Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1042 просмотра

Налоги и экология

Налоговые проверки перешли в ведение Минэнерго: что это означает для крупных бизнесменов?

фото: shutterstock.com

Тема сложная, аспектов много. В связи с тем, что с 1 января 2018 года ряд функционала по налоговым проверкам в области экологии перешел в ведение Министерства энергетики, у некоторых компаний оказались незавершенными проверки, начатые до этой даты. О том, то это означает для крупных игроков казахстанского бизнеса, «Курсиву» рассказала Елена Каева, партнер налоговой и юридической практики PwC в Казахстане.

– Как складывается ситуация с платами за эмиссию в окружающую среду?

– С 1 января 2018 года вступили в силу новый Налоговый и Экологический кодексы, которые обрисовали новые механизмы по контролю за взиманием платы за эмиссию в окружающую среду. Министерство энергетики РК стало основным ведомством, которое проверяет правильность уплаты эмиссии в окружающую среду в целом. Компетенция налоговых органов по экологической части значительно сузилась. Налоговики теперь отвечают только за контроль платы за эмиссии от передвижных источников.

– Чем, на ваш взгляд, была обусловлена передача полномочий?

– Исторически проверка правильности исчисления платы за эмиссии осуществлялась налоговыми органами в рамках налоговых проверок с привлечением специалиста-эколога из уполномоченного органа. Специалист-эколог давал заключение экологической экспертизы с указанием, в том числе, фактических объемов эмиссии в окружающую среду (разрешенных и сверх лимитов). На основании этого налоговыми органами производились доначисления платы за эмиссии. В случае обжалования доначислений налогоплательщик обжаловал уведомление налоговых органов и связанный с ним акт налоговой проверки. При этом вовлечение в процесс обжалования самого экологического специалиста, на заключении которого основывались обжалуемые доначисления, а также вовлечение Министерства энергетики РК, как правило, было минимальным. При этом Экологический кодекс по факту толковали налоговые органы.

Исходя из практики, такой механизм рождал многочисленные судебные споры компаний с налоговыми органами. Как понимаем, это один из серьезных фактов, который повлиял на передачу полномочий от Налогового комитета к Минэнерго. Плюс существенную роль сыграла необходимость наличия специальных знаний в области экологии, чтобы начислять сумму платы за эмиссию в окружающую среду.

В целом, я полагаю, такой шаг разумен и отвечает функционалу Минэнерго.

– Какие обжалования результатов проверок предлагает Минэнерго?

– Министерство создало апелляционную комиссию с утвержденным регламентом, положением и составом для обжалования результатов проверок. Ну и, конечно, компании могут обращаться в суд. При этом обжалование по факту недоимки по эмиссии будет возникать только по итогам проигранного обжалования в Министерстве энергетики. Вместе с тем предъявление этого долга и его взыскание станет осуществляться налоговыми органами.

Несмотря на то, что уже больше года действуют новый порядок администрирования платы за эмиссии, пока не сложилась практика рассмотрения жалоб Апелляционной комиссией Министерства энергетики, как и практики обмена данными между Министерством энергетики и налоговым органом.

– А что происходит с компаниями, в отношении которых были открыты проверки по эмиссиям в окружающую среду до даты нововведений?

– В новой законодательной матрице в подвешенном состоянии оказались компании, в отношении которых были открыты проверки до 1 января 2018 года. С одной стороны, данные налоговые проверки были инициированы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. С другой стороны, законодательство с учетом изменений, внесенных с 1 января 2018 года, не предусматривает переходных положений, которые позволяли бы завершить такие налоговые проверки и, соответственно, обжаловать их в Апелляционной комиссии Министерства финансов РК.

Если говорить юридическим языком, то не урегулирован вопрос налоговых проверок по вопросам исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии по завершенным и переходящим проверкам, назначенным до 1 января 2018 года.

– Как регулятор предлагает разрешить эту ситуацию?

– Сейчас парламент рассматривает законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности». Законопроект предусматривает поправки в Налоговый кодекс, которые позволят завершить налоговые проверки по вопросам исполнения налогового обязательства по оплате эмиссии в окружающую среду, которые были назначены до 1 января 2018 года. Если законопроект одобрят, то налоговые проверки будут завершены в соответствии с положениями «старого» Налогового кодекса. Таким образом, будет восстановлена компетенция налоговых органов по контролю платы за эмиссию в окружающую среду.

В чем здесь кроется проблема для казахстанских компаний? Если бы соответствующие дополнения и процедуры были внесены в Экологический кодекс РК, то с незавершенными проверками работал бы Комитет экологического контроля и регулирования Министерства энергетики РК, что соответствовало бы положениям нового Налогового кодекса РК. А рассматриваемый законопроект может ухудшить положение налогоплательщиков, поскольку позволит налоговым органам применять свой исторический подход по незавершенным проверкам. Бизнес опасается больших доначислений, которые могут поставить некоторые компании даже на грань банкротства.

Принятие законопроекта может снова спровоцировать споры между налогоплательщиками и налоговым органом, а также Апелляционной комиссией Министерства финансов по вопросам применения норм экологического законодательства.

– А какой есть выход из сложившейся юридической коллизии?

