Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


337 просмотров

Как в Казахстане обстоят дела с водным вопросом?

В Казахстане не в полной мере решена проблема доступа к питьевой воде в сельской местности

фото: shutterstock.com

По данным Минсельхоза Казахстана, в прошлом году спрос на воду всех отраслей экономики был полностью обеспечен. Однако в стратегическом плане работы предстоит еще много. Пока бюджет страны не готов в полном объеме финансировать достижение целей, поставленных на всемирной встрече по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году, а также отечественными указами, регулирующими эффективность водопользования. Выход – в передаче управления в частный сектор, считают в ведомстве.

В феврале 2017 года был подписан указ президента Казахстана «Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы». В программе, в частности, говорится, что, по состоянию на 1 января 2016 года, не в полной мере решена проблема доступа к питьевой воде в сельской местности: «Согласно информации местных исполнительных органов (далее – МИО), доступом к централизованному водоснабжению обеспечен 3461 сельский населенный пункт c общей численностью населения 6,2 млн человек, или 51,5% от всего сельского населения Казахстана. Привозной водой пользуется 61 населенный пункт, децентрализованную систему водоснабжения имеют 3099 населенных пунктов. Доступ к централизованному водоснабжению в городах составляет 87%».

Однако на сегодня основной вопрос для Минсельхоза заключается в оптимизации системы водопользования. Так, в госпрограмме определены реальные планы на предстоящий период: «Эффективное использование водных ресурсов будет выражаться в обеспечении поливной водой необходимых для развития сельского хозяйства земель регулярного и лиманного орошения, улучшении мелиоративного состояния и восстановлении ирригационной инфраструктуры, повышении эффективности водопотребления в промышленности». В частности, предполагается снижение потерь при транспортировке поверхностных водных ресурсов для нужд сельского хозяйства с 5,1 до 3,69 куб. км и увеличение емкости водохранилищ с 97,9 до 99,8 куб. км. При этом авторы программы отметили, что при необходимых затратах воды в объеме 57,9 куб. км, располагаемый объем водных ресурсов, возможных для использования в экономике республики, в средний по водности год не превышает 42,8 куб. км.

Одной из основных причин проблем водопользования называют низкую стоимость услуги по подаче воды для конечного потребителя. В документе сообщается, что это приводит к неэффективному потреблению водных ресурсов сельхозпотребителями и не побуждает к использованию эффективных с точки зрения водосбережения технологий и сельскохозяйственных культур, не позволяет обеспечить в полном объеме техобслуживание, эксплуатацию и ремонт водохозяйственных и ирригационных систем. «Отсутствие существенных мер по стимулированию водосбережения при текущих уровнях и структурах тарифов в сельском и коммунальном хозяйстве, промышленности является причиной низкой эффективности водопотребления. В настоящее время затраты на воду составляют менее 1% стоимости основных сельскохозяйственных культур (0,9% для пшеницы, 0,1% для хлопка), что существенно меньше, чем в других странах (4–13% для пшеницы, 2–10% для хлопка в таких странах, как Индия, КНР, Австралия, ЮАР, США и Израиль). В абсолютном выражении текущий уровень тарифов на воду в сельском хозяйстве является одним из наиболее низких в мире, в 2–10 раз меньше, чем в таких странах, как Австралия, Великобритания, КНР, Греция, и в 20 раз меньше, чем в Израиле. Помимо того, что тариф на воду для конечного потребителя является крайне низким (средний тариф составляет 0,5 тенге за куб. м в сельском хозяйстве), он не стимулирует эффективное потребление водных ресурсов. Уровень тарифов для промышленных потребителей варьирует в пределах 120–260 тенге за куб. м и, таким образом, сравним c уровнем тарифов, применяемых в других странах», – приводится в программе анализ текущей ситуации.

Сама госпрограмма стала продолжением политики государства, которая проводится не одно десятилетие. Так, в 2008 году указом президента страны утвержден Национальный план по интегрированному управлению водными ресурсами и повышению эффективности водопользования Республики Казахстан на 2009–2025 годы. Этот документ подготовлен в соответствии с международным опытом и решениями на высоком уровне. В частности, Всемирный саммит по устойчивому развитию (г. Йоханнесбург, 2002 год) призвал все страны «разработать Планы интегрированного управления водными ресурсами и эффективного использования воды к 2005 году». А на третьем (Киото, 2003 год) и четвертом (Мехико, 2006 год) Всемирных водных форумах отмечено, что водные кризисы являются, прежде всего, кризисами управления, несогласованности действий заинтересованных сторон и недостаточного финансирования.  

До решения этого вопроса были разработаны концепция развития водного сектора Казахстана 2002 года и соглашение между правительством страны и Программой развития ООН по проекту «Национальный план по интегрированному управлению водными ресурсами и водосбережению для Республики Казахстан» (2006 год).

В национальном плане по водопользованию от 2008 года отмечалось: «Дефицит водных ресурсов в Казахстане является существенным фактором, сдерживающим освоение природных богатств, развитие производительных сил и экономический рост в целом. При этом, несмотря на то, что в последние годы наблюдается сокращение потребления воды отраслями экономики и населением, использование водных ресурсов остается неэффективным. Например, объем потерь пресной воды только при транспортировке составил в 2003 году в Казахстане 5,6 куб. км, увеличившись по сравнению с 2000 годом на 0,7 куб. км. На современном этапе ситуация продолжает усугубляться вследствие износа основных средств и недостаточности средств на их восстановление».

А практику отдадут частникам

В начале февраля 2019 года вице-министр сельского хозяйства Казахстана Ерлан Нысанбаев в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МСХ сообщил, что развитие новых орошаемых земель будет осуществляться не из бюджета, а через модели ГЧП. Он уточнил: «На последнем расширенном заседании правительства под председательством главы государства были озвучены цели плана развития орошаемых земель на площади 3,5 млн га, то есть предусматривается восстановление орошаемых земель на площади 600 тыс. га и ввод новых на площади 1,5 млн га, которые поддержаны главой государства. И на сегодняшний день начаты работы по его реализации».

По словам вице-министра, модель финансирования через ГЧП предусматривает наличие частного партнера, который учреждает специальную финансовую компанию для привлечения инвестиций из международных финансовых организаций, Единого национального пенсионного фонда или банков второго уровня под поручительство Министерства финансов. Последующий возврат инвестиций будет осуществляется через тариф. При этом, учитывая существующие низкие тарифы на поливную воду, которые не позволяют покрывать расходы на реконструкцию и ремонт каналов и гидротехнических сооружений, предусматривается введение экономически обоснованных тарифов, обеспечивающих возврат инвестиционных вложений. Эти меры будут поддерживаться государством в виде субсидий на услуги по подаче поливной воды.

Чиновник рассказал о двух компаниях, которые готовы работать по данной схеме. Это CITIC CONSTRUCTION CO., LTD с проектами в Павлодарской и Туркестанской областях, с привлечением собственных инвестиций и гарантированным сбытом сельхозпродукции, а также казахстанская компания ТОО «Тамас» с проектом в Туркестанской области.

По словам г-на Нысанбаева, ожидаемый результат к 2028 году предусматривает рост валовой выручки орошаемых земель с 800 млрд до 3,7 трлн тенге, рост выработки на одного работника с 2,9 до 5,8 млн тенге в год, тогда как сегодня всего 7% орошаемых земель дают нам 42% производства в растениеводстве. «Благодаря реализации предложенной модели, всего 16% пашни дадут продукции в 2,8 раза больше, чем сейчас дает все растениеводство (в 1,6 раза больше, чем сейчас дает все сельское хозяйство)», – добавил он.

При этом, по данным МСХ, за счет привлечения международных займов Исламского банка (ИБР) и Европейского банка (ЕБРР) реализуются проекты по восстановлению гидромелиоративных систем на площади 128 тыс. га (в Алматинской, Актюбинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях) на общую сумму более 102 млрд тенге. Срок реализации – до 2021 года. В 2019 году, согласно госпрограмме развития АПК, планируется ввести в оборот 124 тыс. га орошаемых земель. Восстановление регулярного орошения намечено на 610 тыс. га земель. Не охвачены финансированием 482 тыс. га. Охватить их планируется как за счет средств международных финансовых институтов – 256 тыс. га (174 тыс. га – Азиатский банк развития, 82 тыс. га – ЕБРР), так и через механизмы ГЧП – 167 тыс. га, а также 51 тыс. га – за счет средств местных исполнительных органов.

Между тем, судя по всему, стремления МСХ упираются в противостояние на местах. По словам вице-министра Ерлана Нысанбаева, успешная реализация Госпрограммы развития АПК зависит от своевременной передачи водохозяйственных объектов из коммунальной собственности в республиканскую. Однако из общего количества передаваемых водохозяйственных объектов на площади 610 тыс. га приняты в республиканскую собственность всего 343 тыс. га, то есть 56%. При этом он отметил слабую работу акиматов Северо-Казахстанской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей.

Почему Минсельхоз подался к частникам в водном вопросе, объясняет статистика госфинансирования данной сферы и декабрьский доклад первого заместителя министра сельского хозяйства Казахстана Армана Евниева на заседании правительства. Арман Кайратович не пожалел таланта, чтобы донести до аудитории идею необходимости зарубежных кредитов и передачи воды в частную среду: «В вопросах восстановления водохозяйственной инфраструктуры до сегодняшнего дня мы надеялись на бюджетные инвестиции. С таким подходом нам понадобилось бы около 100 лет. Сейчас предлагается запустить перезагрузку отношений по восстановлению и вводу новых орошаемых земель. Отойти от бюджетных инвестиций и привлечь крупные частные инвестиции. В отрасль в ближайшие 9–10 лет будут привлечены 1,23 трлн тенге инвестиций, и площадь орошаемых земель будет доведена до 3,5 млн га, объем валовой продукции составит 3,7 трлн тенге. Точные цифры мы получим после завершения технико-экономического обоснования (апрель 2019 года), но индикативно для протокола еще раз озвучу потребность программы. Это поручительство Минфина на 1,5 трлн тенге и госгарантии на 150 млрд тенге. Прошу поддержать».

Между тем, по данным МСХ, на восстановление гидротехнических сооружений в течение последних нескольких лет направлялось в среднем только 7 млрд тенге в год, итого 34,2 млрд за пять лет. А в общем накопленное недофинансирование составляет 925 млрд тенге. Комитет по водным ресурсам МСХ РК отмечает при этом, что, по расчетам Всемирного банка, ирригационная система при существующих темпах обновления полностью выйдет из строя в течение 44 лет.

999.png

Из Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы (редакция 2018 года).


1 просмотр

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций