Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Cashless Казахстан: есть желание, но нет инфраструктуры

Неразвитая инфраструктура, несмотря на хорошие результаты на рынке платежей, является одним из основных препятствий для полноценной интеграции безналичной оплаты, считают специалисты

Фото: shutterstock.com

Страна показывает завидные результаты на рынке цифровых платежей. Однако недостаточная развитость инфраструктуры не позволяет внедрять эти технологии равномерно. Специалисты обсудили реалии казахстанского безналичного рынка в рамках Visa Cashless Summit.

Мир движется в диджитал, и главным образом его толкает туда потребитель. Такого мнения придерживается директор регионального подразделения компании Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Вера Платонова. «По моему опыту страны СНГ являются фактическими лидерами по скорости адаптации новых технологий и по энергии и желанию людей пользоваться новыми технологиями», – сказала г-жа Платонова на саммите.

Казахстан при этом является одним из мировых лидеров по адаптации QR-платежей. «Это один из тех немногих рынков, где QR летит с огромной скоростью и подхватывается населением», – подчеркнула она.

В целом, рынок безналичных платежей в Казахстане показывает положительную динамику роста. По данным Visa, он составляет 26% по объемам безналичных платежей и 33% – по числу безналичных транзакций. Понимание того, что Казахстан идет к безналичной экономике есть уже как у населения, так и у бизнеса.

По информации директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций АФК Константина Пака, объем операций по платежным картам в Казахстане достиг почти 2 трлн тенге. «Сложно понять, много это или мало, если не опираться на какую-то базу. База в данном случае – это официальная зарплата Казахстана, официальная сумма которой около 1,3 трлн тенге. То есть у нас операции по картам уже значительно превосходят весь наш официальный доход», – отметил Константин Пак.

Рост к прошлому году составляет порядка 50%. Стоит оговориться, что этот рост неравномерно распределяется по всей стране, а формируется фактически в одном городе.

«Беда в том, что рост идет практически за счет одного города – Алматы. 65% всех безналичных платежей страны происходит здесь, около 25% – в Астане. В Туркестанской области с населением 3 млн человек проходит 1,5% всех безналичных платежей», – поделился данными спикер.

Как раз неразвитая инфраструктура, несмотря на хорошие результаты на рынке платежей, является одним из основных препятствий для полноценной интеграции безналичной оплаты.

«На сегодня для перехода на новый этап cashless, или безналичной экономики, а именно оплаты мобильными устройствами, недостаточно развита инфраструктура с точки зрения входа в регионы и возможностей бесконтактной оплаты», – озвучила свое мнение Вера Платонова.

Еще одна проблема, по мнению Константина Пака, заключается в том, что на фоне бурной положительной динамики безналичных платежей и электронной торговли отсутствует корреляция между ростом и регулированием со стороны уполномоченного органа и правительства.

«Я не вижу корреляции между регулированием и реальной рыночной ситуацией. Это самый больной вопрос. Есть еще ряд проектов именно в платежной области, в области электронной торговли, которые очень бурно муссируются», – добавил спикер. Нерадужными видятся и инициативы касательно регулирования электронной торговли. Эксперт напомнил, что в прошлом году министерство экономики выступало с предложениями регулировать электронную торговлю. «Электронная торговля растет бешеными темпами, причем основной игрок находится вне Казахстана. Мы можем ввести какое-то регулирование, оно коснется наших игроков, и вряд ли они станут от этого конкурентоспособными», – полагает он.

Спикер подчеркнул, что рынок растет, становится конкурентным, рост будет продолжаться еще минимум несколько лет, самое важное в этой ситуации – не мешать, считает он.

В целом же, будущее рынка электронных, безналичных платежей и, как следствие, финтех-отрасли будет, вне всякого сомнения, зависеть от инвестиций в эту область.

Тренды на будущее

По данным старшего менеджера KPMG в Казахстане Константина Аушева, согласно исследованию, глобальный тренд в области финансовых услуг направлен на то, что объем инвестиций в финтех-стартапы будет расти. Так, несмотря на снижение в 2016–2017 годах, в 2018 году произошел взрывной рост инвестиций – до $112 млрд. Средняя сумма сделки составила около $50 млн. Также был составлен список тенденций и трендов, которые будут развиваться на технологическом поле. Среди них технологии развития искусственного интеллекта, регуляторные технологии. Также будут меняться тенденции в области корпоративных инноваций, технологий цифрового кредитования. Активное развитие в перспективе пяти лет получит блокчейн, который перейдет из пилотов в зону промышленных решений. Популярностью будет пользоваться тема открытых интерфейсов, новых банков, иншуртеха.

Константин Пак отметил, что в финансовой системе Казахстана есть избыточная ликвидность. Однако для создания базы финтех-компаний необходимо большее число первоклассных IT-специалистов.

По его оценке, для того чтобы появился постоянный поток стартапов, нужно выпускать 50–100 тыс. IT-специалистов год, в Казахстане их количество составляет около 500 человек.

Таким образом, среда для создания технологий пока не формируется. В этой ситуации правильной выглядит идея о том, что важно не придумать технологию, а понять как ее реализовывать на конкретном рынке. Вероятно, что это и есть казахстанский путь.

1543 просмотра

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance