», сеть железнодорожных и автомобильных магистралей до казахстанских портов на Каспийском море – Курык и Актау. Создана современная логистическая инфраструктура и осуществляется регулярное контейнерное сообщение. Таким образом, Казахстан стал значимым элементом мировой системы грузоперевозок.

В целом в стране за эти годы пост­роено и реконструировано свыше 12,5 тысячи километров автомобильных дорог и более 2,5 тысячи километров железнодорожных путей. Идет строительство магист­ралей Центр – Юг (Астана – Караганда – Алматы), Центр – Восток (Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск) и Центр – Запад (Астана – Актау). Проведена реконструкция 12 пассажирских терминалов и взлетно-посадочных полос в 16 аэропортах страны.

Развивается малый и средний бизнес – основа экономики и источник благосостояния многих казахстанцев. Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса превысило сегодня 1,2 миллиона единиц, в этой сфере занято порядка 3,2 миллиона человек. Доля МСБ в 2018 году достигла более 27%, тогда как в 2005 году она составляла немногим более 10%.

Казахстан успешно интегрировался в систему глобальной торговли и производства. Внешнеторговый оборот с 1995 года вырос более чем в 9 раз – с 9 до 85 млрд долларов.

В 2015 году в результате длительного переговорного процесса Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Это обеспечило нашей стране равные права на внешних рынках, а также доступ к возможностям ВТО по урегулированию торговых споров и предупреж­дению дискриминационных мер.

В стране сформировался устойчивый средний класс. Сбережения на душу населения с 1997 года выросли более чем в 240 раз, с 1 900 до 460 000 тенге в 2018 году.

За последние более чем четверть века количество населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилось в 15 раз, а реальная заработная плата выросла в 4 раза.

Новым шагом в диверсификации экономики и создании инновационного кластера финансовых услуг стало создание в 2018 году Международного финансового центра «Астана». Деятельность данного института направлена на формирование национального рынка ценных бумаг, его интеграцию с международными фондовыми рынками, развитие биржевого механизма привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

В стране ведется системная работа по улучшению бизнес-среды и развитию деловой активности. В рейтинге Doing Business Всемирного Банка Казахстан впервые в истории вошел в 30 наиболее комфортных стран для ведения бизнеса, заняв 28-е место.

В 2012 году все задачи общенациональной стратегии «Казах­стан-2030» были выполнены, рес­публика вошла в число 50 самых конкурентоспособных стран мира и в группу государств со средним уровнем развития. Текущим ориентиром является «Стратегия-2050», по итогам которой Казахстан будет соответствовать высоким стандартам развития ОЭСР и войдет в чис­ло передовых 30 держав планеты.

banner_wsj.gif

3209 просмотров

Во сколько обойдется Узбекистану энергетическая самодостаточность

Страна ищет способы закрыть дефицит электроэнергии

Фото: Pixabay

Республика Узбекистан запустила реализацию крупномасштабной программы модернизации электроэнергетики. Десятилетний план по наращиванию мощностей потребует свыше $70 миллиардов инвестиций. Корреспондент Kursiv.kz узнал, на какие проекты будет сделан акцент, и где официальный Ташкент возьмет средства на перестройку энергосистемы.

Задачи на будущее

В мае этого года Министерство энергетики Узбекистана опубликовало стратегический для отрасли документ – концепцию обеспечения республики электроэнергией на 2020-2030 годы. В нем обозначены ключевые проблемы, с которыми сталкивается страна и долгосрочные цели.

В частности, в программе говорится - несмотря на ежегодный прирост выработки электроэнергии, потребность в киловаттах в Узбекистане на 9% выше производства. В первую очередь, энергии не хватает для развития промышленности, дефицит будет расти каждый год. 

«По данным аналитиков, через десять лет показатель энергопотребления в Узбекистане может вырасти почти в два раза. В связи с этим в ходе текущих проектов минэнерго идет поэтапное наращивание генерирующих мощностей, модернизации действующих ТЭС и строительство новых, а также увеличение доли возобновляемой энергетики», - сообщает в ответ на запрос Kursiv.kz пресс-служба министерства.

В республике работают 11 теплоэлектростанций, которые сжигают газ и уголь, генерируя 85% мощности. Исходя из данных профильного ведомства, КПД этих станций очень низкий – всего 25%. Это связано с тем, что энергоблоки на ТЭС и ТЭЦ эксплуатируются без замены уже более четверти века. Технологическая отсталость является причиной и высоких потерь на магистральных (3%) и распределительных сетях (12%).

По словам заместителя министра энергетики РУ Шерзода Ходжаева, озвученным им в эфире национальной телерадиокомпании O’ZBEKISTON, из-за недопоставки электроэнергии экономика страны ежегодно теряет около $6 млрд. Потери выражаются в замедлении темпов роста промышленности, бизнеса, которым не хватает мощностей.

Для преодоления этих трудностей стратегией впервые за почти 30-летнюю историю независимого Узбекистана разработана специальная программа. Она включает:

  • строительство атомной электростанции,
  • возведение шести новых, реконструкцию шести существующих ТЭС,
  • строительство 25 новых, модернизацию 21 существующей ГЭС,
  • установку 25 солнечных и нескольких ветроэлектростанций,
  • прокладку новых ЛЭП, монтаж дополнительных подстанций, реконструкцию существующих трансформаторов.

По мнению исполнительного директора Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР) Игоря Матвеева, принятая Узбекистаном концепция – документ долгосрочного планирования. Он не является жестким планом, а лишь замыслом, идеей развития. 

«Работая в соответствующем направлении, правительство Узбекистана действует вполне адекватно. В сфере национальной электроэнергетики республики наиболее острыми проблемами являются изношенность оборудования станций, магистральных и региональных сетей, низкий уровень кооперации с соседними государствами в части поставок топливно-энергетических ресурсов», - отметил в интервью Kursiv.kz эксперт МЦУЭР.

Дорогие киловатты

Ключевой вопрос в реализации этой стратегии – финансовый. Общая сумма, необходимая на модернизацию энергосистемы официальным Ташкентом в СМИ ранее не озвучивалась. Исходя из предварительных расчетов Kursiv.kz, которые основаны на официальной информации о стоимости отдельных проектов, энергетическая самодостаточность обойдется Узбекистану в $70 млрд. И эту сумму нельзя назвать окончательной в связи с тем, что в ней не учтены инфляционный прирост и незапланированное удорожание проектов на стадии реализации. Источниками для расчетов стали цифры министерства энергетики, Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, сообщения официальных информагентств Узбекистана о стоимости проектов ВИЭ.

Самым обсуждаемым объектом концепции стало строительство первой в стране атомной электростанции. Напомним, Kursiv.kz писал о том, что АЭС будут строить специалисты Росатома и на это необходимо $11 млрд. Несмотря на масштабность проекта, анализ данных Минэнерго РУ показал, что в 2030 году АЭС с мощностью 2,4 ГВт будет занимать всего 8% от планируемого объема генерации (29,3). При этом на строительство самой станции и инфраструктуры будет потрачено восемь лет.

Сторонники ядерной энергетики приводят аргументы о мультипликативном эффекте, который даст первая узбекская АЭС. Это работа на перспективу. В частности, в интервью «Российской Газете» гендиректор Росатома Алексей Лихачев приводил такие расчеты. Один доллар, вложенный в строительство АЭС, в дальнейшем может принести $4,3 в ВВП Узбекистана.

Самыми дорогостоящими и энергоемкими для Узбекистана станут крупные проекты по строительству и модернизации теплоэлектростанций, объектов альтернативной энергетики.

Инфографика Узбекистан ЭЭ.png

Где взять деньги?

В самом документе вопрос источников финансирования размыт. Игорь Матвеев считает, что «в настоящее время не стоит делать выводы о том, является ли концепция оптимистичной или пессимистичной, подкреплена ли она финансовым инструментарием». Это связано и с протяженностью во времени и с ростом заинтересованности иностранных инвесторов.

Данные сайта узбекистанского Центрального банка показывают, что у страны нет финансового запаса, чтобы реализовать все проекты без привлечения инвестиций. Официальные резервные активы на конец апреля 2020 года составляют $31,2 млрд, а внешний долг – $18,8 млрд.

В официальных выступлениях в СМИ представители профильного министерства делают акцент именно на инвестиции. В рамках соглашений энергопроекты будут функционировать по модели «Build-own-operate» (строить-владеть-эксплуатировать). А чтобы инвесторы чувствовали себя более уверенно, минэнерго представит тарифную политику, которая будет продумана на много лет вперед. Такой подход уже показывает первые результаты. Например, при объявлении тендера на строительство солнечной электростанции в Навоийской области мощностью 100 МВт о своем желании вкладывать деньги в проект заявили 23 иностранных инвестора. В конкурсе на строительство ВЭС в республике Каракалпакстан заявки подали 70 компаний и консорциумов из 30 стран мира.
 
Согласно данным пресс-службы Минэнерго РУ, две новые теплоэлектростанции, работающие на газе, в Сурхандарьинской и Бухарской областях построят турецкие компании Yildirim Enerji Holding и Cengiz Energy. Министерство уже заключило с ними предварительные соглашения. Что касается атомной электростанции, то источником финансирования строительства данного объекта может выступить Россия. Kursiv.kz сообщал о намерениях выделения экспортного кредита Ташкенту.

Исходя из новой стратегии, затраты на строительство новых объектов, хоть и растянутые во времени, лягут на плечи потребителей. Притом заплатить за прогресс придется не только тем, кто будет жить рядом с новыми энергообъектами, а всем потребителям республики. Это вытекает из идеи перехода Узбекистана на оптовый рынок электроэнергии с 2021 года. Его механизм частично прописан в концепции. Смысл заключается в установлении единого национального тарифа для конечного потребителя во всех регионах. В стране будет установлена такая цена на киловатт, которая покроет затраты на генерацию, транспортировку, амортизацию, обслуживание долгов и выплату дивидендов.

По словам исполнительного директора МЦУЭР Игоря Матвеева, мировой опыт использования системы оптовых рынков электроэнергии позволяет сделать заключение – предполагаемые цели по сдерживанию темпов роста тарифов для людей при таком подходе почти не достигаются. Правила начинают диктовать рыночные «стихии», что приводит к дисбалансу и удорожанию электроэнергии. Эксперт считает, что такой подход потребует повышенного внимания государства, твердого регулирования.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png