– На мой взгляд, выходом из данной ситуации могло бы быть внесение соответствующих дополнений в законодательство, согласно которым незавершенные проверки были бы переданы Министерству энергетики. Это соответствовало бы общей концепции по передаче такого контроля природоохранному органу, что и было инициировано законодателем. Бизнес-сообщество будет приветствовать именно такое изменение, так как контроль по экологическим вопросам станет осуществлять профильное ведомство.


1157 просмотров

В ШОС снова заговорили о необходимости расчетов в нацвалютах

Всего на встрече в Узбекистане было подписано 14 соглашений

Фото: Пресс-служба правительства КР / Сабыр Аильчиев

2 ноября в Ташкенте прошло заседание совета глав правительств стран ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). На нем была утверждена новая программа экономического взаимодействия до 2035 года, а также принят целый ряд документов. Всего на встрече в Узбекистане было подписано 14 соглашений. 

Еще 15 лет

Действующая сегодня стратегия экономического сотрудничества стран-участниц ШОС была разработана еще в начале 2000-х, когда организация только создавалась. Программа была рассчитана до 2020 года и уже подходит к своему завершению. Новый проект на 15 лет, по словам генерального секретаря ШОС Владимира Норова, разработан «с учетом требований современности и нового формата деятельности объединения». 

Внедрение программы будет проходить поэтапно. До 2025 года страны ШОС намерены разработать и начать реализацию проектов с применением инновационных и зеленых технологий.

«До 2030 года планируется разработать общие правила в области торговли и инвестиций, а также продвижения сферы услуг и интернет-коммерции», – заявил генсек ШОС.

На заключительном этапе страны нацелились повысить конкурентоспособность и обеспечить цифровое обновление экономик, а также создать условия для свободного передвижения товаров, капитала и услуг. 

Платите своими

В очередной раз на саммите ШОС был поднят вопрос о переходе на расчеты в национальных валютах между странами – участницами организации. Премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев в своем выступлении заявил: «Необходимо активизировать вопрос создания банка ШОС и фонда развития. Необходимо обеспечить переход расчетов в национальных валютах для снижения рисков при мировых финансовых кризисах». 

Отметим, что данная тема на саммитах ШОС звучит регулярно. Год назад на аналогичной встрече в Душанбе председатель правительства России Дмитрий Медведев заявлял о важности расчетов в национальных валютах и говорил о поддержке данной инициативы. В Ташкенте российский премьер в очередной раз озвучил необходимость таких изменений и пригласил обсудить этот вопрос в Москве.

«Хорошая инициатива, ее нужно проработать. Приглашаем финансистов, банковских экспертов ШОС принять участие в круглом столе, который пройдет в начале следующего года в Москве. Рассчитываем, что там будут конкретные результаты, которые позволят нам использовать эти современные и актуальные в нынешних торговых условиях средства расчетов», – заявил на встрече Дмитрий Медведев. 

В продолжение темы глава правительства Казахстана Аскар Мамин призвал своих коллег разработать дорожную карту по увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. 

До Китая на перекладных

На совете ШОС особое внимание было уделено транспортным коммуникациям между странами объединения. Сегодня, по словам участников встречи, есть целый ряд препятствий, которые мешают полноценному развитию товарно-экономических отношений в регионе. По итогам работы была принята концепция взаимодействия железнодорожных администраций государств – членов ШОС. Документ предполагает развитие инфраструктуры для более эффективного использования транзитных возможностей, увеличения грузопотока и роста товарооборота.

«Мы планируем создавать новые маршруты. Недавно мы приняли решение о финансировании строительства новой платной автомагистрали Москва – Казань в рамках проекта международного транспортного коридора из Европы до Западного Китая. Работы начнутся в следующем году», – рассказал о планах российского правительства Дмитрий Медведев. 

Казахстанский премьер Аскар Мамин, в свою очередь, обратил внимание на необходимость модернизации автотранспортного сообщения. Он предложил ускорить внедрение автоматизированной системы выдачи бланков разрешений для автоперевозок грузов и утвердить совместную программу развития автомобильных дорог государств – членов ШОС.

Продолжая транспортную тему, премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев предложил соседям посотрудничать в создании логистического комплекса на границе Киргизии с Китаем на территории свободной экономической зоны «Нарын».

«Данный проект, оснащенный комплексной инфраструктурой и развитой логистической системой контрольно-пропускного пункта, будет направлен на развитие транзитного потенциала и торгово-экономического межрегионального сотрудничества государств – членов ШОС. Реализация проекта позволит всем странам получить экономическую и коммерческую выгоду», – заявил премьер Кыргызстана.

С каждым по отдельности

Оценивая итоги сессии ШОС в Ташкенте, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор политических наук Григорий Голосов в разговоре с «Курсивом» отметил, что договоренности, достигнутые участниками саммита, не будут конкретизироваться.

«Это связано с тем, что Китай, который является главным арбитром организации, не заинтересован устанавливать в рамках ШОС слишком обязывающие правила игры. Китаю выгоднее договориться с каждой страной по отдельности. Что касается выгод, то Россия, например, скорее получит политические, чем экономические баллы. А вот Казахстан и Узбекистан вряд ли смогут о чем-то договориться с Китаем при содействии ШОС, если на двустороннем уровне им этого не удалось». 

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций