Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


455 просмотров

Налоги и экология

Налоговые проверки перешли в ведение Минэнерго: что это означает для крупных бизнесменов?

фото: shutterstock.com

Тема сложная, аспектов много. В связи с тем, что с 1 января 2018 года ряд функционала по налоговым проверкам в области экологии перешел в ведение Министерства энергетики, у некоторых компаний оказались незавершенными проверки, начатые до этой даты. О том, то это означает для крупных игроков казахстанского бизнеса, «Курсиву» рассказала Елена Каева, партнер налоговой и юридической практики PwC в Казахстане.

– Как складывается ситуация с платами за эмиссию в окружающую среду?

– С 1 января 2018 года вступили в силу новый Налоговый и Экологический кодексы, которые обрисовали новые механизмы по контролю за взиманием платы за эмиссию в окружающую среду. Министерство энергетики РК стало основным ведомством, которое проверяет правильность уплаты эмиссии в окружающую среду в целом. Компетенция налоговых органов по экологической части значительно сузилась. Налоговики теперь отвечают только за контроль платы за эмиссии от передвижных источников.

– Чем, на ваш взгляд, была обусловлена передача полномочий?

– Исторически проверка правильности исчисления платы за эмиссии осуществлялась налоговыми органами в рамках налоговых проверок с привлечением специалиста-эколога из уполномоченного органа. Специалист-эколог давал заключение экологической экспертизы с указанием, в том числе, фактических объемов эмиссии в окружающую среду (разрешенных и сверх лимитов). На основании этого налоговыми органами производились доначисления платы за эмиссии. В случае обжалования доначислений налогоплательщик обжаловал уведомление налоговых органов и связанный с ним акт налоговой проверки. При этом вовлечение в процесс обжалования самого экологического специалиста, на заключении которого основывались обжалуемые доначисления, а также вовлечение Министерства энергетики РК, как правило, было минимальным. При этом Экологический кодекс по факту толковали налоговые органы.

Исходя из практики, такой механизм рождал многочисленные судебные споры компаний с налоговыми органами. Как понимаем, это один из серьезных фактов, который повлиял на передачу полномочий от Налогового комитета к Минэнерго. Плюс существенную роль сыграла необходимость наличия специальных знаний в области экологии, чтобы начислять сумму платы за эмиссию в окружающую среду.

В целом, я полагаю, такой шаг разумен и отвечает функционалу Минэнерго.

– Какие обжалования результатов проверок предлагает Минэнерго?

– Министерство создало апелляционную комиссию с утвержденным регламентом, положением и составом для обжалования результатов проверок. Ну и, конечно, компании могут обращаться в суд. При этом обжалование по факту недоимки по эмиссии будет возникать только по итогам проигранного обжалования в Министерстве энергетики. Вместе с тем предъявление этого долга и его взыскание станет осуществляться налоговыми органами.

Несмотря на то, что уже больше года действуют новый порядок администрирования платы за эмиссии, пока не сложилась практика рассмотрения жалоб Апелляционной комиссией Министерства энергетики, как и практики обмена данными между Министерством энергетики и налоговым органом.

– А что происходит с компаниями, в отношении которых были открыты проверки по эмиссиям в окружающую среду до даты нововведений?

– В новой законодательной матрице в подвешенном состоянии оказались компании, в отношении которых были открыты проверки до 1 января 2018 года. С одной стороны, данные налоговые проверки были инициированы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. С другой стороны, законодательство с учетом изменений, внесенных с 1 января 2018 года, не предусматривает переходных положений, которые позволяли бы завершить такие налоговые проверки и, соответственно, обжаловать их в Апелляционной комиссии Министерства финансов РК.

Если говорить юридическим языком, то не урегулирован вопрос налоговых проверок по вопросам исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии по завершенным и переходящим проверкам, назначенным до 1 января 2018 года.

– Как регулятор предлагает разрешить эту ситуацию?

– Сейчас парламент рассматривает законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности». Законопроект предусматривает поправки в Налоговый кодекс, которые позволят завершить налоговые проверки по вопросам исполнения налогового обязательства по оплате эмиссии в окружающую среду, которые были назначены до 1 января 2018 года. Если законопроект одобрят, то налоговые проверки будут завершены в соответствии с положениями «старого» Налогового кодекса. Таким образом, будет восстановлена компетенция налоговых органов по контролю платы за эмиссию в окружающую среду.

В чем здесь кроется проблема для казахстанских компаний? Если бы соответствующие дополнения и процедуры были внесены в Экологический кодекс РК, то с незавершенными проверками работал бы Комитет экологического контроля и регулирования Министерства энергетики РК, что соответствовало бы положениям нового Налогового кодекса РК. А рассматриваемый законопроект может ухудшить положение налогоплательщиков, поскольку позволит налоговым органам применять свой исторический подход по незавершенным проверкам. Бизнес опасается больших доначислений, которые могут поставить некоторые компании даже на грань банкротства.

Принятие законопроекта может снова спровоцировать споры между налогоплательщиками и налоговым органом, а также Апелляционной комиссией Министерства финансов по вопросам применения норм экологического законодательства.

– А какой есть выход из сложившейся юридической коллизии?

– На мой взгляд, выходом из данной ситуации могло бы быть внесение соответствующих дополнений в законодательство, согласно которым незавершенные проверки были бы переданы Министерству энергетики. Это соответствовало бы общей концепции по передаче такого контроля природоохранному органу, что и было инициировано законодателем. Бизнес-сообщество будет приветствовать именно такое изменение, так как контроль по экологическим вопросам станет осуществлять профильное ведомство.


806 просмотров

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций