Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Cashless Казахстан: есть желание, но нет инфраструктуры

Неразвитая инфраструктура, несмотря на хорошие результаты на рынке платежей, является одним из основных препятствий для полноценной интеграции безналичной оплаты, считают специалисты

Фото: shutterstock.com

Страна показывает завидные результаты на рынке цифровых платежей. Однако недостаточная развитость инфраструктуры не позволяет внедрять эти технологии равномерно. Специалисты обсудили реалии казахстанского безналичного рынка в рамках Visa Cashless Summit.

Мир движется в диджитал, и главным образом его толкает туда потребитель. Такого мнения придерживается директор регионального подразделения компании Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Вера Платонова. «По моему опыту страны СНГ являются фактическими лидерами по скорости адаптации новых технологий и по энергии и желанию людей пользоваться новыми технологиями», – сказала г-жа Платонова на саммите.

Казахстан при этом является одним из мировых лидеров по адаптации QR-платежей. «Это один из тех немногих рынков, где QR летит с огромной скоростью и подхватывается населением», – подчеркнула она.

В целом, рынок безналичных платежей в Казахстане показывает положительную динамику роста. По данным Visa, он составляет 26% по объемам безналичных платежей и 33% – по числу безналичных транзакций. Понимание того, что Казахстан идет к безналичной экономике есть уже как у населения, так и у бизнеса.

По информации директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций АФК Константина Пака, объем операций по платежным картам в Казахстане достиг почти 2 трлн тенге. «Сложно понять, много это или мало, если не опираться на какую-то базу. База в данном случае – это официальная зарплата Казахстана, официальная сумма которой около 1,3 трлн тенге. То есть у нас операции по картам уже значительно превосходят весь наш официальный доход», – отметил Константин Пак.

Рост к прошлому году составляет порядка 50%. Стоит оговориться, что этот рост неравномерно распределяется по всей стране, а формируется фактически в одном городе.

«Беда в том, что рост идет практически за счет одного города – Алматы. 65% всех безналичных платежей страны происходит здесь, около 25% – в Астане. В Туркестанской области с населением 3 млн человек проходит 1,5% всех безналичных платежей», – поделился данными спикер.

Как раз неразвитая инфраструктура, несмотря на хорошие результаты на рынке платежей, является одним из основных препятствий для полноценной интеграции безналичной оплаты.

«На сегодня для перехода на новый этап cashless, или безналичной экономики, а именно оплаты мобильными устройствами, недостаточно развита инфраструктура с точки зрения входа в регионы и возможностей бесконтактной оплаты», – озвучила свое мнение Вера Платонова.

Еще одна проблема, по мнению Константина Пака, заключается в том, что на фоне бурной положительной динамики безналичных платежей и электронной торговли отсутствует корреляция между ростом и регулированием со стороны уполномоченного органа и правительства.

«Я не вижу корреляции между регулированием и реальной рыночной ситуацией. Это самый больной вопрос. Есть еще ряд проектов именно в платежной области, в области электронной торговли, которые очень бурно муссируются», – добавил спикер. Нерадужными видятся и инициативы касательно регулирования электронной торговли. Эксперт напомнил, что в прошлом году министерство экономики выступало с предложениями регулировать электронную торговлю. «Электронная торговля растет бешеными темпами, причем основной игрок находится вне Казахстана. Мы можем ввести какое-то регулирование, оно коснется наших игроков, и вряд ли они станут от этого конкурентоспособными», – полагает он.

Спикер подчеркнул, что рынок растет, становится конкурентным, рост будет продолжаться еще минимум несколько лет, самое важное в этой ситуации – не мешать, считает он.

В целом же, будущее рынка электронных, безналичных платежей и, как следствие, финтех-отрасли будет, вне всякого сомнения, зависеть от инвестиций в эту область.

Тренды на будущее

По данным старшего менеджера KPMG в Казахстане Константина Аушева, согласно исследованию, глобальный тренд в области финансовых услуг направлен на то, что объем инвестиций в финтех-стартапы будет расти. Так, несмотря на снижение в 2016–2017 годах, в 2018 году произошел взрывной рост инвестиций – до $112 млрд. Средняя сумма сделки составила около $50 млн. Также был составлен список тенденций и трендов, которые будут развиваться на технологическом поле. Среди них технологии развития искусственного интеллекта, регуляторные технологии. Также будут меняться тенденции в области корпоративных инноваций, технологий цифрового кредитования. Активное развитие в перспективе пяти лет получит блокчейн, который перейдет из пилотов в зону промышленных решений. Популярностью будет пользоваться тема открытых интерфейсов, новых банков, иншуртеха.

Константин Пак отметил, что в финансовой системе Казахстана есть избыточная ликвидность. Однако для создания базы финтех-компаний необходимо большее число первоклассных IT-специалистов.

По его оценке, для того чтобы появился постоянный поток стартапов, нужно выпускать 50–100 тыс. IT-специалистов год, в Казахстане их количество составляет около 500 человек.

Таким образом, среда для создания технологий пока не формируется. В этой ситуации правильной выглядит идея о том, что важно не придумать технологию, а понять как ее реализовывать на конкретном рынке. Вероятно, что это и есть казахстанский путь.


3877 просмотров

В Казахстане предложили возродить финансовый надзор

Новая концепция предполагает передачу части нынешних функций Нацбанка Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков

Фото: Shutterstock

Первая информация о возрождении в Казахстане Агентства финансового надзора (АФН) появилась вместе с новостью об уходе из Национального банка экс-руководителя регулятора Данияра Акишева.

Позже была опубликована новость о сокращении штата сотрудников НБ. Тогда пресс-служба регулятора сообщила об «отделении подведомственных организаций». В распоряжении «Курсива» оказался 13-страничный документ «Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности».

Концепция предполагает передачу части нынешних функций Национального банка Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков.

«По предварительным расчетам, расходы республиканского бюджета могут составить порядка 10 млрд тенге (годовой бюджет агентства, в том числе текущие расходы в размере 9 млрд тенге и капитальные расходы – 1 млрд тенге)», – говорится в концепции законопроекта. 

Стоит отметить, сотрудников будущего регулятора наделят особым статусом «без отнесения их к государственным служащим, по аналогии с работниками Национального банка, с сохранением системы оплаты труда и поощрения на уровне, аналогичном уровню НБ РК».

Из документа также следует, что создать новый финнадзор Нацбанку поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 29 марта. Если АФН возродят, то эта организация будет подчиняться напрямую главе государства.

Предполагается, что агентство будет использовать последнюю надзорную практику, которая включает в себя механизмы мотивированного суждения и прогностический подход. «В 2019 году Национальный банк концептуально изменил подходы по регулированию финансового сектора и перешел на риск-ориентированный надзор с усилением надзорного мандата регулятора. Указанные изменения позволят регулятору превентивно купировать системные риски в секторе и более эффективно управлять финансовыми рынками», – объясняется в законопроекте НБ РК.

Разделение функционала между Национальным банком и финнадзором будет способствовать исключению конфликта интересов и «недобросовестной практики в финансовом секторе».

«Это также придаст большую эффективность регулированию и развитию всех видов финансовых услуг, учитывая необходимость расширения периметра регулирования в отношении онлайн-кредиторов, кредитных товариществ, ломбардов и других организаций, предоставляющих займы населению в качестве предпринимательской деятельности», – говорится в документе.

В целях обеспечения стабильности законопроектом предусмотрена координация деятельности Национального банка и финрегулятора, взаимное представительство в органах управления. «Эффективность... будет обеспечена посредством обмена ключевой информацией между Национальным банком и Агентством. Будет создана единая база статистической и регуляторной информации с обеспечением равного доступа для Национального банка и Агентства. Это позволит исключить дублирование и не создаст дополнительной нагрузки на финансовый сектор», – утверждается в концепции НБ. 

Расширение полномочий агентства 

О новых методах регулирования небанковских организаций «Курсив» писал в предыдущем номере, но здесь часть стоит повторить, так как надзор предполагает расширения полномочий Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков.

Так, Национальный банк предлагает ввести запрет на уровне Гражданского кодекса РК на предоставление гражданами и юридическими лицами займов юридическим и физическим лицам в качестве предпринимательской деятельности. Планируется, что теперь все, кто хочет ссудить деньги под процент, будут обязаны регистрироваться в Нацбанке и подчиняться нормативам Агентства по регулированию финрынка. 

АФН.jpg

Весь материал читайте в свежем номере газеты «Курсив» от 03.05.2019 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

astanaeconomicforum.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank