Перейти к основному содержанию

578 просмотров

Северный Казахстан лидирует по привлечению инвестиций в основной капитал АПК

В СКО господдержка аграрного сектора дает свои результаты

фото: shutterstock.com

Северо-Казахстанская область лидирует по привлечению инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса (АПК). Об этом сообщил руководитель управления сельского хозяйства СКО Ерболат Бекшенов на расширенном заседании коллегии агропромышленного комплекса, передает корреспондент Kursiv.kz.

В 2018 году, по данным Ерболата Бекшенова, объем валовой продукции сельского хозяйства в СКО превысил 520 млрд тенге, при индексе физического объема 102%. Производство продукции растениеводства выросло на 1,8%, животноводства - на 2,7%.

«За 2018 год в основной капитал сельского хозяйства привлечено 82,9 млрд тенге инвестиций, рост на 12,7%. Это 1 место в Казахстане по объему и 8 место по ИФО», - отметил Ерболат Бекшенов.

Говоря о достижениях региона в агропромышленном комплексе, руководитель управления сельского хозяйства отметил рост внешнеторгового оборота продуктов питания в рамках Евразийского экономического союза.

«В регионе внешнеторговый оборот продуктов питания в рамках Евразийского экономического союза за 11 месяцев 2018 года составил $63 млн (178,4 тыс. тонн), что больше соответствующего периода 2017 года на $6 млн или на 49 тыс. тонн. Экспортировано 93 тыс. тонн продуктов питания на $29 млн, импортировано - 85 тыс. тонн на $34 млн. Увеличился экспорт муки на 92%, маслосемян на 75%, молочной продукции на 56%, яйца на 51%, макаронных изделий на 28%», - рассказал руководитель управления сельского хозяйства СКО.

В прошлом году в СКО был собран неплохой урожай зерновых. В регионе посевная площадь превышает 4 млн га, почти 3 млн из которых засевают зерновыми и зернобобовыми культурами. В 2018 году с каждого гектара крестьяне убрали 18,7 ц. Всего в регионе вырастили более 5 млн тонн хлеба.

В рамках диверсификации растениеводства в СКО проведена большая работа. Здесь стремятся уйти от монокультуры – пшеницы и с каждым годом все большая площадь отводится под масличные, кормовые культуры, овощи, картофель. В прошлом году площадь масличных была доведена до 941 тыс.га. В планах увеличить масличный клин до 1 млн га. Как утверждают специалисты, выращивание льна, подсолнечника, рапса и других высокорентабельных культур выгодно, но правила севооборота не позволяют увеличивать посевы масличных до бесконечности.

«Согласно предварительной структуре, вся посевная площадь в текущем году составит 4,3 млн га», - говорит Ерболат Бекшенов о перспективах растениеводства региона. – Зерновые планируем засеять на площади 2,8 млн га, под масличные будет отведено 1 млн га, под кормовые - 365,7 тыс. га, картофель – 40 тыс. га, овощи – 7 тыс. га».

Успешное проведение предстоящей посевной – одна из главных задач аграриев СКО на сегодняшний день. К весенне-полевым работам крестьяне готовятся заблаговременно. В первую очередь – готовят технику. В автопарке крестьян есть как проверенная временем техника, так и новая, в том числе импортная.

«В 2018 году приобретено 1560 единиц новой техники на общую сумму свыше 29 млрд тенге (268 тракторов, 222 зерноуборочных комбайнов, 61 посевной комплекс, 338 зерновых сеялок). Обновление техники по области составило по тракторам 2%, по комбайнам 3%. В текущем году агроформирования области планируют приобрести дополнительно 1600 единиц новой техники и оборудований на 30 млрд тенге», - доложил Ерболат Бекшенов.

Всего в этом году на поля региона выйдет 13,7 тыс. тракторов различных модификаций, 16,1 тыс. зерновых сеялок, 1,2 тыс. современных высокопроизводительных посевных комплексов и другой техники. На данный момент техника готова к посевной на 72%. Аграрии обещают на 100% подготовить технику к назначенному сроку. До начала весенне-полевых работ на севере страны осталось 2,5 мес.

По словам руководителя управления сельского хозяйства СКО, успехов в аграрном секторе регион добивается в первую очередь благодаря ощутимой государственной поддержке. Так, по данным Ерболата Бекшенова, финансирование отрасли за последние пять лет увеличилось в 3,6 раза. В прошлом году, например, североказахстанцы получили свыше 35 млрд тенге на поддержку и развитие аграрного сектора.

«На поддержку семеноводства направлено 1,3 млрд тенге, на удешевление стоимости минеральных удобрений - 5,3 млрд тенге на удешевление стоимости гербицидов - 6,3 млрд тенге на погектарное субсидирование 396,3 млн тенге в отрасли животноводства выплачено 8,4 млрд тенге субсидий. На проведение весенне-полевых и уборочных работ через Финансовые институты «КазАгро» профинансировано 1 711 заявок на сумму свыше 46 млрд тенге. В текущем году для дальнейшего развития аграрного сектора предусмотрено 41,2 млрд тенге», - отметил Ерболат Бекшенов.

banner_wsj.gif

6053 просмотра

В Узбекистане начинается крупнейшая в истории страны приватизация госактивов

Более тысячи предприятий с госучастием (ПГУ) будут предложены частному сектору

Фото: Shutterstock/MehmetO

Власти Узбекистана инициируют масштабную приватизацию государственных активов. Более тысячи предприятий с госучастием (ПГУ) будут предложены частному сектору. Реализация этих мер прописана в специальной стратегии, в разработке которой принимали участие и зарубежные эксперты. По их мнению, для реализации данных мер потребуются не только политическая воля руководства страны, но и серьезные изменения в законодательстве.

Большое хозяйство

О необходимости широкомасштабной приватизации в декабре 2019 года заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, он потребовал провести инвентаризацию государственных предприятий. Позже в обращении к олий мажлису глава республики поручил разработать стратегию формирования конкурентной среды.

По итогам ревизии в расширенный список попали 2965 предприятий с номинальной стоимостью государственных долей в 111,4 трлн сумов ($11,7 млрд). Анализ их текущей деятельности выявил целый ряд любопытных фактов. К примеру, доля предприятий с гос­участием в ВВП страны равна 55%. По словам начальника департамента Агентства по управлению государственными активами Бахтиера Хайдарова, данная цифра свидетельствует о повышенном участии государства в экономике страны. Для сравнения: в России эта доля составляет 35%, в Сингапуре – 15%, во Вьетнаме – 8%, во многих развитых странах данный показатель в среднем равен 20–25%.

При таком засилье всего государственного в экономике налоги в доходную часть от ПГУ составляют 47%. Еще более парадоксальной выглядит цифра занятых граждан в официальном секторе, их всего 6%. Среди других минусов в работе госкомпаний – убытки на 4,1 трлн сумов ($431,1 млн), отсутствие налоговой отчетности у 34% ПГУ и всего лишь 33% гос­компаний, которые выплатили дивиденды.
По словам Бахтиера Хайдарова, 900 предприятий сегодня зависят от налоговых и таможенных льгот, в некоторых ПГУ отсутствует обоснование владения госдолями, а многие имеют около 2 тыс. непрофильных предприятий. 

Лучше поздно, чем никогда

Решать назревавшие годами проблемы власти Узбекистана намерены в сжатые сроки, хотя пандемия коронавируса наверняка повлияет на реализацию и этих планов. Агентство по управлению госактивами (АУГА) разработало ряд нормативных документов, которые предусматривают утверждение масштабной программы приватизации. Для ее создания и реализации привлекаются не только экспертное сообщество республики, но и зарубежные специалисты, а также международные финансовые институты. 

Согласно стратегии, госдоли в 1115 предприятиях будут предложены частному сектору. За государством остаются 554 компании, свыше 700 юрлиц будут вовсе ликвидированы. Значительно сократится число государственных унитарных предприятий: из 1718 ГУПов останутся лишь 70, которые впоследствии будут преобразованы в АО и ООО. 

Представитель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Андрей Бойцун, выступая в начале марта на заседании круглого стола по вопросам приватизации, отметил:

«Очень важная работа, которую ведет сегодня Госактив (АУГА. – «Курсив») – это сортировка предприятий, идущих на приватизацию. Какие-то останутся, а какие-то будут ликвидированы или реорганизованы. Для того чтобы определить, в какую корзину попадет предприятие, нужно понимать, зачем государство вообще владеет государственными предприятиями».

Screenshot_3_0.png

Screenshot_4.png

Свой среди своих

Важнейшим критерием в новой стратегии приватизации Узбекистана Андрей Бойцун считает разделение функций органов власти в отношении госпредприятий. По его словам, министерства должны сосредоточиться на разработке политики для сектора и одинаково относиться к частным и государственным компаниям. 

Конкурировать с ПГУ частники не в силах. Многие госкомпании не только имеют таможенные и налоговые преференции, но и работают без лицензий, получая при этом прямой доступ к госзаказам без какого-либо участия в тендерах. К примеру, только в строительстве и архитектуре насчитывается 62 таких предприятия.

«Функцию собственника должен выполнять другой орган, а не тот, который является регулятором. Иначе получается как в футболе, когда судья играет на стороне одной из команд», – заметил Бойцун. 

«Никогда фармацевтические предприятия Узбекистана не будут конкурентоспособными, если не будут выполнять стандартов и надлежащей производственной практики. Установить этот стандарт – задача министерства, а не управление и владение предприятиями сектора фармацевтики. Если мы этого не сделаем, Узбекистан будет лишь рынком сбыта для зарубежных компаний», – привел пример независимый консультант АУГА, экс-министр казны Польши Веслав Качмарек. 

Объясняй или продавай 

Стратегия приватизации Узбекистана, рассчитанная на пять лет, предусматривает целый комплекс мер по ограничению государства в экономике.

В частности, внедряется правило «Желтых страниц», подразумевающее выход госсектора из тех сфер экономики, где уже представлен бизнес. При этом реализация активов будет осуществляться только через торги, а государству запретят создавать новые предприятия в тех сферах, где уже существует конкуренция.
Все ПГУ будут работать по принципу «Объясняй или продавай». Если государство обос­нует свое владение долей, то предприятие остается за ним. Этим будет заниматься АУГА, как главный орган, управляющий госактивами.

«Поскольку конечными собственниками госпредприятий являются граждане Узбекистана, будет правильно, если Госактив будет отчитываться перед олий мажлисом – представителями народа», – подчеркнул представитель ЕБРР.

Кто главный?

Внедрение новых правил приватизации выдвигает на первый план вопрос эффективности корпоративного управления оставшимися ПГУ. В программе предусмотрен переход на рыночные механизмы, внедрение оценки исполнительных органов, создание службы комплаенс, внешний аудит и т. д. Серьезные изменения должны коснуться наблюдательных советов. Сейчас в них лишь 3% независимых участников. И их количество, по мнению Андрея Бойцуна, необходимо увеличивать.

«Когда речь идет о создании наблюдательных советов, важно, чтобы в них были профессионалы, обладающие разнообразием компетенций и навыков для принятия правильных и взвешенных решений. На практике должно стать меньше госслужащих. Сейчас – большинство», – констатировал Бойцун.

Представитель Всемирного банка Винояка Нагарач в необходимости приватизации не сомневается, но призывает не рубить с плеча.

«В Узбекистане есть сильные возможности, административный потенциал. Если вы посмотрите на историю Узбекистана, макроэкономические показатели, многие предприятия были очень хороши. Нельзя говорить, что все директора плохие управленцы. Важно использовать то, что есть», – заявил Нагарач.

Реформа в законе

Международные эксперты, представители бизнеса и гос­компаний уверены: реализация новшеств в приватизации невозможна без законодательного регулирования. 

По словам Веслава Качмарека, чтобы не повторять ошибок прошлых лет, стране нужен новый закон о приватизации.

«Если мы говорим о возрождении приватизации, первый шаг этой важной стратегии – новая редакция закона о приватизации. Без нее никак», – заявил эксперт АУГА. 

Начальник управления стратегического планирования, аналитики и развития АО «Узавтосаноат» Рустам Кадыров отметил, что четкие правила, прописанные в законе, привлекут дополнительные средства со стороны граждан республики.

«Сегодня наши граждане не заинтересованы инвестировать в Узбекистан. Ведь у нас в этом плохой опыт. Потому что вы покупаете землю, и нет никакой гарантии, что через пять лет это решение не аннулирует хоким», – привел пример Кадыров. 

Заместитель директора Агентства по управлению гос­активами Узбекистана Тулкин Набиев считает, что многие нормы сегодня сильно устарели и нуждаются в обновлении.

«Закон о приватизации был принят в 1991 году, он уже устарел и не соответствует времени, у нас есть 279-е постановление, которое состоит из 400 страниц, и оно тоже устарело. У нас также много нормативных актов устарело, а специалисты не владеют обновленной базой. Мы должны все обновлять и переучивать наших специалистов, мы должны все эти законы и акты обновить, пересмотреть, и это является одним из наших приоритетов в сегодняшней работе», – резюмировал Набиев.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif