Перейти к основному содержанию

527 просмотров

Северный Казахстан лидирует по привлечению инвестиций в основной капитал АПК

В СКО господдержка аграрного сектора дает свои результаты

фото: shutterstock.com

Северо-Казахстанская область лидирует по привлечению инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса (АПК). Об этом сообщил руководитель управления сельского хозяйства СКО Ерболат Бекшенов на расширенном заседании коллегии агропромышленного комплекса, передает корреспондент Kursiv.kz.

В 2018 году, по данным Ерболата Бекшенова, объем валовой продукции сельского хозяйства в СКО превысил 520 млрд тенге, при индексе физического объема 102%. Производство продукции растениеводства выросло на 1,8%, животноводства - на 2,7%.

«За 2018 год в основной капитал сельского хозяйства привлечено 82,9 млрд тенге инвестиций, рост на 12,7%. Это 1 место в Казахстане по объему и 8 место по ИФО», - отметил Ерболат Бекшенов.

Говоря о достижениях региона в агропромышленном комплексе, руководитель управления сельского хозяйства отметил рост внешнеторгового оборота продуктов питания в рамках Евразийского экономического союза.

«В регионе внешнеторговый оборот продуктов питания в рамках Евразийского экономического союза за 11 месяцев 2018 года составил $63 млн (178,4 тыс. тонн), что больше соответствующего периода 2017 года на $6 млн или на 49 тыс. тонн. Экспортировано 93 тыс. тонн продуктов питания на $29 млн, импортировано - 85 тыс. тонн на $34 млн. Увеличился экспорт муки на 92%, маслосемян на 75%, молочной продукции на 56%, яйца на 51%, макаронных изделий на 28%», - рассказал руководитель управления сельского хозяйства СКО.

В прошлом году в СКО был собран неплохой урожай зерновых. В регионе посевная площадь превышает 4 млн га, почти 3 млн из которых засевают зерновыми и зернобобовыми культурами. В 2018 году с каждого гектара крестьяне убрали 18,7 ц. Всего в регионе вырастили более 5 млн тонн хлеба.

В рамках диверсификации растениеводства в СКО проведена большая работа. Здесь стремятся уйти от монокультуры – пшеницы и с каждым годом все большая площадь отводится под масличные, кормовые культуры, овощи, картофель. В прошлом году площадь масличных была доведена до 941 тыс.га. В планах увеличить масличный клин до 1 млн га. Как утверждают специалисты, выращивание льна, подсолнечника, рапса и других высокорентабельных культур выгодно, но правила севооборота не позволяют увеличивать посевы масличных до бесконечности.

«Согласно предварительной структуре, вся посевная площадь в текущем году составит 4,3 млн га», - говорит Ерболат Бекшенов о перспективах растениеводства региона. – Зерновые планируем засеять на площади 2,8 млн га, под масличные будет отведено 1 млн га, под кормовые - 365,7 тыс. га, картофель – 40 тыс. га, овощи – 7 тыс. га».

Успешное проведение предстоящей посевной – одна из главных задач аграриев СКО на сегодняшний день. К весенне-полевым работам крестьяне готовятся заблаговременно. В первую очередь – готовят технику. В автопарке крестьян есть как проверенная временем техника, так и новая, в том числе импортная.

«В 2018 году приобретено 1560 единиц новой техники на общую сумму свыше 29 млрд тенге (268 тракторов, 222 зерноуборочных комбайнов, 61 посевной комплекс, 338 зерновых сеялок). Обновление техники по области составило по тракторам 2%, по комбайнам 3%. В текущем году агроформирования области планируют приобрести дополнительно 1600 единиц новой техники и оборудований на 30 млрд тенге», - доложил Ерболат Бекшенов.

Всего в этом году на поля региона выйдет 13,7 тыс. тракторов различных модификаций, 16,1 тыс. зерновых сеялок, 1,2 тыс. современных высокопроизводительных посевных комплексов и другой техники. На данный момент техника готова к посевной на 72%. Аграрии обещают на 100% подготовить технику к назначенному сроку. До начала весенне-полевых работ на севере страны осталось 2,5 мес.

По словам руководителя управления сельского хозяйства СКО, успехов в аграрном секторе регион добивается в первую очередь благодаря ощутимой государственной поддержке. Так, по данным Ерболата Бекшенова, финансирование отрасли за последние пять лет увеличилось в 3,6 раза. В прошлом году, например, североказахстанцы получили свыше 35 млрд тенге на поддержку и развитие аграрного сектора.

«На поддержку семеноводства направлено 1,3 млрд тенге, на удешевление стоимости минеральных удобрений - 5,3 млрд тенге на удешевление стоимости гербицидов - 6,3 млрд тенге на погектарное субсидирование 396,3 млн тенге в отрасли животноводства выплачено 8,4 млрд тенге субсидий. На проведение весенне-полевых и уборочных работ через Финансовые институты «КазАгро» профинансировано 1 711 заявок на сумму свыше 46 млрд тенге. В текущем году для дальнейшего развития аграрного сектора предусмотрено 41,2 млрд тенге», - отметил Ерболат Бекшенов.

869 просмотров

В Казахстане КПН передали в местные бюджеты

Ожидается, что это будет способствовать росту региональной экономической активности

Коллаж: Вадим Квятковский

По расчетам Министерства национальной экономики РК, благодаря фискальной децентрализации региональные бюджеты в 2020 году пополнятся на 386,4 млрд тенге, а в следующие два года – уже на 428,8 млрд и 471,4 млрд тенге соответственно. Логика расчетов Минэкономики строится на простом посыле: чем больше в регионе МСБ, тем больше КПН поступит в местный бюджет. А значит, региональные власти приложат максимум усилий для развития малого и среднего бизнеса.

В разговоре с журналистом «Курсива» вице-министр нацио­нальной экономики Жаслан Мадиев еще раз подтвердил, что в его ведомстве рассчитывают на заинтересованность акимов в росте налогооблагаемой базы в их регионах. «Те налоговые поступления, которые будут регионы собирать от МСБ, они могут оставлять, использовать на свои программы развития, – отметил Мадиев. – В целом задача государства такая: помогать взращивать из малого и мелкого бизнеса средний, а из среднего – крупный. Поэтому инициатива по передаче КПН с малого и среднего бизнеса в регионы поможет решить эту задачу, она будет хорошим мотиватором для акиматов делать все, чтобы бизнес укрупнялся и собираемость налогов, соответственно, росла».

КПН в цифрах

Корпоративный подоходный налог в Казахстане до 2020 года зачислялся в государственный бюджет, ставка его при удержании с налогооблагаемого дохода составляет 20%. Есть исключения: юрлица-сельхозпроизводители и производители продукции аквакультуры (другими словами – рыбоводства) платят КПН в размере 10%.

Ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов резидентов, равна 15%. Есть градация по ставкам КПН для нерезидентов – от 5 до 20%, но она на пополнение местного бюджета особого влияния не окажет, так как 100 тыс. налогоплательщиков – представителей малого и среднего бизнеса, которые будут обеспечивать те самые 386,4 млрд тенге поступлений в местные бюджеты в 2020 году, – резиденты Казахстана.

В 2019 году в бюджет в виде КПН поступило 1 трлн 974 млрд 763 млн тенге, из них от МСБ – 422 млрд 371 млн, то есть примерно одна пятая часть. Стоит отметить, что далеко не все представители малого бизнеса в регионах являются плательщиками КПН, поскольку работают в специальных налоговых режимах – по патенту, упрощенной декларации или единому земельному налогу, ставки по которым составляют 2–3%.

И как раз эти представители малого и микробизнеса на три года будут освобождены от уплаты подоходного налога. По оценке министра финансов Казахстана Алихана Смаилова, потеря бюджета от этих налоговых каникул составит 200 млрд тенге. Глава Минфина давал такие расчеты в сентябре 2019-го,
а двумя месяцами позже министр национальной экономики Руслан Даленов снизил объем потерь до 109 млрд тенге в 2020 году и пообещал их возместить трансфертами из республиканского бюджета. Его заместитель Жаслан Мадиев считает, что возмещаемый государством трехлетний мораторий даже полезен для местных бюджетов. «По мораторию у нас микро- и малый бизнес освобожден от налогообложения, но это временная мера. За время моратория бизнес сможет окрепнуть, и есть большие шансы, что он за это время перейдет из категории малого бизнеса в категорию среднего», – считает вице-министр.

Мне снизу виднее, как развивать бизнес

На стадии обсуждения Концепции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления, межбюджетных отношений, кредитования и образования» – а именно этим документом внесены поправки о передаче КПН в региональные бюджеты – приводилось несколько позитивных примеров из международного опыта.

В Испании одним из основных налогов, поступающих в местный (муниципальный) бюджет, является налог на экономическую деятельность, который отчасти схож с казахстанским корпоративным подоходным налогом от среднего и малого бизнеса. Плательщики данного налога – юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Налог на экономическую деятельность дает местным бюджетам 3,4% от общих доходов. Этот налог, как отмечалось в концепции, был введен для усиления контроля за сбором налогов с малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики Испании.

Там же, в концепции, шла речь о том, что в Японии одним из основных налогов, поступающих в местный бюджет, является префектурный подоходный налог, его плательщики – юридические лица. Еще одним примером была Германия, о которой говорилось, что «финансовая система Германии по формированию местных бюджетов усовершенствована, а также направлена на увеличение поступлений в местный бюджет за счет развития предпринимательства».

Авторы концепции отметили, что внедрение опыта указанных стран в Казахстане «приведет к стимулированию местных исполнительных органов по расширению налоговой базы и увеличению доходов местных бюджетов, а также к усиленной заинтересованности регионов в развитии малого и среднего бизнеса».

Как подтолкнуть малый бизнес к росту

Депутат мажилиса парламента Казахстана Нуржан Альтаев видит две основных проблемы в решении «подсадить» местные бюджеты на поступления от КПН. Первая связана с неравномерностью распределения малого и среднего бизнеса в разных частях страны. Поэтому, считает парламентарий, центру все равно придется перераспределять общий котел бюджетных поступлений. Вторая – в том, что малый бизнес не стремится вырасти до размеров среднего и старается оставаться в «малышах», предпочитая дробить свои предприятия. По мнению Альтаева, выбор такой схемы связан в первую очередь с налоговой нагрузкой. Он уверен: если ее снизить на каждое отдельное предприятие, то в итоге государство соберет больше за счет увеличения количества предприятий среднего бизнеса (их сейчас, по данным НПП «Атамекен», всего 22 тыс. из тех 100 тыс. плательщиков в местные бюджеты).

«Вот пример – понизили уровень порога НДС. Теперь, имея совсем небольшие обороты, ты становишься плательщиком НДС. Это заставит бизнес сейчас снова дробиться на какие-то мелкие ИП для того, чтобы не платить НДС. Здесь правительству надо еще раз подумать и сделать все для того, чтобы снизить налоговую нагрузку на отдельно взятый субъект предпринимательства, потому что тогда больше денег можно будет собрать в бюджет», – говорит Альтаев.

С этим мнением согласен старший партнер Центра стратегических исследований (CSI) Олжас Худайбергенов. Он убежден: причина неохотного перемещения малого бизнеса в средний – неправильное налогообложение. Эту проблему можно решить введением упрощенного налогообложения в отдельных отраслях – например, в сельском хозяйстве и в розничной торговле. «Можно ввести единый аграрный налог, скажем, или налог с продаж, розничный налог, сделать там одну простую ставку и отказаться от градации, от лимитов каких-то, – предлагает Худайбергенов. – Тогда мотивация к дроблению у среднего бизнеса отпадет, ему незачем будет показывать себя малым за счет почкования. Но это от местных властей не зависит, как и от Комитета госдоходов. Это больше зависит от Министерства национальной экономики и Министерства финансов, которые определяют фискальную политику в стране».

По информации Худайбергенова, являющегося советником президента, сейчас обсуждается идея обоих налогов. Причем по розничному налогу есть оговорка: на безналичные и наличные расчеты пороги повышения ставок будут разными. «Скажем так, через цифровизацию будут пытаться упростить налогообложение: работаешь по безналу – у тебя ставки ниже, тебе выгоднее», – заключил Худайбергенов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif